Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Кокорин.Вам привет от Станиславского..doc
Скачиваний:
484
Добавлен:
17.04.2015
Размер:
602.62 Кб
Скачать

Главные принципы «системы станиславского»

жизненной правды (ос­нова основ всей «системы»). Искусство должно быть правдиво и, следователь­но, понятно.

Принцип идейной активности (учение о сверхзадаче художника). Не путать с идеей. Если, например, идеяпьесы заключается в утверждении неизбежности победы нового над ста­рым, то сверхзадача художника - это его личное стремление и личный вклад и борьбу за эту идею. Нельзя ограничиваться и лишь идейностью творчества, как таковою.

Принцип активности и действия (основа метода действенного анализа, на котором стоит вся практическая часть «системы»). Не ждать, когда появится чувство, нужно действовать, и верное действие вызовет верное чув­ство.

Принцип органичности творчест­ва актера. Разбудить естественную че­ловеческую природу актера для орга­нического творчества в соответствии со сверхзадачей. Идти в работе над ро­лью от себя, стать другим, оставаясь самим собой - «Я есмь».

Принцип творческого перево­площения (конечный этап творческого процесса в актерском искусстве - соз­дание образа). «Где нет художествен­ных образов, там нет и искусства».

На этих главных принципах и будет основано наше знакомство с «систе­мой», с методом действенного анализа.

Вот как сам Станиславский опреде­лял, что такое «система»:

«Система Станиславского — это практическое учение об органиче­ских, природных законах творчест­ва».

Вероятно, сразу следует выяснить, почему Станиславский слово «система» взял в кавычки. Может, не хотел при­давать своему открытию сугубо «науч­ного статуса»? От его учеников мы зна­ем, что их Учитель был аскетически скромен, и «систему» вовсе не считал «своей», тем более «научным изобрете­нием», хотя доподлинно известно, как он скрупулезно изучал труды Павлова, Сеченова, и каким научным базисом они послужили всей «системе».

Вспомнить хотя бы, что искомая Станиславским тайна познания «твор­ческого самопогружения» и «внутрен­него сосредоточения» была найдена им как раз у Павлова, в его работах «об исследовательском рефлексе» - умении развить в себе «внутреннее торможе­ние», что позволяло бы сконцентри­ровать внимание на особо важном, не отвлекаться по мелочам. Этот рефлекс был противопоставлен Павловым всем другим, обычным, «бытовым» рефлек­сам, как «видам реакции на любые раз­дражители по пустякам». Этот «замеча­тельный рефлекс» (исследовательский) Станиславский и взял на вооружение, поняв его огромное значение для людей творческих профессий; на его основе и был им разработан известный "Малый круг внимания» - прием направленной концентрации мыслей и

глубочайшей сосредоточенности.

Объяснение же появлению кавычексистемы» мы найдем у самого Станиславского: «То, чему мы учимся, - гово­рил он ученикам, - принято называть "системой Станиславского». Это неправильно. Вся сила этого метода в том, что его никто не придумывал, никто не изобретал. Система принадлежит са­мой нашей органической природе - как духовной, так и физической. Законы искусства основаны на законах при­роды».

И еще следует обязательно отме­тить, что на основании научных трудов Сеченова было сделано Станиславским «решающее открытие»:

«Органические, природные зако­ны творчества подвластны созна­тельному освоению. Творческий процесс может и должен быть управляем».

Когда в разделе «от автора» я сравнивал «систему» с таблицей умножения, то, конечно же, под «общностью» их значения подра­зумевал лишь «единство предна­значения»: способствовать ус­коренному взаимопониманию и уж ни в коем случае - «не пове­рять алгеброй гармонию». По этому поводу еще раз напомню. Станиславский неоднократно подчеркивал, настаивал, чтобы «система» не воспринималась, как «наукообразное предписа­ние», как некий "застывший ма­нускрипт». Автор «системы» бо­ялся «дилетантов от искусства», которым не доступны боль и ра­дость творцов «трепетных про­фессий». Он хотел, чтобы «сис­тема» жила и развивалась, по­этому и не считал ее закончен­ной, «остановившейся». Он ве­рил, что у «системы» есть и должна быть перспектива раз­вития, совершенствования.

Беспокойство Станиславско­го о судьбе своего учения, как мы видим с позиций наших дней, было не напрасно: так много нынче выплеснула «демо­кратическая волна» на берег ис­кусства демагогов, высокопарно отмахивающихся от Станислав­ского, или, прикрывшихся егоименем, беззастенчиво извраща­ющих его учение.

Но этой темы коснемся бо­лее предметно, когда это будет более уместно.

Итак, законы творчества не изобретены, а взяты из «природы человеческих отношений, чувств» и систематизированы, то есть организованы в систему — для удобства пользования этими законами.

Еще раз вчитаемся и вдумаемся в смысл определения: «Система Стани­славского» - это практическое учение об органических, природных законах творчества».

В чем же заключается суть практи­ческого учения? Ответ у Станислав­ского: «Через сознательную технику — подсознательное творчество ак­терской органической природы»

Кто-нибудь из новичков заметит: так что же, это учение касается только ар­тистов? И ошибется. Дело в том, что Станиславский, прежде чем пришел к окончательным выводам, искал зако­номерности творчества именно в рабо­те с артистами. Это поле деятельности было ему наиболее близким: он ведь до того, как стал режиссером и законодателем в театральном искусстве, рабо­тал, и не безуспешно, актером. А в дальнейшем, когда уже «весь ушел» в режиссуру и педагогику, лет через два­дцать пять мучительных и радостных поисков, он и «сделал открытие», что у него в работе сложился совершенно определенный прием, метод - полез­ный и необходимый не только арти­стам, но и режиссерам, всем, сфера деятельности которых искусство.