Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Философия / хрестоматия по философии / античная философия.doc
Скачиваний:
27
Добавлен:
19.04.2015
Размер:
182.27 Кб
Скачать

Элейская школа

Известная под этим названием философская школа возникла, как и пифагорейский союз, в «Великой Элладе», в полисе Элея, на южном побережье Аппенинского полуострова, и относится к «философии италийцев». Философы, определившие лицо школы - Ксенофан (ее создатель), Парменид, Зенон и Мелисс. Возможно именно в философии элеатов, где с предельной остротой были поставлены проблемы теории познания, т.е. проблемы познания философской мыслью самой себя, происходит окончательное превращение античной протофилософии в собственно философское учение.

Ксенофан (ок. 570-478 до н.Э.)

Создатель и основоположник элейской школы был родом из ионийского полиса Колофона.

Насколько известно, Ксенофан был первым, кто осуществил попытку дать рациональное объяснение возникновения религии, придя при этом к выводу, что боги созданы воображением людей, наделивших их не только чисто человеческими внешними чертами, но и соответствующим моральным обликом. Выступая против мифологического мышления как «вымыслов прошлых времен», Ксенофан создавал собственную картину мира. Отталкиваясь от эмпирических наблюдений, он строит собственную теорию возникновения природы и жизни, где земля, уходящая своими корнями в бесконечность, рассматривается как субстанция, породившая вместе с водой все многообразие мира, включая как небесные светила, так и души людей.

В философской концепции Ксенофана уживаются, с одной стороны, материалистические черты и элементы диалектики, ведущие свое происхождение, по-видимому, из ионийской «физической традиции, а с другой стороны - зачатки идеализма и метафизики. В результате - определенный разрыв между физической и мировоззренческой картинами мира, который Ксенофан обосновывал ссылкой на ложность ощущений. Лишь разум может познать мир, но истина, к сожалению, становится доступной для человека лишь случайно, и никто не в состоянии определить, каково это знание: истинно или ложно? «Только мнение - удел всех», считает Ксенофан.

А. Свидетельства о жизни и учении

1. Ксенофан Колофонский, сын Дексия или, согласно Аполлодору, Ортомена...

Покинув отечество, он жил в Занкле сицилийской, а также в Катане... По словам Сотиона, он был современником Анаксимандра. Писал эпические стихи, элегии и ямбы против Гомера и Гесиода, бичуя сказанное ими о богах. Но и сам в качестве рапсода декламировал собственные стихи. Говорят, что он полемизировал с Фалесом и Пифагором, да и на Эпименида нападал. И был он величайшим долгожителем, о чем и сам говорит в одном месте...

Он полагает, что элементов сущего - четыре, а космосов - бесконечное число, но неразличимо сходных. Облака образуются, когда пар под воздействием солнца поднимается наверх и вздымается в окружающее [пространство]. Сущность бога шарообразна и ничуть не схожа с человеком: он весь целиком видит и весь целиком слышит, но не дышит, и всецело - сознание, разум и вечен. Он также первым сказал, что все возникающее подлежит гибели и что душа - дыхание.

Еще он сказал, что большинство хуже ума и что тиранов надо либо пореже посещать, либо почаще услаждать. Когда Эмпедокл сказал ему, что мудреца отыскать невозможно, тот ответил: «Естественно: ведь чтобы узнать мудреца, надо быть им»...

Он сочинил эпическую поэму «Основание Колофона» и «Колонизация Элеи Италийской» в две тысячи стихов. Расцвет его пришелся на шестидесятую олимпиаду [540-537 гг. до н.э.]...

Учеником Ксенофана был Парменид, сын Пирета, элеец. Теофраст в «Сокращении [«Физических мнений»]» говорит, что он был учеником Анаксимандра.

Ксенофан, который был немного древнее [Анаксагора], утверждал, что все есть одно.

Зачинателем элейской школы был Ксенофан Колофонский. По словам Тимея он был современником сицилийского тирана Гиерона и поэта Эпихарма; по словам Аполлодора, родился в пятидесятую олимпиаду [580-577 гг. до н.э.] и дожил до времен Дария и Кира.

Порфирий говорит, что Ксенофан полагал началами сухое и влажное, т.е. землю и воду, и приводит цитату из него, из которой это явствует: «Все, что произрастает или рождается, - земля и вода».

(1). Итак, начало по необходимости должно быть либо одним, либо не одним, иначе говоря, многим; и если одним - то либо неподвижным, либо движущимся; и если неподвижным - то либо бесконечным, как полагает Мелисс Самосский, либо конечным, как Парменид, сын Пирета, элеец (они полагают так не о физическом элементе, а об онтически сущем). (2) Одно начало (и причем ни конечное, ни бесконечное, ни движущееся, ни неподвижное) или всеединство сущего принимал Ксенофан Колофонский, учитель Парменида. Об этом сообщает Теофраст, признавая, что упоминание об этом воззрении уместно скорее в другом исследовании, нежели в исследовании о природе. (3) Под этим всеединством Ксенофан понимал бога. То, что бог один, он доказывает исходя из [предпосылки], что бог «самое могущественное»: если их много, говорит он, то им всем в равной мере должно быть присуще господство [над остальными], но «бог», [по определению], означает «самое могущественное» и «самое лучшее». (4) Нерождённость его он доказывал исходя из [постулата], что [все] возникающее должно возникать либо из подобного, либо из неподобного. Но подобное, по его словам, не может подвергнуться воздействию со стороны подобного, ибо подобному ничуть не более подобает рождать подобное, нежели рождаться из него; если же допустить, что оно возникло из неподобного, то сущее окажется [возникшим] из не-сущего. Так он доказывал нерожденность и вечность [бога]. (5) Не бесконечен же он и не конечен потому, что бесконечно не-сущее как не имеющее ни начала, ни середины, ни конца, а граничит между собой [т.е. конечно] многое. (6) Сходным образом он устраняет [из атрибутов бога-сущего] движение и покой. В самом деле, неподвижно не-сущее, ибо ни на его место не может перейти другое, ни само оно - на место другого, а движется то, что [числом] больше одного, ибо [при движении] одно перемещается в другое. (7) Поэтому когда он говорит, что [бог-сущее] пребывает на одном и том же месте и не движется, всегда на том же самом месте он пребывает, совершенно не двигаясь,и не пристало ему переходить то туда, то сюда, то он разумеет под его пребыванием не покой, противоположный движению, но пребывание, трансцендирующее движение и покой. (8) Николай из Дамаска в сочинении «О богах» упоминает, что он полагает начало бесконечным и неподвижным, Александр - что конечным и шарообразным. (9) Но, как явствует из сказанного выше, он доказывал, что [начало] ни бесконечно, ни конечно, ограниченным же и шарообразным, по словам [Александра], он называл его [метафорически], потому что оно со всех сторон подобно. Еще он говорит, что оно все сознает.

Ксенофан Колофонский пошел особенным путем, уклонившись от всех названных выше философов [=милетцев]. Он не допускает ни возникновения, ни уничтожения, но утверждает, что универсум всегда подобен [самому себе]. В самом деле, если бы он возник, говорит [Ксенофан], то до этого [его] бы по необходимости не было. Но не-сущее не могло бы возникнуть, не-сущее не могло бы произвести нечто, и от не-сущего ничто не могло бы родиться. Он утверждает также, что ощущения лживы, а заодно с ними дискредитирует и самый разум. Еще он утверждает, что со временем, непрерывно и постепенно опускаясь, земля погружается в море. Также говорит, что Солнце скучивается из множества маленьких огоньков. О богах он утверждает, что меж ними нет никакого главенства, ибо нечестиво кому-либо из богов иметь над собой господина. И никто из них абсолютно ни в чем не нуждается. Слышат и видят [они] целиком, а не частично. Еще он утверждает, что Земля бесконечна и не окружена со всех сторон воздухом. Все рождается из Земли, а Солнце и звезды, по его словам, рождаются из облаков...

(2) Он полагает, что ничто не возникает, не уничтожается и не движется и что Все [=универсум] есть одно, [причем] вне изменения. Он также утверждает, что бог вечен, один, подобен в каждой точке [своего существа], конечен, шарообразен и обладает чувствительностью во всех [своих] частях. (3) Солнце ежедневно рождается из скопления маленьких огоньков, а Земля бесконечна и не окружена ни воздухом, ни небом. Существует бесконечное число солнц и лун, и все - из земли. (4) Море, утверждал он, соленое, потому что в нем сливается много [веществ], образуя смеси. Метродор же говорил, что море становится соленым оттого, что процеживается сквозь землю. (5) Ксенофан думает, что земля смешивается с морем и со временем растворяется в воде, утверждая, что у него есть следующие доказательства: в глубине материка и в горах находят раковины. В Сиракузах, по его словам, был найден в каменоломнях отпечаток рыбы и тюленей, на Паросе - отпечаток лавра в толще камня, а на Мальте - плоские отпечатки всех морских существ. (6) Эти [отпечатки], по его словам, образовались в древности, когда все обратилось в жидкую грязь, а отпечаток на грязи засох. Все люди истребляются, всякий раз как земля погрузившись в море, становится грязью, а потом снова начинают рождаться. И такое основание бывает во всех мирах.

Ксенофан полагает, что Солнце полезно для возникновения и внутренней организации [дословно «хозяйственного управления»] космоса и находящихся в нем живых существ, а луна излишня.

Они полагают, что должно отвергнуть ощущения и представления и доверять только разуму самому по себе. Нечто подобное в прежние времена утверждали Ксенофан, Парменид, Зенон и Мелисс, а впоследствии Стилпон и мегарцы. Исходя из этого, они считали, что сущее одно, что одна вещь не тождественна другой и что абсолютно ничто не возникает, не уничтожается и не движется.

Пифагор, Эмпедокл, Ксенофан …полагают ощущения ложными.

Соседние файлы в папке хрестоматия по философии