Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
главный файл.doc
Скачиваний:
25
Добавлен:
09.04.2015
Размер:
1.2 Mб
Скачать

3 Группа. Современная теория журналистики утверждает, что все большую роль играют межвидовые жанры, который можно называть синтетическими:

Межжанровый синтез158, как явление пока мало изучен в теоретическом аспекте, что, с одной стороны, плохо, поскольку отсутствие теории не позволяет выйти на требуемый уровень серьезных обобщений. Но с другой стороны, есть возможность для рефлексивного анализа и прогнозов всех возможных результатов сплава нескольких жанров воедино и появлений на этой базе новых произведений, не ограничиваясь только наиболее часто повторяющихся. Этому способствует целый ряд факторов как социального и эстетического, так и технологического характера. Можно, например, рассмотреть видеоклип, как наиболее характерного примера межжанрового синтеза в журналистике и СМИ.

Технология создания видеоклипов159, которые некоторые теоретики почти сразу поспешили назвать новым жанром, начинает развиваться именно с внедрением в телевидении новых технологий, происходивших на рубеже начального периода трансформации его эстетических принципов. Разумеется, некоторые основания для этого были, так как видеоклип явственно стоял особняком как по средствам, так и по содержанию от всех иных видов телевизионного зрелища. Он сочетает самые разнородные элементы – текст и музыку песен, изображение и драматическое действие, динамизм, композицию и хаос, графику и свето-теневые эффекты. Клипы зачаровывают зрителя сложнейшей рваной темпо-ритмикой, Там время и пространство искажены и нарушены причинно-следственные взаимоотношения элементов. Структура смыслов существует словно сама по себе, вне единства с содержанием, а, порою, и вопреки содержанию. Клип нарочито игнорирует смысл сказанного160, заменяя его смыслом происходящего, слова перестали играть роль, а динамическая синтактика зрелища приобретает силу магического, почти ритуального и надчувственного действа. Видеоклип изменил отношение аудитории не только к самому телевидению и самому восприятию музыки, он родился во взаимопересечении и стал неким третьим, самостоятельно существующим явлением. Подобно замкнутому миру, существующему в цельной панораме действительности, которую развертывает перед зрителем телевидение, видеоклипп сочетал в себе черты особого эстетического единства и части более общей эстетической системы.

По сути дела, клиповый стиль раздробленного на мельчайшие элементы действия как новый жанр, уходит корнями в иные, традиционные жанры – комикс, кинофильм (киноэссе, кинозарисовка) т.д.

Появляющийся в последние годы жанр компьютерного анимационного фильма вырос из этого стиля со свойственной ей преувеличенно акцентированной структурой, при которой сама структура, темпо-ритм, композиционное единство превалирует над тем содержанием, которое выражается при помощи графики. Даже не улавливая деталей графического «морфинга», зритель поддается организующему единству структуры и верит ей, воспринимая ее как новую ступень условности, абстрагирующей действительность до предела.

Если цели журналистского произведения не могут быть достигнуты с помощью одного жанра, поиск ведется в сколь угодно вариативном их сочетании.

Например, современные информационно-аналитические программы (как уже исчезнувшие из эфира, такие как усопшие «Итоги» Е.Киселева на НТВ и программа С.Доренко на ОРТ, так и ныне процветающие «Воскресное «Время»» на Первом канале, «Вести недели» на «России 1» и другие) не проводят четкого разделения на информационные и публицистические блоки (что произошло и как нам к этому должно относиться). Напротив факт и мнение здесь существуют в неразрывном единстве, поддерживая друг друга. «Рейтинг слухов» в газете «Московский комсомолец», Ульяновская газета «Симбирские губернские вести» (с лозунгом во главе выпуска «завирательные и совершенно фантастические истории», основанные на публикациях местной прессы, а так же некоторые факты из жизни «замечательных» людей Ульяновска, как имеющие место быть, так и не быть») – демонстрируют сложное сочетание вымысла и факта, существующих в единстве и трудно разделимых.

Такая смесь жанров не может не вызывать опасений радетелей за «чистоту» теории журналистики. Но на самом деле с точки зрения системы по-другому и быть не может, поскольку, как уже неоднократно видели, четких границ между субстанциями системы нет и не может быть.

Синтез жанров, таким образом, предстает именно как показатель реальности журналистики, ее нормального существования. В таких условиях появляется возможность (по крайней мере для наиболее талантливых журналистов) решать нестандартные задачи, постоянно возникающие на стыке разнородных проблем и отзываются на явления времени.

То есть, настает время представить именно системную картину жанров.

В этой связи встает задача определения смыслообразующего центра этой системы. Анализируя журналистскую деятельность, нельзя пройти мимо того очевидного факта, что смыслом такой деятельности является создание текстов. Известно, что существует два основных понятия, описывающих «текст»: культурологическое и лингвистическое.

Лингвистическое – произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия (заголовка)и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединенных разными типами лексической, грамматической логической, стилистической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку161.

Сущностные признаки такого текста: целостность, связность, включенная в него тем или иным способом информация о говорящем и адресате, о ситуации общения, обработанность речетворческого материала в соответствии с законами и нормами естественного языка.

Культурологическое понимание текста исходит из того, что исходным моментом является именно то, что сам факт лингвистической выраженности перестает восприниматься как достаточный для того, чтобы высказывание превратилось в текст. Вследствие этого вся масса циркулирующих в коллективе языковых сообщений воспринимается как не-тексты, на фоне которых выделяется группа текстов, обнаруживающих признаки некоторой дополнительной, значимой в данной системе культуры выраженности162.

В этой связи крайне важным является тот факт, что для современного читателя традиционный «эффект присутствия» достигает предельных значения и перерастает в «эффект участия». Это уже другое психологическое состояние. Человек не поглощает сведения, а оперирует информацией. И что принципиально важно, это – индивидуальная активность. Человек сам находит информацию для сравнения в других источниках, тезаурусах библиотек или Интернете, в собственном образовании или личной ментальности163.

В этой связи пятикомпонентная формула создания текста массовой информации выглядит таким образом: «кто сказал», «что сказал», «через посредство какого канала коммуникации», «кому сказал», «с каким результатом» при всей ее банальности и очевидности как раз и может быть тем самым краеугольным камнем системы жанров.

Тексты, как видим, появляются лишь и только в результате деятельности социума и межсоциального взаимодействия. Поэтому можно провести некоторые прямые аналогии. Точно так же как любому событию предшествует подоплека различной продолжительности (например, рождению ребенка предшествуют такие события как знакомство будущих папы и мамы, их совместное общение и проведение вместе свободного времени, потом – свадьба и ряд других ритуальных и не только ритуальных действий, после чего через в определенный природой срок появится на свет ребенок). Точно так же у всякого информационного сообщения о события должна быть информационная подоплека. В свою очередь событие не повисает в воздухе и не исчезает вместе с публикацией о нем, оно всегда продолжается во времени. Точно так же как наш ребенок растет, учится, бегает, веселится, взрослеет и лет через двадцать уже он становится родителем нового ребенка, да еще и нескольких…

Итак, когда идет речь об информационной журналистской деятельности, всегда имеется в виду так называемая информационная цепочка. Она выглядит следующим образом: подоплека – анонс – информация о событии – аналитика – обновление и актуализация подоплеки – новые анонсы – информация о событии – аналитика и так до бесконечности.

Параллельно информационной ведется также рекреативная журналистская деятельность, которая характеризуется своим подбором жанров. Связывает ее с информационной такой жанр, как анекдот. Но о нем немного позднее.

После всего указанного подробное системное описание жанров текстов журналистики может быть представлено следующим образом.