Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УМК судебная власть-перспективы развития.doc
Скачиваний:
233
Добавлен:
11.04.2015
Размер:
1.84 Mб
Скачать

2. Принцип полноты судебной власти и недопустимости ограничения её полномочий, равноправия во взаимодействии с другими ветвями государственной власти

Принцип полноты судебной власти и недопустимости ограничения её полномочий, равноправия во взаимодействии с другими ветвями государственной власти означает её распространение в соответствии с её функциями, и назначениями на все вопросы, находящиеся в ведении государственной власти. Судебная власть в соответствии с данным принципом осуществляет правосудие, судебный контроль и распространяет свою власть на всю территорию государства и население, на жизнедеятельность общества, без ограничений, т.е. в полноте, предоставленной ей Конституцией РФ. Этот принцип позволяет каждому гражданину России получить гарантированную ст. 46 Конституции РФ судебную защиту его прав и свобод.

Равноправие (паритетность) определяет равный уровень обязательности судебных актов, как и актов двух других ветвей власти для всех физических и юридических лиц, общественных объединений и организаций, а также обеспечение принудительной силой государства по их исполнению; равный уровень финансирования за счёт средств федерального бюджета, материально-технического, социального обеспечения.

3. Принцип финансирования судебной деятельности

Принцип финансирования судебной деятельности проистекает из принципа самостоятельности судебной власти и означает, что финансирование судов должно производиться непосредственно за счёт средств государственного бюджета в соответствии со ст. 124 Конституции РФ, которая определила: финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом. Указанное требование основного закона создаёт условия независимого осуществления правосудия. В настоящее время финансирование судов производится в соответствии со ст. 33 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и федеральным законом «О финансировании судов Российской Федерации»1.

Действовавшие положения о финансировании судов до принятия постановления Конституционного Суда РФ от 17 июня 1998 г. по делу о проверки конституционности ч. 1 ст. 102 ФЗ «О федеральном бюджете на 1998г.» позволяли Правительству РФ самостоятельно сокращать расходы федерального бюджета на судебную систему без учёта конституционных гарантий её финансирования. Конституционный Суд РФ указанным постановлением признал не соответствующим Конституции РФ, её ст. 76 (ч. 3) и ст. 124, положения ч. 1 ст. 102 ФЗ «О федеральном бюджете на 1998 год», поскольку эти положения не обеспечивали возможность полного и независимого осуществления правосудия.

Таким образом, принцип финансирования судебной власти из государственного бюджета включает в себя не только идею закрепления источника и отделения судов от финансового влияния властей субъектов местных органов, но и определяет такие параметры, которые должны обеспечивать самостоятельное функционирование судов1.

4. Принцип организационной обособленности (автономности) системы судебных учреждений и осуществления правосудия только судом

Из исследования истории российского суда2видно, что обособленная система органов судебной власти, не входящих структурно в органы администрации, местного самоуправления или правоохранительные органы, являет собой признак самостоятельности судебных учреждений и в целом судебной системы. Е.Ю. Абросимова отмечает, что самостоятельность судебных учреждений рассматривается в международных документах и российском праве как институциональный признак независимости суда3.

В.И. Анишина полагает, что в настоящее время идея самостоятельности судебной власти диктует непременное условие автономности её органов, а содержание этого принципа наполняется потребностями развития судебной системы и лежит в основе проблемы совершенствования органов этой системы. Автономность системы предполагает её отделение и внутреннюю самодостаточность для качественного осуществления конституционно определённых функций и задач4.

Следующий признак организационного характера, определяющий самостоятельность российского суда представляет собой осуществление правосудия только судом. В соответствии с ч.1 ст. 118 Конституции РФ никакой другой орган отправлять правосудие не вправе. Содержание этого принципа предопределяет запрет создания чрезвычайных и особых судов, что и записано в ч.3 ст. 118 Конституции РФ. Общий смысл данного принципа содержит в себе значение того, что правосудие могут осуществлять суды, созданные на основе Конституции РФ и ФКЗ «О судебной системы в Российской Федерации». Конституция РФ в гл. 7 «Судебная власть» перечисляет суды, действующие в Российской Федерации в настоящее время. К осуществлению правосудия могут привлекаться присяжные и арбитражные заседатели. Никакие другие органы (например, третейские суды, суды офицерской чести, коммерческие суды и арбитражи) не вправе возложить на себя осуществление правосудия. Конкретные дела никто не может рассматривать, кроме судей - носителей судебной власти, наделённых судебными полномочиями в предусмотренном законом порядке и обладающих правом рассматривать судебные дела от имени государства, а поэтому имеющих право определять объём прав и обязанностей сторон при рассмотрении спорных правоотношений. Такая процедурность рассмотрения споров в суде предопределяет существование ещё одного принципа – невмешательство в судебную деятельность.

Таким образом, самостоятельность суда сочетается с принципом осуществления правосудия только судом и недопустимостью (запретом) вмешательства в судебную деятельность в целом.