Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
275
Добавлен:
25.03.2015
Размер:
210.43 Кб
Скачать

Гормоны, образуемые плацентой

СТЕРОИДНЫЕ ГОРМОНЫ

ПЕПТИДНЫЕ ГОРМОНЫ

НЕЙРОПЕПТИДЫ

Эстрадиол

Гонадотропин

Тиреолиберин

Эстрон

Соматомаммотропин

Соматостатин

Эстриол

Тиротропин

Кортиколиберин

Прогестерон

Кортикотропин

Гонадолиберин

b-эндорфин

Соматолиберин

a-меланотропин

b-липотропин

Плацентарные эстрогены. Плацента продуцирует огромное количество эстрогенов, включая эстрадиол, эстрон и эстриол. Их количество составляет от 50 до 100 мг ежедневно, тогда как продукция эстрогенов у небеременной женщины - менее 1 мг в день. Большая часть эстрогенов секретируется в материнскую кровь, но значительная их часть поступает и плоду, в связи с чем их концентрация в крови у плода достаточно высока. Продукция эстрогенов плацентой совершается в содружестве с их образованием надпочечниками плода, что дало основание назвать это функциональное единство «фетоплацентарной эндокринной системой». Надпочечник плода содержит две анатомически различимые зоны: внутреннюю «фетальную» и наружную - «дефинитивную». Фетальная зона отличается недостатком фермента стероид 3b-ол дегидрогеназы/изомеразы и высокой активностью стероидсульфокиназы, вследствие чего превращение прегненолона в прогестерон ограничено, и основными секреторными продуктами надпочечника плода являются дегидроэпиандростерон (ДАС) и сульфат ДАС (СДАС) - неактивные гормональные вещества. СДАС транспортируется в печень плода для 16-гидроксилирования и/или в плаценту. В плаценте СДАС гидролизуется с помощью стероидной сульфатазы и утилизируется как субстрат для продукции в плаценте эстрона и эстрадиола. 16-ОН-СДАС является главным субстратом для синтеза в плаценте эстриола. Эстриол образуется только при беременности, он не секретируется яичниками небеременной женщины. Эстриол значительно менее мощный эстроген, чем эстрадиол, но он необходим для поддержания маточно-плацентарного кровотока.

Плацентарный прогестерон. Спустя 12 недель беременности плацента становится главным местом продукции прогестерона. Основным субстратом для синтеза прогестерона является холестерол. Продукция прогестерона составляет примерно 250 мг/сут. Большая его часть секретируется в кровь матери, но прогестерон в значительных количествах поступает и плоду, в связи с чем концентрация гормона в крови плода в 7 раз выше, чем в материнской крови. Плацентарный прогестерон поддерживает тонус мускулатуры матки, а также обеспечивает подавление материнского клеточного иммунного ответа на чужеродные (плода) антигены. У плода плацентарный прогестерон используется как субстрат для синтеза собственных стероидных гормонов.

Плацентарная продукция гипофизарно-подобных гормонов.

Плацента образует несколько полипептидных гормонов свойственных лишь беременности. Наиболее важными для регуляции эндокринных функций плаценты, поддержания беременности и развития плода среди них являются человеческий хорионический гонадотропин (ХГ) и человеческий хорионический соматомаммотропин (ХСМ), также называемый плацентарным лактогеном. ХГ является гликопротеином, структурно, биологически и иммунологически гормон близок гипофизарным гонадотропинам и тиреотропину. Гормон также обладает слабой тиреолибериновой активностью. В структуре ХСМ имеется 191-аминокислотный аналог гипофизарного соматотропина человека. Гормон обладает около 37% рост активирующей активности соматотропина и одинаковой с пролактином биологической активностью. ХГ секретируется преимущественно в течение первой половины беременности, а ХСМ - в течение второй ее половины. ХГ необходим для поддержания функции желтого тела и стимуляции продукции прогестерона плацентой. ХСМ способен оказывать антиинсулиновое влияние на углеводный и жировой обмены организма матери - эффект, способствующий повышению уровня глюкозы и аминокислот в материнской крови и обеспечивающий приток субстратов от матери к плоду. ХГ участвует в регуляции водно-солевого обмена материнского организма, способствуя ограничению экскреции воды и солей организмом матери и их использованию для нужд плода.

b-эндорфин, a-меланотропин, a- и b-липотропин также выделены из плаценты и считаются продуктами расщепления плацентарного проопиомеланокортина. Таким образом, плацента, как и гипофиз, способна синтезировать проопиомеланокортин. Плацентарный кортикотропин отщепляется от проопиомеланокортина и его называют хорионический кортикотропин. Последний может способствовать повышению уровня кортикотропина в крови матери на поздних стадия беременности.

Плацента продуцирует и хорионический тиреотропин. Однако, его концентрация в крови матери при беременности низка и, видимо, имеет небольшое физиологическое значение. Большая часть тиреотропной активности плацентарной ткани и материнской крови при беременности обусловлена тиреотропной активностью ХГ.

Плацентарные нейропептиды. В плаценте продуцируются и нейропептиды - тиреолиберин, кортиколиберин, соматолиберин и соматостатин, подобные нейропептидам гипоталамуса. Хорионический гонадолиберин продуцируется цитотрофобластом и по своей структуре и активности аналогичен гипоталамическому. В плаценте имеются рецепторы к гонадолиберину и синтетический гонадолиберин повышает образование ХГ, прогестерона, эстрона, эстрадиола и эстриола плацентарной тканью, культивируемой в опытах ин витро. На основании этих экспериментов полагают, что хорионический гонадолиберин может играть роль паракринного регулятора продукции плацентой ХГ и стероидных гормонов.

Иммунореактивный хорионический соматостатин, как и гонадолиберин, локализован в цитотрофобласте. Соматостатин-содержащие клетки плаценты исчезают с развитием беременности, а продукция ХСМ прогрессивно повышается во второй половине беременности, что подтверждает роль хорионического соматостатина как паракринного ингибитора образования ХСМ синцитиотрофобластом.

Иммунореактивный кортиколиберин появляется в плаценте и плазме крови матери в третьем триместре беременности. Возможная его роль состоит в регуляции продукции кортикотропина гипофизом матери в поздние сроки беременности.

Система «мать - плацента-плод». При беременности создается сложная взаимосвязанная система метаболической и гормональной интеграции между организмом матери, плацентой и плодом, определяющая физиологическое состояние и адаптационные возможности новорожденного ребенка. Упрощенно эта система может быть представлена следующим образом (рис.2-1). Эстриол образуется только при участии плаценты и плода. Это обусловлено тем, что ферменты, обладающие 16-гидроксилирующей способностью, находятся во многих органах и тканях плода, но в плаценте отсутствуют. В то же время ткани плода не имеют ферментов, необходимых для синтеза эстриола из образующихся в его надпочечниках предшественников, в частности дегидроэпиандростерона, который поступает в плаценту и используется там для синтеза эстриола. Другая фракция эстрогенов - эстрадиол 17b - образуется при взаимодействии плаценты с организмом матери. Прогестерон, ХГ и ХСМ продуцируются лишь структурами плаценты.

Определение содержания указанных гормонов в крови или их экскреции с мочой у беременной женщины может служить целям диагностики уровня нарушений протекания беременности. Так, неадекватное сроку беременности низкое содержание в крови эстрадиола является признаком недостаточности материнско-плацентарного комплекса, низкий уровень в крови эстриола свидетельствует о нарушениях в плодоплацентарном звене. При внутриутробной гибели плода у женщины резко падает экскреция эстриола с мочой, тогда как синтез прогестерона плацентой и его экскреция с мочой еще долго сохраняются и при наличии мертвого плода.

Факторы риска при беременности. В течение беременности выделяют три критических периода, когда воздействие неблагоприятных факторов среды на организм матери и, особенно, на плод наиболее опасно.

В первый критический период (7-14 сутки после оплодотворения) изменения гормонального фона женщины под влиянием стресса, тяжелой физической нагрузки, больших доз алкоголя или высокой степени никотинизации при чрезмерном курении могут вести к нарушениям процесса имплантации зиготы в слизистую матки. Так, в условиях стрессорной активации в организме женщины систем кортикотропин - кортизол, тиреотропин - тиреоидные гормоны, гонадотропин-эстрогены, ренин-ангиотензин-альдостерон, а также катехоламинов процесс имплантации зиготы может быть нарушен. Возникающие у женщины под влиянием приема алкоголя повышение продукции вазопрессина и обезвоживание организма могут замедлять продвижение зиготы по маточным трубам и способствовать развитию внематочной беременности. Интенсивное табакокурение и высокая степень никотинизации, ведущая к спазмам сосудов и гипоксии тканей маточных труб, также нарушает продвижение по ним зиготы.

Во второй критический период (3-6 недели беременности) для полноценной реализации эндокринной функции плаценты требуются оптимальные количества материнских тиреоидных гормонов. Как избыток трийодтиронина и тироксина, возникающий под влиянием хронического стресса, так и недостаток этих гормонов, например, при дефиците йода, нарушая продукцию плацентой ряда гормонов, прежде всего прогестерона, могут вести к самопроизвольным абортам. При стрессе у беременных в крови нарастает содержание окситоцина и вазопрессина, резко повышающих уровень и ритмичность секреции хорионического гонадотропина плацентой. В этот критический период действие на организм матери вредных факторов среды, например, алкоголя, может нарушать нормальную закладку внутренних органов у плода, приводя к врожденным уродствам.

В третий критический период (последние недели беременности) изменения гормонального фона в организме матери под влиянием неблагоприятных факторов (стресса, приема алкоголя, наркотиков, табакокурения, голодания, физических нагрузок чрезмерной интенсивности и др.) вызывает гипоксию плода, формирование поздних токсикозов беременных, замедление развития плода и новорожденного. Дисбаланс моноаминергической системы головного мозга у беременной женщины под влиянием приема алкоголя меняет нейроэндокринную функцию ее гипоталамо-гипофизарной системы. Частый, длительный прием алкоголя беременной женщиной ведет к развитию алкогольного синдрома плода, который проявляется отставанием его роста, обусловленным отсутствием реакции клеток тела плода на гормоны, стимулирующие рост. Алкогольный синдром плода характеризуется не только сниженным количеством ростовых факторов в его крови (инсулино-подобных факторов роста, факторов роста фибробластов, эпидермальных факторов роста и др.), но и угнетением под влиянием алкоголя клеточной рецепции этих факторов. У курящих матерей в крови пупочных сосудов содержание тиоцината, одного из компонентов табачного дыма, такое же, как в крови матери, при этом имеет место выраженная обратная корреляция между весом новорожденного и уровнем тиоционата в крови. Как и у взрослых тиоцинат в крови плода угнетает функцию щитовидной железы.

Стресс, вызывающий активацию симпатоадреналовой системы в организме матери, может вести к ослаблению кровоснабжения плаценты и кислородного обеспечения плода. Повышенные при стрессе уровни кортизола, адреналина и норадреналина в плазме крови беременной женщины приводят к снижению в ней концентрации прогестерона, повышению содержания эстрогенов и тироксина, что наряду с ослаблением кислородтранспортирующей и эндокринной функций плаценты и увеличением сократительной активности матки может приводить к преждевременным родам.

Роды являются мощным стрессом для организма женщины и концентрация в ее крови кортизола, кортикотропина, дофамина, адреналина, норадреналина, гормонов щитовидной железы, вазопрессина и окситоцина, пролактина, глюкагона возрастает как минимум на 50%.

Физические упражнения оптимальной интенсивности при беременности не влияют на рост плода, они являются механическими и метаболическими стимулами, необходимыми не только для поддержания тонуса скелетных мышц беременной женщины, но и для повышения секреции соматотропина. Напротив, гипокинезия ведет к слабости родовой деятельности и отставанию в развитии плода. Снижение концентрации глюкозы в крови, возникающее на несколько минут при физической нагрузке у беременных, наиболее выражено в третьем триместре беременности, в это же время резко уменьшен прирост уровня норадреналина в ответ на нагрузку, а содержание инсулина оказывается сниженным. У беременной женщины в ответ на введение в организм глюкозы имеет место некоторое снижение выраженности прироста секреции инсулина, поэтому у тучных беременных эти реакции могут быть факторами риска развития сахарного диабета.

Факторами риска ослабленной лактации у родильниц являются длительные роды, предродовой стресс, о чем свидетельствует повышенный уровень глюкозы в пупочной крови. Сниженная лактация чаще имеет место у первородящих женщин, поскольку у них рост уровня в крови пролактина и окситоцина после родов выражен значительно слабее, чем у повторно родящих.

Соседние файлы в папке Учеб_Ткаченко