Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
соц.docx
Скачиваний:
5
Добавлен:
08.04.2015
Размер:
1.25 Mб
Скачать

3)Глубинные причины кризиса.

9 июля министры финансов Европейского союза одобрили пакет финансовой помощи в 30 миллиардов евро, который в конце месяца будет предоставлен ряду испанских банков, наиболее пострадавших от кризиса еврозоны. Данная мера явилась первым этапом спасения банковской системы Испании, где активное участие принимают структуры Европейского союза. В соответствии с требованиями Европейской комиссии, Европейского центрального банка, а также Международного валютного фонда Испания будет вынуждена принять жесткую макроэкономическую программу по снижению бюджетного дефицита с 8,5 % в 2011 году до 2,8% в конце 2014 года.

Уже сейчас правительство Мариано Рахоя работает над программой сокращения бюджетных трат, повышения налога на добавленную стоимость, снижения социальных трансфертов и урезания расходов на деятельность государственного аппарата [1]. Очевидно, что к реализации данной программы будут привлечены все 17 автономных сообществ Испании.

Принятие названных мер не было бы столь необходимо, если бы страна не находилась в состоянии глубокой экономической рецессии. Так по состоянию на июнь 2012 года показатель безработицы среди экономически активного населения составлял 25% [2], государственный долг – 78% ВВП [3], а частный долг – 170% [4]. При этом, по прогнозам аналитиков, в декабре 2012 года рост испанской экономики окажется отрицательным, снизившись до уровня -1,8% ВВП [5].

В качестве наиболее существенных причин, которые привели к подобной ситуации можно назвать следующие.

Во-первых, весь период 2000-ых годов (после введения евро в 2002 году) сопровождался бурным экономическим ростом. Это было связано прежде всего со стабильной положительной динамикой в банковском секторе и строительстве. Именно на эти две сферы сделало ставку национальное правительство правящей Испанской Социалистической Рабочей Партии во главе с Хосе Луисом Родригесом Сапатеро. Идея была активно поддержана правительствами региональных автономных сообществ, в том числе таких крупных и экономически развитых, как Каталония, Валенсия и Андалузия. Однако не стоит забывать, что банки и строительный сектор способны приносить экономическую прибыль частным субъектам и государству лишь в краткосрочной перспективе, в то время как более выгодными в долгосрочной перспективе оказываются инвестиции во внутреннее производство, связь, торговлю, туризм и здравоохранение.

Во-вторых, экономический рост в Испании сопровождался ростом внутреннего спроса на товары, не являющиеся предметом международной торговли Испании, по сравнению с продукцией экспортоориентированных производств страны. Испанские потребители демонстрировали больший спрос на продукцию высокоразвитых стран европейского «Севера» – Германии, Нидерландов, Австрии и Бельгии, что также отрицательно сказалось на конкурентоспособности реального сектора экономики страны.

В-третьих, стремительный рост заработной платы (с 1997 по 2007 годы ее средний показатель вырос на 32%) в Испании был намного выше роста производительности труда. В кризисные годы это стало причиной быстрого спада экономики страны.

Помимо неэффективной макроэкономической политики национального правительства в 2000-ые годы в качестве важнейших причин нынешней рецессии стоит назвать и значительные издержки территориального устройства страны. Дело в том, что современная политическая и административная система Испании складывалась в 70-80-ые годы XX века, когда после 40 лет франкизма и унитаризма государство проходило сложный период демократического транзита. Этот период сопровождался возвращением к государству автономий, которое начало формироваться в Испании еще в 30-ые годы XX века. Вновь воссозданные в конце 70-ых годов Каталония, Страна басков и Галисия, имеющие иной этнический, лингвистический, экономический и культурный фон, чем остальные 14 автономных сообществ, потребовали от центрального правительства существенных налоговых, управленческих и культурно-лингвистических привилегий в обмен на отказ от территориальной сецессии. В конечном итоге в этих регионах сформировались собственные политические и экономические системы, во главе которых стояли или региональные политические партии, такие как «Конвергенция и союз» Каталонии, или коалиции региональных отделений национальных партий Значительные уступки национального правительства таким крупным автономным сообществам, как Каталония и Страна басков, предоставили им большую свободу действий в формировании собственных бюджетов, осуществлении бюджетных расходов и социальной политики. В предкризисные годы ряд автономий, не обладавших достаточным объемом политических и экономических ресурсов, жестко увязывали свои региональные курсы с общим курсом правительства Испании, однако, к примеру, Страна басков – один из «моторов испанской экономики» – следовала своему вектору развития. В итоге сегодня большинство испанских регионов, включая Каталонию, имеет сходные с национальными показателями индексы безработицы и существенный частный долг, в то время как Страна басков в силу проводимого ей ранее эффективного и независимого макроэкономического курса оказалась в более выгодном положении.

Возвращаясь к банковской системе, хочется подчеркнуть, что именно региональные банки автономных сообществ – каталонский Catalunya Caixa, валенсийский Banco de Valencia, BFA/Bankia (конгломерат из семи региональных банков), а не крупные международные и национальные финансовые единицы (Santander, BBVA и La Caixa) испытывают острую необходимость в финансовых вливаниях. При этом налицо недостаточность денежных вливаний национального правительства в эти учреждения и даже их полная национализация (как в случае с Bankia).

Помимо внутренних причин экономического кризиса в Испании, стоит выделить и внешние причины. В первую очередь, они связаны с деятельностью крупных финансовых единиц стран европейского «Севера», а также их политических и экономических элит, которые поощряли такую деятельность. В большей степени речь идет о Германии, чьи банки в докризисный период консолидировали свои активы за счет средств, привлеченных у испанских банков, которые со своей стороны были завязаны на ипотечном кредитовании населения и частных строительных компаний. Именно немецкие банки являются крупнейшими кредиторами испанских банков, что позволяет говорить о финансовой и в целом экономической зависимости Испании от ФРГ.

По мнению нобелевского лауреата Пола Кругмана, «судьба евро – в руках Испании» , поэтому от консолидированного участия всех игроков Европейского союза в спасении финансовой системы страны, а также проведения более эффективной макроэкономической политики национальным и региональными правительствами Испании, в общем и целом будет зависеть выход ЕС из системного кризиса.