Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
КОНЦЕПЦИИ гуру качества.doc
Скачиваний:
59
Добавлен:
20.04.2015
Размер:
428.03 Кб
Скачать

1.3.8. Талгат Фатыхович Сейфи1

Мы решили дополнить рассказ о великих гуру качества краткой историей об одном из самых ярких специалистов в области качества Советского Союза Т. Ф. Сейфи. Он практически неизвестен за границей, да и в России его уже забывают. А вклад его сопоставим с достижением великих гуру. Т. Ф. Сейфи — соавтор и создатель лучшей советской системы управления качеством КАНАРСПИ [129].

Талгат Фатыхович Сейфи родился 19 мая 1916 г. в городе Малмыж (бывшая Вятская губерния) в семье учителей. В шесть лет остался без родителей. Родственников перебрасывали с места на место — так Талгат оказался в Казани, где и закончил школу. После школы поступил в железнодорожное училище, а после его окончания три года проработал конструктором в трамвайном парке. С 1934 по 1939 г. учился в Казанском авиационном институте (КАИ). На последнем курсе отца жены Талгата Фатыховича репрессировали. Самому Талгату предложили отказаться от семьи, в противном случае он не смог бы работать по специальности. В это же время в печати появилась статья Сталина «Сын за отца не отвечает». Талгат Фатыхович написал письмо генеральному секретарю ЦК КПСС, и после этого его отправили работать на саратовский завод «Саркомбайн». С 1939 по 1948 г. он побывал на различных должностях: от простого конструктора до начальника отдела, а впоследствии — начальника цеха.

В 1951 г. Сейфи назначают главным инженером «Дальмашзавода» (Комсомольск-на-Амуре). Именно здесь родилась идея системы повышения качества изготовления самолетов. В это же время он начал зани­маться научной работой, поступил в аспирантуру.

В 1956 г. Талгат Фатыхович переводится в Горький на должность главного инженера Горьковского авиационного завода им. С. Орджоникидзе (ГАЗиСО). Под его техническим руководством было поставлено на серийное производство ГАЗиСО первое поколение реактивных самолетов МиГ-21. Он был активным участником перехода на принципиально новую технологию производства самолетов МиГ-25 из титановых сплавов. Успех в этих крупномасштабных работах был обеспечен благодаря тому, что Сейфи сумел объединить усилия изготовителей, разработчиков, ученых отраслевых институтов и институтов заказчика, научно обосновал и применил комплексный подход к проблеме обеспечения качества и особенно надежности сложной авиационной техники.

На горьковском заводе оформилась и начала действовать система обеспечения качества, надежности и ресурса с первых изделий — КАНАРСПИ. Ведущими авторами и идеологами этой системы стали главный инженер Талгат Фатыхович Сейфи и директор завода Александр Ильич Ярошенко. Т. Ф. Сейфи называли режиссером завода. Если Александр Ильич ассоциировался с планами и сроками, то Талгат Фатыхович был генератором идей, творцом, который увлекал всех интересными рискованными проектами. Такое четкое разделение функций при наличии одних целей двух руководителей в сочетании с дружеской открытой атмосферой позволило коллективу завода добиться в короткие сроки выда­ющихся результатов.

История будет неполной, если не вспомнить один случай, который произошел на ГАЗиСО в конце 50-х годов. К этому времени резко испортились советско-китайские отношения. Китайское руководство подняло скандал, поводом для которого послужило низкое, по его мнению, качество горьковских МиГов. В действие вступила прокуратура. Спустя какое-то время следовательская группа предложила арестовать главного инженера. Директор А. И. Ярошенко возмутился: «Если виноват Сейфи, то и я пойду под суд». Ситуация разрешилась неожиданно благополучно: на следующий день следовательская группа исчезла. После этого случая главный инженер поднял вопрос о системе качества на общее рассмотрение. Существует мнение, что именно в этот момент произошло рождение КАНАРСПИ. Как говорят коллеги, работавшие с Сейфи, он сказал: «Давайте сделаем систему управления качеством такой, чтобы при аварии все видели ее случайный характер, произошедший вопреки системе, а не благодаря ее отсутствию». Эта мысль очень близка идеям сертификации систем качества.

В названии системы (КАчество, НАдежность, Ресурс С Первых Изделий) заложены основные компоненты производственной деятельности. Качество рассматривается в различных аспектах и является фундаментом всех работ. Ввиду того что система КАНАРСПИ была разработана для таких изделий ответственного назначения с повышенными требованиями к надежности, как самолеты, суда, автомобили, газомотокомпрессоры и др., из комплекса тех компонентов, которые составляют понятие «ка­чество изделия», она уделила особое внимание надежности. Ресурс изделий является количественным выражением их долговечности. Увеличение ресурса практически равнозначно выпуску новых изделий без допол­нительных затрат. КАНАРСПИ ставит целью повышение качества и на­дежности с первых изделий, а также повышение этих параметров в ходе серийного производства на основе анализа эксплуатации изделий у потребителя, путем целенаправленной модернизации изделий и других методов. Сейфи «пробивает» идею входного контроля и создание складских запасов поставляемых комплектующих. Тогда в условиях СССР это были правильные идеи.

Одним из основных принципов КАНАРСПИ стало глубокое исследование и испытание конструкций изделия и технологических процессов на самых ранних стадиях его изготовления. Следуя этому принципу, уже в 1956—1962 гг. на передовых предприятиях Горького были проведены большие работы по созданию экспериментально-исследовательской базы, оптимальных методов контроля и испытаний, объективных средств контроля. Сейфи понимал цену знаниям. Он говорил, что мы часто делаем плохую технику не потому, что не хотим делать хорошую, а потому, что не знаем, как ее сделать.

Второй важной особенностью системы стал принцип творческого сотрудничества конструкторских бюро и серийного завода, рабочих и инженерно-технических работников.

Особой популярностью КАНАРСПИ пользовалась на предприятиях с частой сменой объекта производства, где требовалась постоянная готовность к переходу на серийный или массовый выпуск более современной техники с заданным уровнем качества с первых промышленных образцов.

В результате внедрения системы под непосредственным руководством Сейфи на ГАЗиСО кардинально изменилась инфраструктура, обеспечивающая подготовку и принятие решений по качеству, были созданы службы надежности, управления качеством, появились лабораторные центры, развивалась экспериментальная база и др. Талгат Фатыхович уделял особое внимание обучению. Он «заставлял» многих проходить переобучение, писать и защищать диссертации. Вокруг Сейфи формируется сильный научный коллектив. Теоретические и инженерные основы обеспечения качества и надежности с первых изделий становятся основой кандидатской, а затем и докторской диссертаций Талгата Фатыхови-ча. Под его руководством, а после смерти — на базе его трудов успешно защитили кандидатские диссертации более 30 человек и около 10 человек стали докторами технических наук. Труды Талгата Фатыховича находят отражение в целом ряде книг и многочисленных публикаций.

Во время работы Сейфи на ГАЗиСО завод начинает вести широкую исследовательскую деятельность, кооперируясь через целевые программы с академическими и отраслевыми институтами и институтами Госстандарта.

Т. Ф. Сейфи уделял большое внимание культуре. В квартире Сейфи двери были открыты для всех: кроме своих шести детей в ней играли и учились дети со всего поселка. Талгат Фатыхович придумал домашнюю стенгазету и домашний университет культуры. Раз в неделю на встречи с интересными людьми — преподавателями вузов и учеными — он собирал всех друзей своих детей. От научных разговоров общение плавно переходило ко всеобщему чаепитию. Он всегда лично проводил встречи с молодыми специалистами, был постоянным наставником молодежи.

Талгат Фатыхович «спешил» жить. По словам родственников, он не берег себя, игнорировал врачей, умер рано — в 53 года, за месяц до защиты докторской диссертации.

В память о Талгате Фатыховиче Сейфи на Горьковском авиационном заводе была утверждена ежегодная премия его имени за наивысшие достижения в области качества.

Это был настоящий лидер, человек, понимающий роль культуры.

Одно но... Сейфи прожил всего 53 года, тогда как другие гуру живут значительно больше: Деминг — 93, Джурану сейчас 95 лет, кроме Э. Де-минга и умершего в возрасте 75 лет К. Исикавы, все остальные гуру еще работают. Это не случайно. Советская промышленная культура требовала жертвенности. Жизнь должна быть подвигом, человек должен быть героем. Автор так и не понял за всю свою жизнь, что такое «Герой Социалистического Труда».

Пренебрежение своим здоровьем и даже жизнью было возведено в норму. Говоря современным языком, менеджеры, не находя регулярных методов, решали проблемы управления за счет здоровья и жизни людей. У нас, как заметил М. Жванецкий, «чей-то подвиг — это всегда чье-то преступление».

Жаль, что Т. Ф. Сейфи не открыл еще один великий принцип менеджмента качества: «Персонал, а значит, и его здоровье — ценность № 1». Мы могли бы получить еще много достижений в области менеджмента качества, если бы Т. Ф. Сейфи и многие его современники следовали этому принципу и просто слушались рекомендаций врачей, да и режим соблюдали.

И еще один факт. Автор в ноябре 1996 г. делал доклад на конференции по качеству в Иокогаме (Япония) и рассказал о КАНАРСПИ и ее авторе Т. Ф. Сейфи. К удивлению, участники, а среди них было много весьма известных ученых и специалистов, не проявили явного интереса к фигуре Т. Ф. Сейфи. В перерыве автор спросил у группы коллег, почему они не заинтересовались Т. Ф. Сейфи. Они ответили: «А почему Вы, в России, начинаете рассказывать о своих великих спустя 30—40 лет после их смерти?»

Автор посчитал за лучшее перевести разговор на более специальные темы.