Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Psikhologia_lichnosti_Kavun.doc
Скачиваний:
42
Добавлен:
27.03.2015
Размер:
2.44 Mб
Скачать

Ключевые понятия

Воля. Ответственная движущая сила, состоящая из энергии и желания; «спусковой крючок усилия»; «ходовая пружина действия». И. Ялом, вслед за Л. Фарбером, выделяет два рода воли: бессознательная воля - не переживается сознательно в процессе волевого акта и вывод о ней должен делаться после события (обеспечивает индивиду движение вперед, но ускользает от непосредственного и прямого исследования); сознательная воля - она переживается непосредственно во время события и движет нас к определенной цели.

Данности существования. По И. Ялому, определенные конечные факторы, являющиеся неотъемлемой, неизбежной составляющей бытия человека в мире. Выделяют четыре основные данности существования:

  • Неизбежность смерти каждого из нас и тех, кого мы любим. Сейчас мы существуем, но наступит день, когда мы перестанем существовать. Смерть придет, и от нее никуда не деться. Противостояние между сознанием неизбежности смерти и желанием продолжать жить – это центральный экзистенциальный конфликт.

  • Свобода, не существующая без ответственности. Обычно свобода представляется однозначно позитивным явлением. Но с экзистенциальной точки зрения свобода неразрывно связана с тревогой, поскольку предполагает, в противоположность повседневному опыту, что мы не приходим в мир, раз навсегда созданный по некоему грандиозному проекту. Свобода означает, что человек сам отвечает за свои решения, поступки, за свою жизненную ситуацию. С этой точки зрения, как пишет И. Ялом [12, c.13], «свобода» подразумевает ужасающую вещь: мы не опираемся ни на какую почву, под нами – ничто, пустота, бездна. Необходимость принятия вместе со свободой и ответственности за свою жизнь – ещё одна неразрешимая экзистенциальная дилемма. Ответственность в понимании И. Ялома связана с авторством своего жизненного замысла. Мы полностью ответственны за свою жизнь, не только за свои действия, но и за свою неспособность действовать.

  • Экзистенциальное одиночество. Это фундаментальная изоляция – и от других созданий, и от мира, – скрывающаяся за всяким чувством изоляции. Сколь бы ни были мы близки к кому-то, между нами всегда остается последняя непреодолимая пропасть: каждый из нас в одиночестве приходит в мир и в одиночестве должен его покидать. Порождаемый экзистенциальный конфликт является конфликтом между сознаваемым абсолютным одиночеством и потребностью в контакте, в защите, в принадлежности к большему целому.

  • Бессмысленность. Отсутствие какого-либо безусловного и самоочевидного смысла жизни. Мы должны умереть; мы сами структурируем свою вселенную; каждый из нас фундаментально одинок в равнодушном мире; какой же тогда смысл в нашем существовании? Этот экзистенциальный динамический конфликт порожден дилеммой, стоящей перед человеком, который ищет смысл и уверенность в мире, не имеющем ни того, ни другого.

Защитные механизмы. Способы справиться с тревогой, вызванной столкновением с экзистенциальными данностями существования. Если в силу обстоятельств ранней жизни, жизненной ситуации, действия культурно-социальных факторов защитные стратегии оказываются неэффективными, это приводит к психопатологии. С точки зрения И. Ялома, для подавления тревоги, связанной с каждой из экзистенциальных проблем, человек использует разные виды защит.

Так, чтобы обуздать тревогу, связанную со смертью, человек может прибегать к двум стратегиям: глубокой иррациональной вере в собственную исключительность и в существование конечного спасителя. Причём оба убеждения могут быть высоко адаптивны. Но оба могут быть перегружены и перенапряжены до такой степени, когда адаптация дает сбой.

Для уменьшения «пра-тревоги» отсутствия почвы, бегства от свободы самопорождения мы, с одной стороны, конституируем мир таким образом, что он видится нам независимым от нас; с другой стороны, прибегаем к различным способам уклонения от ответственности (за свою жизнь, за своё поведение, за своё развитие, за свои желания, за принятие решений и т.п.). Так И. Ялом приводит следующие объяснения трудностей принятия решения:

- Исключающий эффект альтернатив: для любого "да" должно быть "нет". Выбрать что-то одно всегда означает отбросить что-то другое.

- Решение – есть пограничный опыт. Важное решение не только открывает нас тревоге отсутствия почвы, но и представляет угрозу для наших защит от тревоги смерти. Принятие фундаментального решения также сталкивает каждого из нас с экзистенциальной изоляцией. Решение – акт, совершенный в одиночестве, и это наш собственный акт; никто не может решать за нас.

- Вина. Ответственность, как пишет И. Ялом, обоюдоострый меч: принятие нами ответственности за свою жизненную ситуацию и решение измениться подразумевает, что мы одни в ответе за прошлое крушение своей жизни и могли бы измениться давным-давно.

Страх одиночества порождает защиту через отношения. По мнению И. Ялома, Страх экзистенциальной изоляции является движущей силой многих межличностных отношений. Проблема отношений – это проблема слияния ↔ изоляции. С одной стороны человек должен научиться быть в отношениях с другим, не поддаваясь желанию избегнуть изоляции, став частью другого. С другой – научиться не низводить другого до роли средства, не делать из него орудия защиты от изоляции.

Тревога от ощущения бессмысленности уменьшается через поиски смысла, или через блокирование воли к смыслу.

Тревога. Согласно экзистенциальной парадигме, это тягостное переживание, вызываемое конфронтацией индивида с конечными данностями существования. Как и в психодинамике, экзистенциальные психотерапевты считают, что тревога является движущей силой развития психопатологии, а задача взаимодействия с тревогой порождает психическую активность (сознательную и бессознательную);что эта активность (защитные механизмы) составляет психопатологию; наконец, что, обеспечивая безопасность, она неизменно ограничивает рост и возможности опыта. Но в отличие от психодинамической концепции в экзистенциальной парадигме тревога - часть существования, которая может быть источником личностного роста и аутентичного существования. Экзистенциальный терапевт старается облегчить тревогу, которая достигает инвалидизирующей степени, но не стремится убрать ее совсем. Невозможно проживать жизнь, невозможно встречаться со смертью без тревоги. Как пишет и, Ялом, [12, с.212], «тревога – не только враг, но и учитель: она может указать путь к подлинному существованию. Задача терапевта – уменьшить тревогу до комфортного уровня и затем использовать имеющуюся тревогу для увеличения осознавания и подлинного погружения в жизнь».

Экзистенциальная психодинамика. Динамическая модель психики - модель, согласно которой в индивидууме присутствуют конфликтующие силы, и мысли, эмоции, поведение – как адаптивные, так и психопатологические – представляют собой результат их взаимодействия. Причём, эти силы существуют на различных уровнях осознания, и некоторые из них совершенно неосознанны. В экзистенциальном подходе конфликт обусловлен конфронтацией индивидуума с данностями существования (см. выше).

Экзистенциальная вина. Позитивная конструктивная сила, советчик, возвращающий нас к самим себе. По И. Ялому, полное принятие ответственности за свои действия расширяет границы вины, уменьшая возможности бегства. Кроме того, человек несет вину не только за преступления против других людей, моральных или социальных правил; но также за преступления против самого себя. И. Ялом приводит слова Хайдеггера: «Быть виновным также подразумевает «быть ответственным за», то сеть являться источником, или автором, или по крайней мере случайной причиной чего-либо»…Тогда «вина интимно связана с возможностью, или потенциальностью» [12, с.313].

Экзистенциальная терапия. Динамический терапевтический подход, фокусирующийся на базисных проблемах существования индивидуума.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]