Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
47
Добавлен:
11.04.2015
Размер:
113.66 Кб
Скачать

Учение, значимое для человека в образовании

Я думаю, правильно сказал, что преподаватели так­же заинтересованы в знаниях, которые весьма отличны от обычных. Простое знание фактов тоже имеет свою ценность. Знание о том, кто выиграл Полтавскую битву или где был впервые исполнен «сотый опус» Моцарта, может принести носителю этой информации большую сумму денег. Но я полагаю, что учителя будут немного смущены утверждением, что приобретение этих знаний составляет суть обучения. В связи с этим мне вспомни­лось одно сравнение, сделанное профессором по агро­номии, у которого я когда-то учился. Являясь участни­ком войны, он сравнивал знание фактов с боеприпаса­ми. Свои лекции он обычно заканчивал призывом: «Не будьте проклятым ящиком с боеприпасами, будьте ружьем!» Я думаю, что подавляющее число преподава­телей разделяет утверждение, что знание существует прежде всего для того, чтобы его использовать.

Если учителя заинтересованы в знаниях, которые функциональны, которые вносят изменения, которые распространяются на человека и его действия, они дол­жны обратиться к психотерапии за примерами и идея­ми. Необходимо просто и понятно изложить процесс получения знаний во время психотерапии, чтобы ис­пользовать это в образовании.

Условия приобретения знаний в психотерапии

Давайте посмотрим, что же нужно, чтобы получить знания, которые возникают в процессе психотерапии. Я хотел бы как можно яснее перечислить условия, кото­рые, как мне кажется, присутствуют, когда этот фено­мен имеет место.

Лицом к лицу с проблемой

Клиент прежде всего сталкивается с ситуацией, ко­торую он считает серьезной и важной проблемой. Воз­можно, он обнаруживает, что не может контролировать свое поведение; или у него много конфликтов и он в смятении; или его семья рушится; или он чувствует себя несчастным на работе. Короче, он находится один на один с проблемой, которую ему не удалось разрешить, хотя он и пытался это сделать. Поэтому он горит жела­нием знать, хотя в то же время боится, что обнаружит в себе нечто, беспокоящее его. Поэтому одно из усло­вий, которое почти всегда присутствует. — это неуве­ренное и амбивалентное желание узнать или изменить­ся, вырастающее из трудностей, с которыми клиент сталкивается в жизни.

В каких условиях человек встречается с терапистом? Недавно я сформулировал необходимые и достаточные условия, которые должен обеспечить терапист, если он хочет, чтобы у клиента появились полезные изменения или значимые знания. Несколько аспектов этой те­ории недавно были широко исследованы с помощью эксперимента, но все же она считается больше теорией, основанной на клиническом опыте, нежели доказанным фактом. Разрешите мне кратко описать условия, на мой взгляд необходимые, которые должен обеспечить тера­пист.

Соответствие

Чтобы психотерапия дала положительный результат, терапист в отношениях с клиентом должен быть отно­сительно цельным, целостным, конгруэнтным. Я имею в виду, что в этих отношениях он должен быть не фаса­дом, не ролью, а точно таким, каким он есть. Я исполь­зовал термин «соответствие», чтобы сослаться на точ­ную конгруэнтность опыта и сознания. Это происхо­дит, когда терапист полностью и правильно осознаёт то, что он переживает в этот момент в отношениях с клиентом. Тогда он полностью конгруэнтен. До тех пор пока эта согласованность не будет присутствовать в значительной степени, навряд ли могут появиться зна­чимые знания.

Хотя понятие соответствия в реальности является сложным, я думаю, каждый из нас обычно интуитивно знает, имеется ли соответствие в людях, с которыми мы имеем дело. Общаясь с одним человеком, мы понимаем, что он не только имеет в виду именно то, что говорит, но и что его глубокие внутренние чувство тоже соответ­ствуют тому. что он выражает. Поэтому, если он злой, или влюбленный, или пристыженный, или восторжен­ный, мы чувствуем, что он одинаков на всех уровнях — в его переживаниях на организмическом уровне, в его осознании этого на уровне сознания и в его словах и сообщениях. Вдобавок мы узнаем, что он принимает свои непосредственные чувства. О таком человеке го­ворим, что мы его хорошо понимаем. Обычно мы чувст­вуем себя с таким человеком уютно и безопасно. Об­щаясь с другим человеком, мы понимаем, что все его слова — это лишь «вывеска» или «фасад». Нам интерес­но. что же он чувствует на самом деле, что скрывается за этим фасадом. Нам так же интересно, понимает ли он то, что он реально чувствует. Он вполне может не осознавать чувства, которые в реальности переживает. С таким человеком нам хочется быть осмотрительным и осторожным. Это не тот тип отношений, при которых может быть отброшена защита или при которых может появляться значимое знание.

Поэтому вторым условием психотерапии является то, что терапист должен иметь определенную степень соответствия в отношениях. Он свободно и глубоко принимает себя, на самом деле переживает свои чувст­ва и реакции и осознает их, как только они, появляются и изменяются.