Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
iml / 18-Hearst.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
08.04.2015
Размер:
73.22 Кб
Скачать

Не все золото, что желтит

История Уильяма Рэндольфа Херста

Завершение недавней войны в Ираке, уже названной «войной массмедиа», совпало со 140-летием человека, выигравшего первую такую войну еще в канун прошлого века, - легендарного американского медиамагната Уильяма Рэндольфа Херста. Владелец огромной газетно-журнальной империи, заложивший основы «желтой прессы», Херст в конце позапрошлого столетия показал: СМИ, для которых война – желанный информационный повод, не только освещают ход военных действий, но в значительной мере и «делают» сами войны. Задавая массам читателей и зрителей ту «картинку», какая желательна ведущим войну политикам и военным.

Поднявший руку на учителя

Начало биографии газетного магната никак не вписывается в рамки популярного американского мифа об уличном чистильщике обуви или продавце газет, ставшем миллионером. Чего не скажешь о его отце, этот миф только укрепившем. Уильям Рэндольф Херст, родившийся 29 апреля 1863 года, был единственным сыном сан-францисского мультимиллионера, сделавшего состояние с нуля, – Джордж Херст начинал с угля (он открыл и разработал три крупнейших угольных месторождения США – Анаконда, Хоумстейк и Комсток-Лоуд), после чего занялся скотоводством. Отправив сына учиться в престижный Гарвард, Джордж, к тому времени ставший сенатором, втайне надеялся, что отпрыск станет достойным продолжателем сего дела. Однако потенциальный наследник увлекся совершенно никчемной, с точки зрения Херста-старшего, журналистикой.

В Гарварде Уильям Херст успешно осваивал азы профессии и, еще будучи студентом, попросил отца подарить ему «какую-нибудь газету». И в 1887 году 23-летний начинающий медиамагнат вместе с заветным дипломом получил обещанное: небольшое городское издание The San Francisco Examiner, доставшееся Херсту-старшему в счет карточного долга. Его смышленый и амбициозный отпрыск не собирался вечно слышать у себя за спиной обидное «папенькин сынок» и задался целью превратить свое первое периодическое издание в «королеву ежедневных газет». Для этого Уильям Херст закупил самую лучшую технику и набрал в штат опытных профессионалов. И, следуя заветам своего духовного учителя – легендарного тяжеловеса американской журналистики Джозефа Пулитцера (тот учил, что газетный номер без сенсации годится только на то, чтобы в него заворачивать рыбу), в конце концов, добился своего. Его газета стала ведущей в Сан-Франциско, а ее владелец разбогател – уже без папиной помощи.

В 1895 году вошедший во вкус Херст замахнулся уже на нью-йоркскую (что в Америке по сей день означает столичную – в смысле уровня, а не географии) прессу. Он приобрел газету The New York Morning Journal, став, таким образом, главным конкурентом своего гуру (Пулитцер был владельцем другой ведущей нью-йоркской газеты The New York World).

Между изданиями развернулась война за подписчика и рекламодателя, в ход шли любые средства. Херст, в частности, прославился абсолютно неэтичным, с точки зрения Гарвардской школы журналистики, поведением – он переманивал сотрудников пулитцеровских изданий, суля им баснословные гонорары и зарплаты. От новых работников требовалось выдавать на гора либо обстоятельные журналистские расследования, либо сенсации. Для тех, кто правильно понимал поставленную задачу и талантливо ее выполнял, новый хозяин The New York Morning Journal денег не жалел. Достаточно сказать, что в разные времена в этом и других изданиях Херста сотрудничали классики американской литературы Амброз Бирс, Марк Твен и Джек Лондон.

Что касается расследований, то смелость публикаций в херстовских изданиях имела свои пределы, которые ставили не столько власти и прочие сильные мира сего – объекты журналистских «наездов», сколько сам хозяин этих изданий лично. Херст с самого начала взял за правило не дожимать свои жертвы, дружеские связи с которыми могли пригодиться в будущем. Бросив публике аппетитную кость, он вскоре незаметно забирал ее из-под носа читателя, ловко подменив ее другой, не менее аппетитной. Конвейер журналистских расследований работал без сбоев, и вскоре потенциальные жертвы херстовских журналистов разобрались, что все не так страшно, и, скорее всего, удастся отделаться сравнительно дешево.

Соседние файлы в папке iml