Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
П-3.doc
Скачиваний:
89
Добавлен:
27.03.2015
Размер:
877.57 Кб
Скачать

2.4. Относительность данной типологии.

Когда Потебня выделяет эти типы иносказательности, он имеет в виду достаточно большую степень абстрагирования, отвлечения от конкретных случаев, – речь идет о об отчетливо крайних случаях. Относительность этого деления Потебня подчеркивает неоднократно и говорит о всегда существующей и постоянно реализующейся на практике возможности взаимопроникновения и взаимоперехода иносказательности одного типа в другой: «Сохраняя эту типичность [т.е. синекдохичность – С.С.] при дальнейшем возбужденном им движении мысли, образ может стать для нас иносказательным в тесном смысле (метафоричность)» [344]. Здесь многое зависит не только от силы и гибкости самого образа, но и от условий его восприятия: «Есть много поэтических произведений, которые могут быть понимаемы так или иначе, смотря по свойствам понимающего, степени понимания, мгновенному настроению» [344].

Кроме того, раз созданный образ может входить в состав других произведений того же писателя или других авторов (Потебня отмечает, например, широкое использование Щедриным «известных уже типов (Молчалин, Чацкий, Ноздрев, Расплюев)»[344]). Использование готовых или чужих образов вовсе не является признаком эпигонства и в искусстве явление законное и широко распространенное.

Отмечая, что «свойство настоящего поэта, то есть не великого непременно, а искреннего, – это по возможности писать с натуры» [552], Потебня пишет, что «настоящие поэты» в то же время «весьма часто берут готовые формы для своих произведений. Но, разумеется, так как содержание их мысли представляет много особенностей, то они неизбежно влагают в эти готовые формы новое содержание и тем изменяют эти формы. Известно, что Пушкин имел огромное влияние на всех последующих поэтов, но не всем одинаково видно, как тесна была эта связь в формах» [550], – и далее показывает это на примере сопоставления стихотворения Лермонтова «Три пальмы» с «Подражаниями Корану» Пушкина [см. стр. 550 –552]. Так что «открытая» «постструктуралистами» и «постмодернистами» «интертекстуальность», с которой они носятся, как говорится, словно с «писаной торбой», вовсе никакое не открытие, и уже для Потебни в Х1Х веке в этом типе «иносказательной» образности не было ничего нового и необычного.

2.5. Проблема «условного» и «жизнеподобного» в искусстве

Говоря о разновидностях условности (иносказательности), необходимо коснуться этой проблемы. Очень часто в теоретических работах проводится различие между искусством «условным» и «жизнеподобным», и это приводит к смешению понятий и к возникновению иллюзии, будто существует искусство «условное» и «не условное». Подобное разграничение в принципе не может быть принято без специальных оговорок, т.к. ни терминологически, ни по существу противопоставление «жизнеподобного» «условному» критики не выдерживает, ибо в искусстве все «условно», а «жизнеподобное» является только разновидностью условного. Деление художественных приемов на просто «приемы» и приемы «условные» точно так же очень зыбко.

Такая неудачная, хотя и традиционная, общепринятая терминология (условное – жизнеподобное) только мешает. Наверное, более оправданы для обозначения этих разновидностей такие применяемые некоторыми исследователями термины, как «первичная условность», к которой относят основные, – так сказать, «базовые» условности языка искусства1, и «вторичная условность», к которой относят разного рода специальные деформирующие «реальность» приемы вроде гротеска.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]