Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
47
Добавлен:
11.04.2015
Размер:
113.66 Кб
Скачать

Безусловное положительное отношение

Третье условие состоит в том, что терапист должен ощущать теплые чувства к клиенту — приязнь, которая не связана с обладанием и получением личного удоволь­ствия. Это атмосфера, которая просто показывает: «Ты мне нравишься», а не «Ты мне будешь нравиться, если будешь вести себя так-то и так-то». Стендаль на­звал это отношение «безусловным положительным от­ношением», так как оно не требует в качестве условия какой-то ценности, необходимой для проявления этого отношения. Я часто использовал термин «принятие» для описания этого аспекта психотерапевтического климата. Оно включает в себя как чувство принятия отрица­тельных, «плохих», болезненных, пугающих и ненор­мальных чувств, выражаемых клиентом, так и выраже­ние «хороших», положительных, зрелых, доверитель­ных и общественных чувств. Оно включает в себя при­нятие и приязнь к клиенту как к независимому челове­ку; разрешает ему иметь свои собственные чувства и переживания и находить в них свои собственные смыс­лы. Приобретение значимых знаний возможно настоль­ко, насколько терапист может создать дающий без­опасность климат безусловного положительного отно­шения.

Эмпатическое понимание

Четвертое условие успешной психотерапии заклю­чается в том, что терапист правильно, эмпатически по­нимает внутренний мир клиента, как если бы он был виден изнутри.

Понять внутренний мир клиента, как будто он твой собственный, но не теряя этого «как будто» — это и есть эмпатия, которая, как мне кажется, необходима для психотерапии. Понять страх, гнев или смущение клиента, как будто они ваши собственные, но все же без вашего собственного страха, гнева или смущения, связанных с ними, — вот то условие, которое мы пыта­емся описать. Когда мир клиента ясен тераписту и он легко в нем ориентируется, тогда он способен словами передать свое понимание его мира клиенту, и то, что ему ясно, и то, что клиент еще не в состоянии выразить словами, то, что едва им осознается. Важность этого всепроникающего понимания для психотерапии была выявлена в работах Фидлера, где при описании от­ношений, создаваемых опытными терапистами, первы­ми стоят утверждения, которые приводятся ниже.

Вот эти утверждения.

Терапист вполне в состоянии понять чувства паци­ента.

Терапист всегда уверен, что он понимает точку зре­ния пациента.

Замечания тераписта точно соответствуют настрое­нию и содержанию мыслей пациента.

Тон тераписта свидетельствует о том, что он полно­стью способен разделить чувства пациента.

Пятое условие

Пятое условие для получения значимого знания в психотерапии заключается в том, что клиенту следует воспринимать конгруэнтность, принятие и эмпатию те­раписта. Однако этого недостаточно. Они должны быть в какой-то степени успешно переданы клиенту.

Процесс научения в психотерапии

Наш опыт убеждает, что, когда имеются эти пять ус­ловий, неизбежно должен начаться процесс изменений. Застывшее восприятие клиентом себя и других стано­вится более подвижным и открытым реальности. Кли­ент пересматривает установившиеся способы толкова­ния смысла своего опыта и начинает сомневаться во многих «фактах» своей жизни, обнаруживая, что они настолько являются «фактами», насколько он сам счи­тал их таковыми. Он замечает у себя чувства, которые раньше не осознавал, и часто очень живо переживает их в отношениях с терапистом. Таким образом, он учит­ся быть более открытым своему опыту — внутреннему и внешнему. Он учится быть в большей степени своим опытом — быть чувствами, которых он боялся, так же как и чувствами, которые он считал более приемлемы­ми. Он становится более подвижным человеком, изме­няющимся, способным учиться.

Основная «пружина» изменений

В этом процессе терапист необязательно должен «побуждать» клиента или снабжать его энергией, кото­рая вызовет изменения. Мотивация (в некотором смыс­ле) также не полностью привносится клиентом, по крайней мере сознательно. Скажем так, мотивация по­знания и изменения зарождается из тенденции самой жизни к самореализации, тенденции организма к запол­нению всех различных каналов возможного развития до тех пор, пока ощущается, что они усиливают орга­низм.

Я мог бы и далее продолжать в том же духе, но моя цель не в том, чтобы сфокусировать внимание на том, как проходит процесс психотерапии и появления знаний, или на мотивации этого появления; а в том, какие условия делают их возможными. Поэтому я просто за­вершу это описание психотерапии, сказав, что это зна­чимое для клиента учение появляется тогда, когда со­блюдаются пять условий.

1. Когда клиент воспринимает себя как человека, на­ходящегося перед серьезной и важной проблемой.

2. Когда терапист в отношениях с клиентом — кон­груэнтная личность, могущая быть именно тем челове­ком, каков он есть.

3. Когда терапист чувствует безусловное положи­тельное отношение к клиенту.

4. Когда у тераписта наблюдается тонкое эмпатическое проникновение во внутренний мир клиента, кото­рое он может ему выразить.

5. Когда клиент до некоторой степени ощущает кон­груэнтность, принятие и эмпатию тераписта.