Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Социология марксизма в России.docx
Скачиваний:
37
Добавлен:
03.05.2015
Размер:
74.8 Кб
Скачать

Социология анархизма (м.А. Бакунин, п.А. Кропоткин и др.).

Родоначальник русского анархизма, деятель российского и международного революционного движения, политический публицист Михаил Александрович Бакунин(1814-1876) был сторонником позитивизма в социологии.

Социально-политические взгляды М.А. Бакунина формировались под воздействием немецкой классической философии и позитивизма, идей русских революционных демократов и народников, западноевропейских социалистов и коммунистов. Особое влияние на него оказали работы и личное знакомство с основоположником европейского анархизма П. Прудоном, а также сочинения немецкого анархиста М. Штирнера. Встречи с К. Марксом и Ф. Энгельсом, признание их авторитета в области общественных наук и в революционном движении, однако, не сделали М. А. Бакунина их сторонником, так как его анархические убеждения принципиально расходились с марксизмом.

К работам, в которых изложены социологические воззрения М.А. Бакунина, относят следующие: "Федерализм, социализм и антитеологизм" (1867), "Бог и государство" (1871), "Кнуто-Германская империя и социальная революция" (1871), "Государственность и анархия" (1873).

Обоснование своей анархической доктрины М.А. Бакунин начал с критики метафизической философии. Он заявил, что она ведет себя по отношению к частным наукам "авторитарно" и "аристократично". На смену метафизике, по его мнению, должна прийти рациональная "демократическая" наука - "позитивная философия", которая, отказавшись от абстрактных рассуждений и абсолютных истин, будет исследовать реальный мир, подвергать его "действительному анализу", "самой строгой критике" и подтверждать свои выводы посредством опыта. Образец и первый набросок новой рациональной науки русский анархист видел в позитивизме О. Конта.

С точки зрения М.А. Бакунина, позитивная философия - это рациональная и универсальная наука, которая изучает существующие факты реальной действительности, выводит законы, единые для физического, животного и человеческого миров. Позитивистская философия также согласовывает в единую систему и координирует все науки. Систему своей рациональной философии М.А. Бакунин, как и О. Конт, представил в виде следующей иерархической лестницы наук: математика - механика - астрономия - физика - химия - геология - биология - физиология - психология - социология.

М.А. Бакунин объявил социологию вершиной иерархии рациональной науки, "последней ступенью и увенчанием позитивной философии". Он определил ее как науку, которая изучает всю историю человечества в развитии человеческого существа, "коллективного и индивидуального, в политической, экономической, социальной, религиозной, артистической и научной жизни". Поэтому в его понимании социология - это "наука об общих законах, управляющих всем развитием человеческого общества". Она выводит свои законы из фактов и событий прошлого и настоящего. При этом как синтезирующая паука социология обязана учитывать при анализе социальных явлений и процессов самые отдаленные причины, вплоть до движения планет и звезд Вселенной. Обращаясь к прошлому и настоящему, социология, по мнению теоретика анархизма, не способна прогнозировать "формы будущей общественной жизни". Задачи социологии ему виделись в следующем:

- "освещать путь развития общества";

- определять "общие законы, которые присущи развитию явлений" человеческого мира;

- ставить "вехи прогрессивного развития человечества";

- указывать людям "общие условия, строгое соблюдение коих необходимо, и незнание или забвение коих всегда приводит к роковым последствиям".

По мнению М.А. Бакунина, личность обладает двумя специфическими свойствами: "способностью мыслить" и "потребностью бунта". Эти свойства отличают ее от животного, они зарождаются и формируются в процессе общественной жизни людей. К основным факторам", которые определяют эволюцию личности в социальном мире, он относил следующие:

- человеческую животность, реализуемую посредством "социальной и частной экономии";

- мысль, которая реализуется через научное и духовное творчество;

- бунт, реализуемый путем достижения свободы.

Главными законами социального мира М.А. Бакунин считал социальную солидарность и свободу. "Социальная солидарность,- утверждал он,- является первым человеческим законом, свобода составляет второй закон общества". Оба эти закона взаимно дополняют друг друга, так как "свобода каждого является результатом общей солидарности", а та - есть "непременное условие всякой личной свободы". Солидарность и свобода были порождены общественной жизнью людей. Они "не могут быть развиты в человеке иначе, как только путем рационального воспитания".

Согласно анархистской концепции, свобода и власть - антагонисты, так как любая власть над человеком есть отрицание его свободы. Бунтарская природа человека, подчеркивал М.А. Бакунин, противится власти в любых ее формах. Особенность русского мужика он видел в том, что тот анархист по инстинкту и бунтарь по природе. Идеалом русского человека всегда был защитник, мститель народный, непримиримый враг государства, боец на жизнь и на смерть против "всей чиновно-дворянской и казенно-поповской цивилизации".

Отношение М. А. Бакунина к церкви совпадает с критической точкой зрения на нее мыслителей эпохи Просвещения, представителей немецкого и русского материализма. По его мнению, церковь как религиозный институт возникла в силу трех причин:

1) страха первобытного человека перед могуществом природы;

2) способности человека к абстрактному мышлению и ограниченности его познавательных возможностей, в результате чего все непознанное и таинственное предписывалось как созданное Богом;

3) использования религиозных верований с целью властвования над людьми и их порабощения.

М.А. Бакунин сравнивал церковь с "кабаком". В церкви, отмечая он, как и в кабаке, народ "забывает свой голод, свой гнет, свое унижение". Выступая за освобождение народа от пагубного воздействия церкви, указывал следующие пути:

- осознание с помощью рациональной науки религиозного обмана;

- создание условий для справедливого устройства общества, где не нужен будет религиозный дурман;

- уничтожение государства как земного заместителя небесной власти.

По представлению М.А. Бакунина, государство - младший брат церкви. Государственная власть исходит непосредственно от божественной власти и является "божественной санкцией силы и торжествующей несправедливости". Теоретик анархизма характеризовал государство как абсолютное ограничение и отрицание свободы каждого во имя общего блага; как "нахальство силы" и основной источник всех социальных зол; как искусственное, исторически необходимое образование, которое покровительствует экономически привилегированным слоям общества в деле эксплуатации народа. Для народа, подчеркивал он, государство всегда будет тюрьмой, "хотя бы оно десять раз называлось народным и было разукрашено недемократическими формами". Там, где начинается государство, кончается индивидуальная и коллективная свобода. Государство несет людям "самое вопиющее, самое циничное и самое полное отрицание человечности".

Социально-политические взгляды и анархические идеи М.А. Бакунина были популярны во второй половине XIX в. не только в России, но и в Европе. Многие положения его доктрины анархического социализма были унаследованы приверженцами анархизма и подвергались критике со стороны марксизма. В середине XX столетия в среде европейского бунтующего студенчества наблюдался значительный интерес к личности и воззрениям М. А. Бакунина.

Теоретик анархизма, ученый, деятель российского и международного революционного движения, публицист Петр Алексеевич Кропоткин (1842-1921) был сторонником позитивизма в социологии. Его социально-политические взгляды формировались под влиянием идей декабристов, русских революционных демократов и народников. Сильное воздействие на его мировоззрение оказали работы просветителей, современных естествоиспытателей, позитивистов, социалистов и анархистов, а также наблюдения за жизнью народа в России и за рубежом, участие в революционном движении, личные контакты с учеными и политическими деятелями.

Теоретическое наследие П.А. Кропоткина состоит почти из двух тысяч работ, многие из которых до сих пор не опубликованы на русском языке. Его социологические воззрения представлены в работах: "Анархия и ее место в социалистической революции" (1887), "Нравственные начала анархизма" (1891), "Хлеб и воля" (1892), "Государство и его роль в истории" (1896), "Коммунизм и анархия" (1900), "Взаимная помощь как фактор эволюции" (1907), "Русская революция и анархизм" (1907), "Современная наука и анархия" (1913), "Этика" (1921).

По мнению П.А. Кропоткина, любая социальная теория так же, как программа какой-либо партии или проект переустройства общества, должна иметь свою философскую основу. Для анархизма, утверждал он, такой методологической и гносеологической базой может служить "синтетическая философия". Это объясняется тем, что она изучает самые общие законы для всех явлений природы и общества, синтезируя результаты исследований естественных и общественных наук. Под синтетической философией теоретик анархизма, также как и М.А. Бакунин, понимал современный ему позитивизм. Он заявлял о том, что синтетической философии следует быть позитивной, т.е. отказаться от метафизических и абстрактных умозаключений, изучать реальную действительность с помощью естественнонаучных методов, проверять полученные знания посредством опыта.

Синтетическая философия должна включать в себя три взаимосвязанных раздела: естественнонаучный, социологический и этический. Находясь между естествознанием и этикой, социология призвана изучать "физиологию общества" со времен дикарей до наших дней и определять контуры дальнейшего прогресса человечества. Соглашаясь с М.А. Бакуниным в том, что социология - наука молодая и еще недостаточно развита, П.А. Кропоткин заявлял о свойственной ей прогностической функции. Он отмечал большую заслугу О. Конта и Г. Спенсера в определении социологии как самостоятельной позитивной науки, но упрекал первого за связь ее с религией, а второго - за абсолютизацию учения о борьбе видов применительно к человеческому обществу.

Главным методом социологии П.А. Кропоткин объявлял индуктивный метод. С его точки зрения, использование социологией этого метода позволяет ей, изучая человека и общество, переходить от рассмотрения "цветка к человеку или от поселения бобров к человеческому городу". Ученый выступал против тех природных законов, которые придуманы и которых нет на самом деле (например, закон тотальной борьбы всех со всеми, закон социального неравенства, закон господства и иерархии). Задача социолога, указывал он, изучать те законы, которые "есть на деле" и которые возможно проверить на практике.

К основным вопросам социологии П.А. Кропоткин относил следующие.

1. Какие общественные формы лучше обеспечивают в данном обществе "наибольшую сумму счастья, а потому и наибольшую силу жизненности"?

2. Какие формы общества позволяют лучше этой "сумме счастья расти и развиваться качественно и количественно"?

3. Какова "формула прогресса" и главный фактор прогрессивной эволюции общества?

В качестве главного социологического закона П. А. Кропоткин выдвинул биосоциальный закон взаимопомощи. Обосновывая этот закон, он опирался на идею Ч. Дарвина о том, что животные, у которых сильнее развиты чувства общительности и взаимной симпатии, имеют больше шансов на самосохранение и продолжение своего вида. П. А. Кропоткин также развил мысль русского зоолога К. Ф. Кесслера о важности закона взаимной помощи для прогрессивного развития любого вида животных, распространив действие этого закона на человеческое общество. Он не отрицал значения для развития животных и людей закона борьбы за существование, но поставил закон взаимопомощи во главу угла эволюции и прогресса общества.

П. А. Кропоткин, вслед за М. А. Бакуниным, образование государства связывал с процессом отрицания взаимопомощи и разрушения человеческой солидарности. Более того, одну из задач государства он видел в уничтожении уже существующих форм взаимопомощи и в стремлении стать единственным объединяющим началом в обществе, захватив в свои руки все механизмы социального регулирования. С его точки зрения, государство - противоестественная консервативная сила, которая несет людям зло и страдания, приводит к классовому делению общества и отрицает свободу личности. Государство также усугубляет социальную несправедливость и нравственную деградацию людей, препятствует общественному прогрессу.

Определяя государство как "сосредоточение управления местной жизни в одном центре" и как "сосредоточие многих отправлений общественной жизни в руках немногих", П. А. Кропоткин особо подчеркивал его эксплуататорскую сущность. Истинная сущность государства, заявлял он, состоит в том, что оно поддерживает права господствующего класса "пользоваться трудом рабочих масс", расширяет эти права и создает новые, которые "ведут к новому закрепощению обездоленных законодательством граждан". По его мнению, историческая миссия государства состоит в "поддержке эксплуатации и порабощения человека человеком". Если церковь стремится удержать народ в духовном рабстве, то "цель государства - держать его в полуголодном состоянии, в экономическом рабстве", независимо от того, какие лозунги данное государство провозглашает.

Центральный вопрос анархической доктрины - это вопрос о безгосударственном устройстве общества. По мнению П. А. Кропоткина, так как в природе нет власти и государства, то их, следовательно, не должно быть и в обществе. Альтернативу государству он видел в неполитической организации общества, созданной на основе взаимопомощи и солидарности. По его предположению, уже в современном обществе существуют общественные организации, союзы, кооперативы, которые подготавливают почву для перехода к безгосударственному устройству общества. Задача состоит в том, чтобы ликвидировать государственный аппарат и заменить принцип организационной структуры общества. П. А. Кропоткин предлагал заменить принцип централизма принципом федерализма, который уже имел место в истории, когда возникали федерации родов и конфедерации вольных городов. На смену "пирамидальной социальной структуре", управляемой "сверху вниз", должен прийти "мирской порядок" - децентрализованное общественное самоуправление "снизу вверх".

Так же, как и М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин был убежден в том, что только посредством социальной революции возможен переход к безгосударственному устройству общества. Однако в отличие от своего учителя он допускал возможность постепенного перехода от государственного федерализма к федерализму безгосударственному. В противоположность марксистам, для которых "отмирание государства" - конечный пункт построения коммунистического общества, для русского анархиста коммунистический строй должен начинаться с ликвидации государства.

Общим законом общественного развития П. А. Кропоткин провозглашал последовательную смену эволюции революцией. С его точки зрения, революция - это период коренных преобразований во всем укладе жизни людей, в то время как эволюция - это период постепенных преобразований с помощью реформ отдельных сторон общественной жизни. Эволюция подготавливает условия для революции, которая определяет направления дальнейшей эволюции. Революции неизбежны, так как с помощью реформ невозможно провести коренную перестройку общества.

В программе П. А. Кропоткина анархический коммунизм представлен в виде федеративного и всепланетного союза производительных общин (коммун), объединенных на основе свободного соглашения. Отношения между людьми здесь будут строиться по законам взаимопомощи и солидарности, регулироваться признаваемыми каждым привычками и обычаями. Совершенствование общественных отношений при анархическом коммунизме будет опосредовано развитием нравственного идеала, "все более разумного, все более возвышенного". Отрицая управление при коммунизме со стороны любых государственных органов, П. А. Кропоткин заявлял, что "оно должно быть делом всех". Строя коммунизм, "народные массы должны будут рассчитывать, прежде всего, на свои собственные силы, на свою собственную инициативу и свой организаторский гений, способность проложить новые пути".

Анархическая доктрина П. А. Кропоткина явилась связующим звеном между классическим анархизмом XIX в. и современным анархизмом XX столетия. Его анархические идеи не оказали существенного влияния на революционное движение в России, но через его труды, переведенные на разные языки, получили известное распространение в странах Западной Европы, Латинской Америки, Индии и Китае. Заслуги П. А. Кропоткина в его научной и революционной деятельности были отмечены Советским правительством. В. И. Ленин одобрительно отзывался и рекомендовал издать его труды.