Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
48
Добавлен:
11.04.2015
Размер:
113.66 Кб
Скачать

Принятие и понимание

Другой вывод из психотерапии, полезный для учите­ля, состоит в том. что учение, значимое для ученика. может иметь место в том случае, если учитель принима­ет учащегося таким, каков он есть, и способен понять его чувства (принимая во внимание третье и четвертое условия психотерапии). Условия для появления значи­мого знания создаст учитель, способный тепло прини­мать учащегося, безусловно положительно относиться к нему и эмпатически понимать его чувства страха, предчувствия и обескуражено, сопутствующие восприятию нового материала. Кларк Мустакас в своей книге «Учитель и ребенок» дал множество превос­ходных, примеров индивидуальных и групповых ситуа­ций — от детского сада до старших классов, в которых учитель работал для достижения этой цели. Возможно, вас беспокоит мысль о том, что когда учитель стоит на таких позициях и хочет принимать чувства учеников, то они будут выражать не только отношение к учебе в школе, но и целую гамму других чувств, таких, как не­доброжелательность или нерасположение к родителям, братьям или сестрам, чувство беспокойства о себе. Дол­жны ли такие чувства иметь право на выражение в шко­ле? Я думаю, что да. Они имеют отношение к становле­нию человека, к его успешному учению и эффективно­му функционированию. Способность с пониманием и принятием относиться к этим чувствам определенно связана со знанием правил деления или географии Па­кистана.

Обеспечение средствами

Здесь я буду обсуждать еще одно следствие из пси­хотерапии, важное для образования. В психотерапии средства для изучения самого себя лежат внутри чело­века. Терапист в состоянии предоставить лишь очень небольшую информацию, которая может помочь, так как нужная информация находится внутри человека. Но в образовании дело обстоит иначе. Существует множе­ство средств науки, техники, теории, которые представ­ляют собой сырой материал для использования. Мне ка­жется, что все сказанное мною о психотерапии предпо­лагает, что эти материалы, эти средства должны быть предоставлены учащимся, но не навязаны. Здесь нужны изобретательность и восприимчивость.

Я не буду перечислять обычные средства, которые приходят на ум, — книги, карты, учебники, материалы, пластинки, инструменты и т. п. Разрешите мне сосредо­точиться на том, как учитель использует себя, свои зна­ния, свой опыт в качестве этих средств. Если точка зре­ния учителя аналогична моей, тогда он, возможно, захо­чет сделаться полезным для класса по крайней мере следующими путями.

Он познакомит учащихся со своим специальным опытом и знаниями в этой области и поможет им ис­пользовать этот опыт. Но это не значит, что он будет навязывать им свой опыт.

Он даст понять ученикам, что может изложить свои собственные взгляды на работу в этой области и ее ор­ганизацию, например, в форме лекции. Он сделает это ненавязчиво, чтобы дать ученикам возможность самим обратиться к нему, если у них появится интерес.

Он постарается, чтобы ученики знали, что он мо­жет предоставить различные средства для продвиже­ния в знании. Он поможет ученикам самим найти эти средства.

Он сделает все возможное, чтобы в его отношениях с группой его чувства были понятны и в то же время не навязывались и не ограничивали их свободу.

Таким образом он может передать восторг и энту­зиазм, связанный с собственными знаниями, не наста­ивая, чтобы учащиеся следовали бы по его пути; бес­корыстие, удовлетворенность, ошеломленность или удовольствие, которые он чувствует по отношению к действиям одного ученика или всей группы, не стано­вясь при этом «кнутом» или «пряником» для учащихся. Он сможет сказать самому себе: «Мне не нравится это», а учащийся с такой же свободой сможет ска­зать: «А мне нравится».

Таким образом, какое бы средство он ни предоста­вил — книгу, рабочее место, новое орудие, возмож­ность наблюдать за промышленным процессом, лекцию, основанную на его собственном исследовании, картину, рисунок или карту, его собственные эмоциональные ре­акции, — он почувствовал бы, что они воспринимаются, и надеялся бы, что и впредь будут восприниматься, если они нужны и полезны для учащихся. Он предложил бы использовать самого себя как средство, а также все другие средства, которые он смог бы найти.