Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Билеты по истории культуры СПб 24.doc
Скачиваний:
122
Добавлен:
17.04.2015
Размер:
268.29 Кб
Скачать

23) Александровский классицизм. Черты стиля, архитекторы (а. Воронихин, а. Захаров, ж. Тома де Томон), постройки.

Высокий классицизм. Начало XIX века — 1830-е годы

Александровский классицизм начало XIX века — 1812 год

Художественная особенность стиля была связана с именем императора Александра I, который воспитывался французом Лагарпом, республиканцем и демократом в духе идеалов древних греков и римлян. В этот период увлечение античностью выросло еще больше. Идеалом становится Древняя Греция. Молодых архитекторов привлекают развалины храмов Великой Эллады. Во Франции в моду вошли проекты К.-Н. Леду. «С 1782 года, — пишет И. Грабарь, — в высшей Архитектурной школе Парижа все проекты сочиняются уже только "под Леду"».

Характерные черты александровского классицизма:

1. Ориентация на архитектуру архаической Греции.

Если екатерининский классицизм, по словам историка русской архитектуры И.Грабаря, «черпал свое вдохновение в формах римского искусства… то с воцарением Александра I решающее значение получали формы Древней Греции, притом Греции архаической…VI и V веков».

В моду входили колонны мощного строго дорического ордера храма Посейдона в Пестуме вместо распространенных ранее коринфских: «Гигантские сплюснутые капители дорических колонн, короткие массивные стержни и их сильное обужение вверху — все это отныне варьируется на тысячи ладов, во всевозможных комбинациях повторяется в архитектуре нового века». Именно в стиле пестумского храма было выстроено одно из первых зданий александровского времени в Петербурге — Горный институт А.Н.Воронихина с монументальными скульптурными группами, изображающими поединок Геракла с Антеем и «Похищение Прозерпины» по моделям С.С. Пименова и В.И. Демут-Малиновского.

Схема храма Посейдона в Пестуме лежит в основе композиции здания Биржи на Стрелке Васильевского острова архитектора Тома де Томона.

2. Стремление к простоте, ясности, тяжелым монументальным формам.

В архитектуре используется выразительность простых геометрических форм: куба, параллелепипеда, цилиндра, гладкое пространство стены. Кроме того, отмечает И.Грабарь, мастера архитектуры начала XIX века испытывают «страсть ко всему исполинскому, физически колоссальному». Протяженность главного фасада Адмиралтейства превосходит 400, а боковых — 170 м. Проектируя фасады адмиралтейства, А.Д.Захаров использовал простые формы — кубический объем, колонный портик, стена, прорезанная тремя рядами окон, цилиндр (круглые барабаны на фасадах, выходящих на Неву).

3. Главные сооружения (Казанский собор, Биржа, Адмиралтейство) возводились как своеобразные центры, вокруг которых складывались активные архитектурные образования, системы классических ансамблей.

4. Художественный синтез архитектуры и произведений монументально-декоративного искусства.

«Городская скульптура» — основное поле деятельности крупнейших ваятелей эпохи С.С.Пименова, В.И.Демут-Малиновского и др. Скульптурная пластика вносит в классицистическую среду не только живую человечность, приметную на геометризованном архитектурном фоне, но и «литературное» содержание. В России, жившей в первом десятилетии XIX века в тревожном ожидании войны с наполеоновской Францией, мощно звучали патриотическая, гражданская, героическая темы.

Воплотить эти темы можно лишь с помощью средств архитектурно-художественного синтеза, предполагающего идейно-художественную и композиционную слитность архитектуры и произведений монументально-декоративного искусства. Так, торжественно-героический строй архитектуры Казанского собора (арх. А.Н. Воронихин) прекрасно дополняет патетическая героика барельефных фризов, размещенных на аттиках портиков наружных колоннад. Над восточным портиком расположен рельеф «Источение Моисеем воды из камня» (скульптор И.П.Мартос). «Медный змий» — тема другого рельефа, исполненного И.П.Прокофьевым. Библейские сюжеты послужили художникам поводом для раскрытия более широкой и характерной для классицизма темы героя, приходящего в трудный час на помощь своему народу.

5. Умеренность в использовании скульптурного декора.

Ранее скульптурный декор «распластывался» по поверхности стен. Теперь скульптуре отводятся строго определенные места в композиционной иерархии: рельефы — в тимпанах фронтонов, на аттиках, в четко очерченных нишах на фасаде, «круглая» скульптура в венчаниях зданий или в ансамбле парадных лестниц. Сюжеты имели аллегорический смысл: мифические боги покровительствуют Петербургу и славят его, воинскую доблесть символизируют фигуры Победы, военные доспехи («арматура»), венки, фигуры воинов.

24) Особенности русского (петербургского) ампира. Ансамбли К. Росси в Петербурге. Постройки В. Стасова.

Русский (петербургский) ампир 1812–1830-е годы

Россия становится могущественной империей. Император не только правитель огромной России, но и вершитель судеб Европы. Национальная гордость русского народа, имперские устремления города и державы вылились в архитектурные формы, близкие наполеоновскому ампиру.

«Стиль империи» был создан во Франции в начале XIX века, в эпоху империи Наполеона Бонапарта. Он выражал имперские притязания на мировое господство. Наполеон стремится к блеску и ореолу славы римских императоров. Поэтому художникам французской империи было приказано брать за основу формы искусства Древнего Рима.

Ампир — стиль жесткий, холодный, помпезный, напыщенный, насильно насаждаемый властью. Столичная аристократия еще до исхода Отечественной войны начинает подражать наполеоновскому ампиру. В отличие от французского ампира, нацеленного скорее на решение декоративных задач — создание ансамблей парадных интерьеров и поиск новых средств выразительности в предметах декоративно-прикладного искусства, петербургский ампир во всем блеске и великолепии воплотился прежде всего в архитектуре и градостроении.

Русский (петербургский) ампир несколько мягче французского. Олицетворением столичного ампира был К.И.Росси, который смягчил своим итальянско-русским вкусом жесткость наполеоновского стиля. Радость победы окрасила русский ампир в праздничные тона с некоторым романтичным оттенком. Наряду с декоративными элементами Древнего Рима появляются символы древнерусской воинской славы, что придавало ампиру национальный характер.

Отличительные черты и особенности архитектуры русского (петербургского) ампира:

1. Полную зависимость архитектурного разрешения от градостроительного замысла демонстрирует созданный по проекту К.И.Росси ансамбль Александринского театра. Ядро композиции — театр, поставленный в глубине открытого со стороны Невского проспекта пространства: этого требовал крупный объем здания. Воспринимаемому издалека фасаду нужна сильная пластика, отсюда — глубокая колонная лоджия, активное венчание — квадрига Аполлона. Зато справа, в здании Публичной библиотеки, почти не выявлен центр, глубина колонной лоджии невелика, ионический ордер «младше» коринфского ордера театра; библиотека, развивая тему театра, служит ему как бы аккомпанементом.

Дальний план составлен корпусами дирекции и министерства, которые образуют одну из немногих в мире улиц, задуманных и построенных как единое целое (ул. Зодчего Росси). Здесь царят метрика и членение фасадов и строгий дорический ордер в сочетании с арочными проемами, но главенствует по-прежнему театр, хотя замыкающий улицу задний фасад его «одет» плоским пилястровым декором.

2. Ориентация на римскую классику.

Петербургский ампир отразил дух и особенности архитектуры римской античности. Он также мужественен, строг и холоден, торжественен и величав. Зодчие Петербурга активно использовали в своем творчестве римские типы архитектурных сооружений (дворцы членов императорской фамилии, штабы, казармы, триумфальные арки и колонны), римские типы и варианты ордерной системы, римские элементы архитектуры (массивные стены, полуциркульные арки, полуколонны, пилястры).

Декоративные мотивы петербургского ампира включают элементы древнеримского военного снаряжения: легионерские знаки с орлами, связки копий, щитов, пучков стрел, ликторских топоров. Наиболее яркими примерами ориентации архитекторов на римскую классику стали — здание Главного штаба на Дворцовой площади К.И.Росси, Александровская колонна О.Монферрана, Нарвские и Московские триумфальные ворота, здание Павловских казарм В.П.Стасова.

3. Державный, имперский колорит: желто-белый с использованием черного цвета в декоративных элементах.. Это новая, более контрастная и по-своему выразительная система цветовых отношений.

4. Особая выразительность скульптуры и барельефов на фоне гладких стен, диктовавшаяся укрупнением и монументальностью архитектурных форм.

Наиболее совершенным в русском искусстве является монументально-декоративное убранство Триумфальной арки Главного штаба. На мощных гранитных пьедесталах у основания арки высятся хорошо пролепленные композиции из древнерусского оружия и доспехов. Над ними — старый и молодой витязи, а еще выше опять арматура, но только в виде рельефа. В пространстве между архивольтом арки и антаблементом колоннады рельефные изображения летящих гениев Славы. На аттике — колесница Победы.

Сохранились рисунки зодчего, демонстрирующие различные варианты колесницы, по которым можно проследить, с помощью каких приемов К.И. Росси добивался наибольшей выразительности скульптуры. На первом месте — квадрига (античная колесница, запряженная четверкой лошадей). Потом крайних коней стали держать под уздцы воины. Следом возник рисунок с шестью конями без воинов. В конце концов по бокам шестерки скакунов снова встали конюшие в латах.

Создателями группы скульптурных композиций арки Главного штаба были С.С. Пименов и В.И. Демут-Малиновский. Искусство обоих мастеров достигло здесь своей вершины. В своей работе они неизменно руководствовались эскизами К.И. Росси, вместе с архитектором стараясь добиться наилучшего результата.