Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
58
Добавлен:
16.04.2015
Размер:
1.1 Mб
Скачать

Число представителей партий, названных влиятельными в экономике (по данным опросов 2000 и 2003 гг.)

Партия

2000 г.

2003 г.

"Единая Россия"*

9

79

КПРФ

5

35

ЛДПР

2

4

СПС

3

41

"Яблоко"

2

8

* Учитывается суммарное число политиков, вошедших в блок.

2

3

24

"Яблоко" 10%

"Единая Россия" (сумма политиков, вошедших в блок)

СПС 14%

ЛДПР 10%

КПРФ 24%

Рис. 1. Влиятельные в экономике представители партий (2000 г.)

"Яблоко" 5%

Единая Россия" (сумма политиков, вошедших в блок)

СПС 25%

ЛДПР 2%

КПРФ 21%

Рис. 2. Влиятельные в экономике представители партий (2003 г.)

Не способствует продвижению в состав экономической элиты и научная, преподавательская деятельность. Как и в случае с политическими элитами, ис­ключение составляют руководители СМИ и ректоры ведущих региональных вузов, присутствующие в списках экономически влиятельных лиц во многих регионах (см. табл. 2). Кроме того, в Санкт-Петербурге в рейтинг экономиче­ского влияния входят руководители ряда учреждений культуры и образования (Государственный Эрмитаж, Мариинский театр, Санкт-Петербургский уни­верситет и др.). Причины такого положения дел аналогичны указанным при­менительно к рейтингу политического влияния.

Таблица 2 .

Удельный вес руководителей сми и ректоров вузов в составе региональных экономических элит (по данным опросов 2000 и 2003 гг.)

Должность

2000 г.

2003 г.

Редактор СМИ

0,11

1,41

Ректор вуза

0,06

1,47

Как и следовало ожидать, в рейтингах экономического влияния преоблада­ют представители ведущих отраслей регионов (в Приморье — рыбодобываю-щих предприятий, в Ханты-Мансийском АО - - нефтегазовых компаний и т.д.). Вместе с тем налицо тенденция к доминированию отраслей ТЭКа -крупных нефтяных и газовых компаний и региональных отделений РАО "ЕЭС". В этом контексте особо следует обратить внимание на влияние феде­рального и регионального руководства электроэнергетической отрасли. В зна-

чительном большинстве субъектов РФ (Самарская, Иркутская, Смоленская

25

Нижегородская, Кемеровская, Читинская, Саратовская области, Санкт-Пе­тербург и др.) руководители энергокомпаний не просто принадлежат к эконо­мической элите, но и занимают там ключевые позиции: почти в 40 регионах они входят в первую десятку экономически влиятельных лиц, а в четырех (Уд­муртия, Калужская область, Республика Коми и Карелия) лидируют в рейтин­гах экономического влияния. Более того, в Нижегородской области гендирек­тору ОАО "Нижновэнерго" А.Санникову принадлежит десятое место в рей­тинге политического влияния, а его первому заместителю БДухану — первое. Столь высокий статус представителей энергетических компаний объясня­ется высокой энергоемкостью регионального промышленного производства и, соответственно, его зависимостью от поставок электроэнергии. РАО "ЕЭС" фактически располагает автономной, параллельной по отношению к "адми­нистративной вертикали" структурой власти в стране, а его председатель А.Чубайс оказывает существенное влияние на социально-экономическую (и политическую) ситуацию во многих регионах.

По социально-демографическим, психологическим, лидерским и другим анало­гичным параметрам бизнес-элита заметно отличается от политической. Как правило, в нее входят относительно молодые, по сравнению с политиками, мужчины (состав экономической элиты еще более патриархален, чем полити­ческой; женщин ничтожно мало). Естественно преобладание специалистов с экономическим образованием; многие имеют дипломы нескольких вузов. Кроме представителей титульных наций и автохтонов в ней представлены эт­нические меньшинства и выходцы из других регионов. В некоторых областях даже существует дифференциация бизнес-сообщества по этническому прин­ципу. Например, в Астраханской области оно распадается на русскую, дагес­танскую, армянскую, татарскую, казахскую и чеченскую субгруппы.

Среди качеств, востребованных при восхождении на региональный бизнес-Олимп, эксперты называют работоспособность, быстроту реакции, умение "пройти сквозь стены", упорство в достижении цели, установку на беском­промиссную борьбу с конкурентами, интуицию и гибкость, с одной стороны, и напор — с другой. Стиль экономического лидерства жестче, чем в сфере по­литики, что налагает свой отпечаток на деятельность региональных парламен­тов, где высок удельный вес депутатов-предпринимателей.

Следует отметить также тенденцию к легализации теневых капиталов (Ки­ровская, Кемеровская области) и отчетливое тяготение бизнес-элиты к пре­вращению в закрытые сообщества. Нарастание данных процессов, в сочета­нии с углубляющейся экспансией предпринимателей в органы законодатель­ной власти, может в перспективе привести к превращению региональных ле­гислатур в своего рода бизнес-клубы.