Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Билеты по истории культуры СПб 24.doc
Скачиваний:
122
Добавлен:
17.04.2015
Размер:
268.29 Кб
Скачать

20) Сохранение рационалистической традиции Просвещения в I пол XIX века и ее развитие в сферах науки, образования, книгоиздательства.

Несмотря на то что XVIII век называли «просвещенным», к началу XIX столетия идеи Просвещения в Петербурге в большей мере оставались нереализованными. В столице все еще не был восстановлен университет, не соответствовало европейскому уровню образование, многие области науки, в том числе философия, книжное дело, значительно отставали от европейского уровня.

Устав 1804 года определял структуру учебных заведений, содержание и методы учебного процесса, устанавливал преемственность учебных программ всех ступеней низшей, средней и высшей школы того времени. Народное образование делилось на четыре ступени: приходские училища (год обучения); уездные училища (2 года обучения); гимназии (4 года обучения) и университеты (3 года обучения).

Согласно уставу, начальным звеном общеобразовательной системы становились приходские училища, которые были предназначены дать детям низших слоев религиозное воспитание и навыки чтения, письма, счета, подготовив их к поступлению в уездное училище.

Уездные училища создавались для обучения детей ремесленников, мелких торговцев, дабы «сообщить детям свободных непривилегированных сословий необходимые познания, сообразные состоянию их и промышленности». В учебном плане уездных училищ значились 15 предметов: закон Божий, грамматика, арифметика, геометрия, всеобщая и русская география, начальные правила физики, «естественная история» (естествознание) и др. Учебный план уездных училищ был рассчитан на то, чтобы подготовить учеников к поступлению в гимназию. Для содержания уездных училищ правительство выделяло от 1250 до 1600 рублей на каждое, поэтому их состояние было значительно лучше, чем у приходских училищ. Они имели достаточно удобные помещения, более грамотных педагогов и хотя бы минимальные учебные пособия. Несмотря на это, недостатков в преподавании было много. Широко применялись розги, особенно по субботам. Процветала зубрежка.

К началу XIX века относится создание в Петербурге университета как самостоятельной организации. Университет в составе Академии наук был основан в столице в 1724 году, однако после смерти М. В. Ломоносова он фактически прекратил свое существование, а его функции частично перешли к Академической гимназии. Возрождение университета в Петербурге было связано с превращением Учительской семинарии в Педагогический институт (1804) и созданием на его базе в 1819 году Санкт-Петербургского императорского университета, в котором было три факультета: философско-юридический, физико-математический и историко-филологический (срок обучения — 3 года). За первые 50 лет существования университета его закончили 2,3 тыс. человек. Это был огромный вклад в отечественную науку и культуру для прогрессивного развития страны.

События 14 декабря 1825 года наложили неизгладимый отпечаток на последний период развития системы образования. Искоренение революционных идей, насаждение религиозного и верноподданнического мировоззрения, восстановление и укрепление сословного начала в обучении стали первоочередными задачами Министерства просвещения.

Согласно новому уставу 1828 года, все гимназии стали сословными (для детей дворян), классическими (то есть гуманитарными с изучением греческого и латинского языков), с семилетним курсом обучения. Наибольшее количество часов приходилось на латинский (в пяти младших классах было по 4 полуторачасовых урока в неделю) и русский языки, а также математику, которые считались ядром гимназического обучения. Из учебных планов были исключены: теория коммерции, статистика, как предмет соприкосновения с «науками политическими»; этика, теория поэзии и эстетика, некоторые предметы из цикла естественной истории.

По инициативе Марии Федоровны был разработан новый устав и учебный план институтов для благородных девиц. В Смольном институте были исключены из программы архитектура, физика и геральдика, сокращались часы, отводимые на географию, историю, чистописание. Наибольшее место отводилось закону Божьему, иностранным языкам, особенно французскому, свободное владение которым считалось обязательным в высшем обществе, а также литературе, танцам, музыке и рукоделию. Собственно обучению учителя и классные дамы уделяли мало времени, и за неряшливую прическу взыскивалось несравненно строже, нежели за плохо выученный урок.

Вся атмосфера института и старания преподавателей, классных дам и начальства призваны были воспитывать у институток определенный моральный кодекс, основанный на развитии верноподданнических чувств, официальной набожности и сознания привилегированности своего сословия. При этом воспитание верноподданнического мировоззрения перерастало в настоящий культ царя и членов царской фамилии.

В рассматриваемый период книга была главным источником информации, научных знаний. Однако развитие издательского дела было обусловлено целым рядом обстоятельств, и прежде всего уровнем грамотности населения и политикой правительства. К началу XIX века грамотное население Петербурга составляло 10% от общего числа жителей. Кроме того, не все грамотные люди были любителями чтения. Один из книготорговцев того времени, Н.Г.Овсянников, отмечал в своих воспоминаниях, что зажиточное купечество ничего не читало, среднее сословие — мало, а аристократия — исключительно иностранные книги. Грамотное городское население, купцы, мелкие чиновники редко пользовались печатной продукцией по причине ее дороговизны. Существовало и еще одно обстоятельство, влиявшие на издательское дело и книжную торговлю, — это переписка книг, большей частью небольших по объему и вызывающих интерес. По рукам ходили списки комедии «Горе от ума», стихотворений Пушкина и другие издания, запрещенные цензурой.

Развитие издательской деятельности определялось и политикой правительства. Первые годы царствования Александра I, отмеченные целым рядом прогрессивных начинаний, были благоприятными и для развития книгопечатания в Петербурге. В марте 1801 года был снят запрет на ввоз книг из-за границы. В 1802 году было разрешено открывать частные типографии. Во второй четверти XIX века в Петербурге функционировало 36 казенных и 41 частная типография. Возрождение «вольных типографий» способствовало увеличению печатной продукции.