Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
58
Добавлен:
16.04.2015
Размер:
1.1 Mб
Скачать

Заключение

Суммируя результаты исследования, можно отметить ряд существенных сдвигов, свидетельствующих о принципиальном отличии путинской России регионов от России регионов при Ельцине:

  1. В ходе начавшейся в 2000 г. административно-правовой реформы про­ изошло перераспределение политического влияния в пользу центра. Регио-­ нальные лидеры утратили статус политических акторов федерального масшта­ ба, получив взамен гарантии экономической помощи со стороны Москвы при условии политической поддержки центра на федеральных выборах.

  2. Укрепление позиций Кремля в регионах означает рост влияния как цен­ тральных управленческих структур (администрация Президента РФ, прави­ тельство и т.д.), так и федеральных ФПГ, которые все активнее "подминают" под себя региональный бизнес.

  3. Усилилось влияние исполнительной власти субъектов Федерации на ре­ гиональный политический процесс; в корпусе региональных управленцев вы­ росли удельный вес и значение выходцев из силовых структур.

4. Повысилась политическая активность регионального и федерального бизнеса. Наиболее распространенной формой участия представителей деловых кругов в региональной политике стало занятие ими выборных и администра­ тивных постов в структурах исполнительной и законодательной власти субъ­ ектов РФ. Общий уровень влияния в регионе сегодня во многом зависит от экономических ресурсов.

5. Все более быстрыми темпами идет процесс слияния политической и эко­ номической элит и формирования политико-финансовых конгломератов, пре-

30

тендующих на роль доминирующих акторов региональной политики и эконо­мики. Эти конгломераты входят в состав аналогичных образований федераль­ного уровня. "Вертикально интегрированные" политико-финансовые кланы выступают сегодня в качестве важнейших участников взаимодействия феде­ральной и региональных элит.

  1. В результате усиления позиций администраций и бизнеса региональное политическое пространство стало более структурированным, политический процесс — более предсказуемым, а региональный электорат — более контро­ лируемым.

  2. Внутриэлитные отношения на региональном уровне определяются сосу­ ществованием двух противоположных тенденций: повышение степени консо­ лидации региональных элит сочетается с их прогрессирующим дроблением на субгруппы.

  3. На смену идеологическому противостоянию приходит борьба за ресурсы; прагматизм становится основным принципом взаимодействия региональных элит с центром.

  4. Несмотря на доминирование формальных институтов, немалую роль в рекрутировании регионального политического класса играют теневые меха­ низмы; избирательные процедуры нередко легитимируют результаты "подко­ верного" внутриэлитного торга.

  1. Перспективность политиков в регионах в значительной степени зависит от поддержки влиятельных политико-финансовых кланов; время "одиночек" кончилось. Вместе с тем статус и потенциал регионального политика во мно­ гом определяются теперь его связями в структурах федеральной власти. Наи­ более отчетливо это проявляется в периоды избирательных кампаний и обо­ стрения региональных конфликтов.

  2. Налицо снижение уровня публичности конфликтов как внутри субъек­ тов Федерации, так и в их отношениях с центром.

  3. Латентный характер приобретают и конфликты по линии "элиты — массы". В условиях стабилизации общей социально-экономической ситуации в стране открытое противостояние между гражданами и властью постепенно сходит на нет. Однако отчуждение между ними сохранилось, хотя и приняло иные формы, чем во времена Ельцина. На смену активному протесту пришла массовая апатия. Резкое увеличение доли абсентеистов и голосующих "против всех" на региональных и федеральных выборах свидетельствует о кризисе до­ верия к основным политическим институтам.

И последнее. К числу наиболее характерных черт современной россий­ской региональной элиты эксперты относят преобладание узкогрупповых, ведомственных и иных партикулярных интересов и ценностей, индиффе­рентное отношение к проблемам стратегического развития и нуждам граж­дан, ориентацию на "мнение начальства" и "колебания" строго в соответст­вии с "генеральной линией". Современная политика дает немало подтверж­дений тому, что региональные лидеры (как, впрочем, и федеральные) боль­ше озабочены будущими выборами, чем будущим страны. Преклонение пе-ред силой и пренебрежение к обществу — неотъемлемая составляющая по­литической культуры как центральной, так и региональной элиты. Мне уже приходилось писать, что в этом смысле наш политический класс недалеко Ушел от бюрократии "времен очаковских и покоренья Крыма". При столк­новении с представителями сегодняшней элиты мне часто вспоминается раз-нос который устроил в 1822 г. статс-секретарь по иностранным делам К. Нессельроде начинающему дипломату и будущему канцлеру России А.Горчакову, впервые в российской дипломатической практике употребив­шим формулу "Государь и Россия": "Мы знаем только Государя, нам нет де­ла до России". История повторяется._

_______________________________________

Гаман-Голутвина О.В. 1998. Политические элиты России: вехи исторической эволюции. М.

Гаман-Голутвина О.В.2000. Бюрократия или олигархия.- Независимая газетаю15.03.

31

32

Гимам-Голутвина О.В. 2003. Политико-финансовые кланы и политические партии как селекторат в процессах парламентского представительства современной России. - «Современная российская политология в контексте глобализации и диалога культур. М

Гаман-Голутвина О.В. (ред.) 2004. Самые влиятельные люди России-2003. М.

Заславская ТЛИ 2001. О субъектно-деятельностном аспекте трансформационного процесса. - Кто и куда стремится вести Россию. Акторы макро-, мезо- и микроуровней современного трансформационного процесса. М.

Туровский Р.Ф. 2004. Кризис российской региональной элиты? - Политические элиты России перед историческими вызовами XXI века. М.

Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда

(проект № 03-03-00621а)