Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Кокорева Л. - Клод Дебюсси - 2010

.pdf
Скачиваний:
2790
Добавлен:
28.03.2015
Размер:
15.05 Mб
Скачать

другими мотивами. Так, тема рефрена (А) при первом проведении состоит из двух неравных предложений — в 11 тактов и 6 тактов. В этих 17-ти тактах как минимум четыре различных мотива. Первый эпизод (В) складывается также из четырех мотивов, причем, один из них выведен из рефрена. Кроме того, есть мотивы, которые имеют явные связи с Прелюдией (на уровне мелодических, ритмических и фактурных элементов).

ПРИМЕР 23. Менуэт (Берга.часская сюита)

ПРИМЕР 23а. Прелюдия (Бергамасская сюита)

ПРИМЕР 24. Менуэт (Бергамасская сюита)

ПРИМЕР 24а. Прелюдия (Бергамасская сюита)

I' I П f U f

90

Таким образом, уже в этой пьесе Дебюсси демонстрирует неисчерпаемую фантазию и свободу в форме. Но главное — оригинальное, вне всякой стилизации преломление жанра старинного танца.

Лунный свет Clair de lune

Andante, tres expressif(Andante очень выразительно), Des-dur, 9/8

Лунный свет — шедевр молодого Дебюсси, одна из самых репертуарных его фортепианных пьес. Она сушествует в различных переложениях: для скрипки, для виолончели, для оркестра.

«С„Лунным светом"мы проникаем в новую вселенную», — сказал Хальбрейх®'. Действительно, это первое сочинение Дебюсси в области звукового пейзажа, причем пейзажа ночного, особенно им любимого, более того, пейзажа лунного. Достаточно вспомнить названия более поздних произведений, чтобы представить «ночную» тему Дебюсси: И луна спускается на некогда бывший храм. Терраса свиданий при лунном свете, фортепианный Ноктюрн, оркестровые Ноктюрны, Ароматы ночи, романс Звездная ночь...

Пьеса полна очарования, тонкого звукового аромата. Особую роль играет фонизм поюших терций, параллелизмов нисходящих мягко звучащих септаккордов. А терции — интервал, который много значил для Дебюсси (не случайно у него есть прелюдия Чередующиеся терции, этюд Для терций, «терцовая» прелюдия Паруса).

Тональность Des-dur {Cis-dur) матового колорита, наверное, также много значила для Дебюсси: это тональность фортепианного Ноктюрна, оркестровой постлюдии Пеллеаса, ариозо Пеллеаса из третьего действия, симфонии Море, прелюдий Феи — прелестные танцовщицы. Ворота Альгамбры Все это, кроме Ноктюрна, было написано значительно позднее.

Как это ни парадоксально, Лунный свет тонкими нитями связан с Прелюдией к Послеполудню Фавна. По смыслу две пьесы контрастны (ночь — день), а вместе с тем есть явные параллели между ними. Во-первых, обе пьесы в одном, довольно редком размере 9/8- Во-вторых, при основной тональности E-dur, Фавн начинается в cismoll — одновысотном строе для Des-dur, в котором написан Лунный свет. В-третьих, есть мотив в начальной теме Лунного света, который появится затем в начальных тактах Фавна.

Lockspeiser Е., Halbreich Н Ор. cit. Р. 558.

91

ПРИМЕР 25. Лунный свет (Бергамасская сюита)

Л 1 1

_<

J . - ^

ПРИМЕР 25а. Послеполудень фавна

Tres modere

р doux et expressif

Наконец, фонизм звучания терцовой темы в Лунном свете — явно флейтовый (основная тема Фавна поручена флейте). В трехчастной форме, где средний раздел в более подвижном темпе и где мелодия звучит на фоне струящихся фигураций, воплощена излюбленная стихия Дебюсси, та, что связана со струящимся потоком воздуха, воды, света — солнечного или лунного. И в этом также параллель с Фавном.

Отказ от квадратных структур становится нормой для ритмической организации и свидетельствует о новом ощущении музыкального времени. Так, например, первое предложение — восемь тактов, а второе — восемнадцать.

В области динамики заложено главное: преобладание pianopianissimo и только два такта во всей пьесеforte. Это именно то соотнощение, которое станет характерным для большинства сочинений Дебюсси.

Интересно, что во втором предложении, когда мелодия поднимается в верхний регистр и появляется аккордовая фактура и когда любой композитор-романтик написал бы forte, у Дебюсси динамика остается pianissimo (несмотря на скромное, почти незаметное crescendo). Здесь уже скрыта дебюссистская трепетность, томительная недосказанность, утонченность чувства. Кульминация все же есть — в среднем разделе один такт forte, после которого быстрое (два такта) угасание звука — сначала два piano, затем в репризе три piano. А в коде после pianissimo — morendo jusqu'd la fin {замирая до самого конца).

В. Янкелевич, размышляя над философией лунного света как такового у Дебюсси, высказал интересные мысли, которые заслуживают того, чтобы их широко процитировать:

92

«„Лунный свет"... дебюссистский ноктюрн имеет мало общего с романтическим лунным светом, так как этот лунный свет лишь повод раскрыть мечту и размышления поэта. Ночь для Дебюсси — это то, что обостряет его чувства; а они для нас [...] как неожиданная милость. Эти чувства проникают в нашу душу тем более глубоко, что абсолютно ненавязчивы: они отражают некое состояние наивности — условие для поэтичного воодушевления [...]. Ведь наши мечты часто возникают от дуновения ветра, от запаха глицинии, которые возбуждают в нас волнующие воспоминания, чувство ностальгии по прошедшей весне [...].

В противоположность всякой субъективности [...]Дебюсси остается, если можно так сказать, в гармонии с природными стихиями, [...] с всеобщей жизнью. Он чувствует себя погруженным во вселенскую музыку, присущую природе. Эта музыка нас обволакивает одинаково хорошо как в солнечном свете, так и в лунном свете ночи [...]. Можно сравнить музыку Дебюсси с экстазом — экстазом молитвы. Его светлый взгляд есть в определенном смысле зеркало внешнего мира. В галлюцинирующих образах, в которые нас погружает эта музыка, где есть сам Клод Дебюсси? Клод Дебюсси забыл о себе, Клод Дебюсси соединился в экстазе с ночью и со светом, со светом полдня, сумраком полночи...»^.

Поэтично и очень ёмко сказано о главном для понимания музыки Дебюсси.

Паспье Passepied

Allegretto та поп troppo, fls-moll, 4/4

Финал сюиты — самая развернутая пьеса. И она полна очарования, не уступая в этом Лунному свету. Ее идея — д в и ж е н и е . Но в этом непрерывном движении воплощено очень многое.

Размер 4/4 не соответствует ритму паспье — старинному танцу на 6/8 или 3/8. Может быть, Дебюсси использовал это название именно как символ быстрого и непрерывного движения? Но аллюзии на музыку той эпохи, когда паспье входил в сюиты, все же есть и, прежде всего, в аскетической фактуре двухголосия, в приближении к звучанию клавесина.

Элегантную мелодию (на редкость протяженную для Дебюсси) сопровождает непрерывное staccato ровными восьмыми аккомпа-

90 Jankeldvitch V. Debussy et le myst^re de I'instant. P. 193-194.

93

немента (в духе альбертиевых басов), вызывая видение скачки. Но не той драматической скачки, что в Лесном царе Шуберта, и не той драматической скачки Вронского из романа Л.Н. Толстого Анна Каренина. Нет! Милая, мирная картинка. Можно себе представить прогулку верхом на лошади в Булонском лесу. Но под этим внешним слоем содержания воплощено множество различных тончайших эмоций, словно эта скачка смешалась с вереницей воспоминаний о чем-то легком, приятном, обольстительно нежном, светлом, связанном с прогулкой. В. Янкелевич совершенно верно пишет о том, что Дебюсси ощущает таинственность вещей даже там, где, казалось бы, тайны нет. «Поэтическая тайна, тайна атмосферы привычных явлений, будничных событий он преподносит как мечту»^К И это сказано как раз по отношению к Паспье.

Пьеса по самому своему духу французская. В ней французская изысканность, тонкость, неуловимость ощущений, легкость и обаяние. На непрерывный остинатный фон наслаиваются мотивы и темы разного характера, среди которых мечтательные, хрупкие, томительно-нежные, колокольные, звонкие. Калейдоскоп мотивов сочетается с тонкой игрой тональными красками, с гибкой непринужденной ритмической организацией, с наложением триолей четвертями на ровное движение восьмыми.

Форма Паспье — сложная трехчастная (основная тема при каждом новом повторении варьируется) с многотемной средней частью и варьированной репризой, в которой середина — на новой теме:

А(а-Ь-а,)

С(с-с1-е-Г-е,-ход) Aj (a^-g-aj)

Трудно согласиться с Ю. Кремлевым, который, кроме Лунного

света, все пьесы сюиты называет «надуманными», в то время как нет ничего более естественного и уже очень самобытного в этой замечательной сюите.

Для фортепиано (1901) Pour le piano

Около 10 лет отделяют Бергамасскую сюиту от сюиты Pour le piano. Это десятилетие стремительной эволюции композитора, период создания оперы. Возможно, некоторые пьесы сюиты были написаны немного ранее. Но факт остается фактом: Pour le piano —

" Jankelevitch V. Debussy et le myst^re de I'instant. P. 19.

94

одно из первых послепеллеасовских сочинений. Гармонический язык значительно усложнился. Дебюсси использует цепочки неразрешенных септ- и нонаккордов, сопоставление трезвучий отдаленных тональностей, целотоновость и в гармонии, и в мелодии.

Цикл составляют три пьесы, что становится характерно для многих произведений Дебюсси разных жанров. Несмотря на достаточно большую временную дистанцию, которая отделяет Бвргамасскую сюиту от Pour le piano, они близки своей неоклассической направленностью, воскрешением жанров музыки XVIII века. Но каков этот «неоклассицизм»? Он своеобразно сочетается с импрессионизмом. Дебюсси использует аллюзии на творчество композиторов эпохи Баха, Скарлатти, Куперена, но одновременно демонстрирует, что можно сделать со старинными жанрами, формами, даже некоторыми принципами развития в новое время, в новых эстетических условиях импрессионизма.

Прелюдия Prelude

Assez anime et tresritme(Довольно живо и оченьритмично), a-moll, 3/4

Энергичная, быстрая Прелюдия — пожалуй, единственное произведение Дебюсси, в котором композитор «вспоминает» Баха. Единая ритмико-фактурная формула, основанная на движении шестнадцатых, выдерживается на протяжении почти всей прелюдии, лишь дважды прерывается аккордовым martellato и завершается ре- читативно-импровизационной кодой. Прелюдии свойственна баховская «серьезность», значительность. Низкий гулкий регистр основной темы — словно тяжелые, органные басы. Непрерывное становление темы напоминает барочные формы типа развертывания. К Баху отсьшает и непрерывное движение шестнадцатых (как в Прелюдии с-тоИ из I тома ХТК), речитатив-импровизацрш в коде напоминает конец той же прелюдии. Все это заставляет предположить, что аллюзии на музыку Баха были намеренными.

ПРИМЕР 26. Прелюдия (Для фортепиано)

Tempo di cadenza

95

ПРИМЕР 26а. Бах. Прелюдия c-moll, I том ХТК

adagio

При этом в гармонии и в построении формы — это типичный Дебюсси. Он хитро вуалирует грани формы. Так, четыре такта, которые воспринимаются как вступление, дающее ритмическую пульсацию, на самом деле содержат важный тематический материал (мотив а, см. схему), на котором построены контрастные разделы формы.

Схема № 1. Прелюдия {Для фортепианоУ^

Вступ.

 

1 раздел

Средняя часть

Реприза

Кода

а (4)

Ь( 2 1)

с (16)

а, (16) bi (22)

Ь(22)

ci(8)

а2-(21)

 

Ь,(16)

(производный

 

 

 

каденция (16)

от а)

Вторая тема {Ь) — оригинальна. В моторике 16-х вырисовывается скрытый нижний голос (мелодия ровными четвертями) в духе григорианского хорала. Длительное развертывание темы охватывает 37 тактов. Помимо этих двух тем в первом разделе есть еще и третья: аккордовое martellato fortissimo, в котором преобладают параллелизмы увеличенных трезвучий (образ колокольного звона — он словно врывается в литургическое пение). Но эта, казалось бы, новая тема (с) в сущности является вариантом (и образной трансформацией) мотива вступления (а).

Средний раздел переключает в соверщенно иной образный план, хотя основан он на мотивах экспозиции {а и Ь). Он построен на непрерывном трепетном секундовом тремоло (оперы Пеллеас и Мелизанда!), на фоне которого разрабатывается сначала мотив а, затем мотив Ь. Тональность неустойчивая, преобладает опора на целотоновую гамму. Но главное — в этом разделе на сильной доле почти непрерывно акцентируется пеллеасовский тритон d-as. Все, что с ним связано в музыке Дебюсси, всегда таинственно и тревож-

'' Буквы в схеме — мотивы, цифры — количество тактов в мотиве. Такая форма записи останется в последующих схемах.

96

но. Хоральная тема переходит в высокий регистр (здесь вступает в силу имитация тембра челесты или колокольчиков), становится хрупкой и беспокойной; в качестве продолжения основного зерна на биение 16-х накладываются большетерцовые триоли восьмыми как звон высоких колокольчиков.

Количество тактов в мотивах показывает новый тип временной организации. Органическая неквадратность лежит в основе всей пьесы. Каждая тема в новом проведении всегда появляется в ином масштабном измерении, то есть ее структура все время меняется, одни элементы исчезают, другие возникают.

Сарабанда Sarabande

Avec ипе elegance grave et lente (С элегантной серьезностью, медленно), cis-moll, 3/4

Сарабанда — одна из самых экспрессивных фортепианных пьес Дебюсси. И к этому жанру позднее Дебюсси обратится еще не раз и тем самым привлечет к нему внимание композиторов нового поколения. В ритме и движении Дебюсси сохраняет основные черты Q/a с акцентом на второй доле) этого жанра.

Музыка Сарабанды полна нездешней печали и нежности. В настроении пьесы чувствуется отклик на одну из сцен Пеллеаса. Композитор почти незаметно в середине пьесы вводит лаконичную цитату (можно сказать, скрытую цитату) из оркестрового вступления к 3-й картине I действия (первая встреча юных героев). Цитата — мотив Мелизанды в ее самом распетом и самом красивом варианте. В таком виде этот мотив олицетворяет и первый зов любви, и печаль предчувствия. Дебюсси вуалирует его появление в Сарабанде, давая мотив не целиком, а лишь его «хвостик». Он словно прячет цитату и вместе с тем вьщеляет ее динамикой mezzo forte (первый раз), mezzo piano (второй раз) в окружении piano и pianissimo, а также общей тональностью cis-moll пьесы и данной сцены. Так скромно, ненавязчиво Дебюсси фиксирует внимание на этой цитате.

ПРИМЕР 27. Сарабанда (Для фортепиано)

пЦЦЧ

 

 

 

тр•=3- fi g

f

1

лr -

к if

 

r

r

8zak218

97

 

 

ПРИМЕР,.27». Пеллеас и Мелизанда (I - 3)

п р. р.

4J.

Темы Сарабанды — замечательная мелодическая находка Дебюсси: это утолщенные септаккордами, нонаккордами (изредка и трезвучиями) мелодические линии, звучащие то терпко, то мягко, но с огромным внутренним напряжением. Очень выразительна начальная тема, изложенная септаккордами в натуральном cis-moll, хотя и достаточно туманном, ибо подчас он воспринимается как gis-moll. Гармонический колорит — изысканный. Еще дальше в смелости гармонии идет композитор во второй теме (начало среднего раздела). Она построена на параллелизмах кварт-секундак- кордов очень специфического тембрового колорита. Но самая впечатляющая мелодия — третья: целые гроздья септаккордов в двух руках, которые звучат с пронзительной печалью. Главное: настроением и интонациями все мелодические линии вытекают из цитаты, они рождены ею и тем смыслом, который вкладывал композитор в эту тему в опере. Т а к Сарабанда с т а л а п е р в о й ф о р т е п и а н н о й п ь е с о й , с м ы с л к о т о р о й м о ж н о р а з г а д а т ь ч е р е з а л л ю з и и на к о н к р е т н у ю с ц е н у

оп е р ы .

Вфактуре пьесы — оригинальное противопоставление аккордовой мелодии и строгих архаических унисонов, или противопоставление диссонирующих аккордов консонансам трезвучий. Так, в репризе первая тема гармонизована не септаккордами, как в начале, а трезвучиями (при этом начинается с трезвучия второй низкой ступени для cis-moll, forte). Ее характер кардинально меняется. Из хрупкой и таинственно нежной она превращается в торжественную, словно напоминая другой момент оперы: «Я принц Голо\». Таким образом, Сарабанда — с двойным дном, со скрытым смыслом.

98

Токката Toccata

У1/(Живо), cis-moll, 2/4

Финал цикла — воплощение идеи движения (как и Паспье), точнее —радости движения. Блестящая, легкая, живая виртуозная пьеса. Паспье — тоже движение, но иное, чем в Токкате. Там почти зримая картинка, здесь композитор переносит все в абстрактный план. В сущности, идея не нова — идея моторных пьес Баха, Вивальди и их современников. Токката близка Прелюдии, открывающей сюиту Pourlepiano. Но если в той — «серьезность», массивность органных пьес Баха, то Токката ближе легким клавирным пьесам французских клавесинистов. Ее фактура опирается на особое ощущение «клавишности» беспедального инструмента. Здесь, в частности, сочетается фактура старинных клавирных пьес — сухая, одноголосная, играемая двумя руками, где музыка лишена яркого тематизма (т.е. основана на фигурациях, секвенцировании, гармонических модуляциях) и фактура, в которой появляется экспрессивная мелодическая линия.

От старинных клавирных пьес — принцип развертывания ткани на непрерывном движении 16-х длительностей. Причем тем- по-ритм Токкаты выдерживается от начала пьесы до конца без каких-либо отклонений (достаточно редкий случай у Дебюсси). Но с непрерывным движением 16-х Дебюсси творит удивительные вещи. Атематическая музыка (в духе барочной) здесь сменяется обыфыванием фонизма педального фортепиано. А это уже поворот к современной с о н о р и к е . Подобный контраст интересен сам по себе. Вот, мол, смотрите, как было тогда и что можно с тем же материалом сделать сейчас на современном рояле и средствами современной гармонии. П о в о р о т к н е о к л а с с и ц и з м у и з н а м е н о в а л о э т о с м е л о е о б н о в л е н и е в с е г о ф о р т е п и а н н о г о с т и л я в о п о р е на с т а р и н н у ю м у - зыку .

Барочный принцип развертывания (на единой ритмико-фактур- ной формуле) Дебюсси сочетает с непрерывным обновлением фактуры и разукрашиванием ее свежими гармоническими красками, необычными тональными сопоставлениями, модуляциями. Так, в начале Токкаты cis-mollE-dur быстро сменяются хроматическими секвенциями с неустойчивым тональным центром. Средний раздел начинается в далеком C-dur, который быстро уступает место неустойчивому блужданию по тональностям.

8*

99