Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
38 глава исправленная.doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
01.05.2015
Размер:
98.82 Кб
Скачать

§ 3. Кризисные тенденции в западном обществе

В 1970-х гг. Ю. Хабермас обращается к анализу кризисных тенденций в западном обществе. В работе «Кризис легитимно­сти» (1973) Хабермас определяет главные характеристики кри­зиса Запада: непрерывные экономические классовые противо­речия на фоне новой политизации административных реше­ний, являющейся следствием растущего государственного вмешательства.

Это вмешательство превращает в необходимость экономиче­ские противоречия и ведет к появлению политических вмеша­тельств, вытекающих из этих противоречий. Особенно остро кризис легитимности проявляется тогда, когда прежняя основа легитимности (например, традиция, послушание) не воспроиз­водится и одновременно новые социальные ориентации (на­пример, профессионализм, благосостояние) все более начина­ют действовать как «инородные тела» внутри капитализма. По­добное положение порождает более критическую политическую культуру, которая потенциально ставит под сомнение легитим­ность существующего политического порядка.

916 Раздел V. Современная зарубежная теоретическая социология

Глава 38. Социология коммуникаций Юргена Хабермаса 917

Ю. Хабермас согласен с тем, что кризисные тенденции в ка­питалистических обществах не только контролируются, но и в принципе поддаются исправлению, а также с тем, что в настоя­щее время гарантии замены капитализма не существует. Не­смотря на это, экономические и классовые противоречия, а также искажение рациональности становятся очевидными, если использовать в социальном анализе критическую теорию.

§ 4. Системная и социальная интеграции

Более ранняя теория систем Ю. Хабермаса, а также его модель социального развития подвергнуты критике многими западными школами. Отвечая на эту критику, он различает понятия «сис­темная интеграция» и «социальная интеграция». Системная инте­грация связана прежде всего с материальным воспроизводством мира вещей, социальная же интеграция целиком относится к процессам культурной интеграции и социализации. Именно к этой области и применяет системный анализ Ю. Хабермас. С точки зрения теоретика-обществоведа У. Аутвейта хабермасов анализ социальной интеграции является преимущественно «ре­конструктивным» (по критерию развития логики последователь­ности), а не детерминистским или прогнозирующим.

Согласно Хабермасу, научно сформулированные условия оправдывают и рационализируют практические человеческие интересы. Позитивизм как господствующий современный тип научного исследования основан на нетеоретических реальных интересах, по отношению к которым он объективен. Ни для по­зитивизма, ни для любой науки не существует трансценденталь­ных оснований, что обосновывает отрицание абсолютов. Со­гласно формуле Хабермаса, знание (теория) верифицируется посредством практических действий (praxis) заинтересованных акторов, и это вселяет оптимизм относительно человеческих ус­ловий. Лишь интерес определяет объективность науки. Челове­ческий интерес устанавливает единство между каждым состав­ляющим контекстом, в котором коренятся знания, и структурой возможного применения, которое может иметь это знание. Нау­ка оправдывает и операционализирует знание, имеющее праг­матическую функцию.

Современное технологическое общество делает упор скорее на манипуляцию и контроль, чем на когнитивное понимание и коммуникацию. Эмпирическая наука объективирует человече-

ство, подчеркивая структурные аналоги между социальными и несоциальными явлениями, и тем самым развивает технику господства. Технологическое же человечество не думает нравст­венно и не воспринимает других как качественно уникальных. Вероятно, оно стремится к технической эффективности, а не к хорошей жизни, следовательно, обезличенность манипулирует человеческой жизнью. Хабермас полагает, что технологическое общество элиминирует символическую коммуникацию и взаи­модействие, пренебрегая социальными аспектами индивидуаль­ности. Акторы живут как изолируемые, манипулируемые част­ности, глухие к когнитивным символическим связям, объеди­няющим человечество. Эти аномические жизни протекают при господстве невежества и беспомощности. Господство, домина-ция у Хабермаса означает демонстрацию социального взаимо­действия, являющегося извращенной коммуникацией, выяв­ляет неспособность общаться эффективно и интерсубъективно. Таким образом, у человечества есть остаточная потребность в восстановлении коммуникативных связей с другими, и эту по­требность Ю. Хабермас называет «эмансипаторный человеческий интерес».