Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вопросы по морфологии.doc
Скачиваний:
207
Добавлен:
21.03.2015
Размер:
406.53 Кб
Скачать
  1. Связь категории времени с другими глагольными категориями. Видо-временные формы.

Категория В. взаимосвязана с другими глагольными категориями, но особенно тесно с категориями наклонения и вида. Взаимная связь категорий В. и наклонения проявляется в том, что временные формы образуются только в изъявительном наклонении. Повелительное и сослагательное наклонения не имеют форм времени.

Взаимосвязь категорий В. и вида проявляется в том, что от вида зависит образование форм времени глагола. Глаголы несовершенного вида в изъявительном наклонении имеют три формы времени: настоящее, прошедшее и будущее сложное.

Глаголы совершенного вида в изъявительном наклонении имеют две формы времени: прошедшее и будущее простое

ПР: Строю, строил, буду строить – глагол несовершенного вида

Построю, построил – глагол совершенного вида.

За пределами спрягаемых форм глагола категорией времени обладают причастия.

В древнерус. и старосл. nакже существовали категории вида и времени, но их значения и формы отличались от современных. Глагольные формы разделялись на простые (настоящее и простое будущее, аорист, имперфект) и сложные (перфект, плюсквамперфект, сложное будущее время).

Становление в языке устойчивой системы видовых отношений привела к тому, что в СРЯ остались только три формы времени - настоящее, прошедшее (по происхождению - элевое причастие перфекта), будущее. Противопоставление видов сделало ненужной сложную систему времён.

Объективное время отражается в языке не только в системе временных форм глагола, но и за пределами этой системы. Функционально-семантическая категория, опирающаяся на различные – морфологические, синтаксические, лексические – средства языкового выражения времени, может быть названа «темпоральностью». В русском языке к средствам выражения темпоральности, помимо глагольного времени, относятся глагольные формы сослагательного и повелительного наклонений, а также Inf. (в сочетании с другими элементами контекста):

ПР: Она ахнула, пошатнулась и наверно бы упала, если бы Базаров не поддержал её. (отнесённость действия к прошлому, выражается сослагательным наклонением).

ПР: А хочешь – дам тысячу рублей? Поехал бы ты в Москву, купил новую шляпу, закатился в ресторан, портсигар бы завел серебряный. (отнесенность действия к будущего – выражается сослагательным наклонением).

ПР: Дверь в сени отвори… (отнесенность действия к будущему, выражается повелительным наклонением).

Но выразителем темпоральности может быть структура определённых типов предложения. К темпоральности относятся лексические показатели времени типа: прежде, давно, несколько лет тому назад, сегодня… - вообще все элементы контекста, отражающие временные отношения во внеязыковой ситуации. Глагольное время – это грамматический центр, морфологическое ядро темпоральности.

  1. Категория лица. Значение, способы выражения в русском языке.

Категория лица обозначает отнесённость действия к участникам речевого акта.

Формы лица выражают отнесенность действия к говорящему (формы 1 лица), к собеседнику (формы 2 лица) или к лицу, которое не является ни говорящим, ни собеседником, а также к неодушевлённому предмету (формы 3 лица).

Категория лица тесно связана с другими категориями глагола: наклонения, времени, числа. (В изъявительном наклонении настоящее и будущее простое выражает значение лица; в повелительном наклонении – особая система личных форм, в сослагательном наклонении – различия по родам, но не по лицам).

Личные формы.

С личными формами глагола соотносятся по значению и координируются при употреблении личные местоимения-существительные (я, ты, он, мы, вы, они).

Морфологическая категория лица строится на основе противопоставления следующих рядов глагольных форм. В изъявительном наклонении: 1) форм 1 лица ед. и мн. числа (беру, говорю – берём, говорим); 2) форм 2-го лица ед. и мн. числа (берёшь, говоришь – берёте, говорите); 3) форм 3-го лица ед. и мн.ч. (берёт, говорит – берут, говорят). В повелительном наклонении представлено противопоставлением двух рядов форм: 1) основным рядом форм 2-го лица (ед. и мн. числа) (бери, говори – берите, говорите); 2) ряда форм совместного действия (возьмёмте, будемте говорить).

Формы 1-го лица ед.ч. обозначают отнесённость действия к говорящему.

Образуются путем присоединения личных окончаний: -у, -ю к основе настоящего времени.

Особенности употребления:

Субъект может выступать как обобщенный.

ПР: Чужую беду руками разведу.

Форма 1-го лица ед.ч. выступает в пословицах, сентенциях и афоризмах в расширительном употреблении. Субъект действия представляется как обобщенный, однако значение отнесённости действия к говорящему при этом не утрачивается:

ПР: Еду-еду не свищу, а наеду – не спущу.

Формы 1-го лица мн.ч. обозначают отнесённость действия к группе лиц, включая лицо говорящее.

ПР: идём, делаем, говорим, сидим, решаем.

Образуется путём присоединения личных окончаний: -ём, -ем, -им к основе глагола настоящего времени.

Особенности употребления:

  1. Субъект может выступать как расширительный: действие включает всех: говорящего и других, но не включает собеседника.

ПР: Мы придерживаемся другой точки зрения. Этот вопрос мы рассмотрим в другой статье.

2. Для обозначения действия лиц без участия говорящего:

ПР: А что мы читаем, деточка, чем занимаемся?

Формы 2-го лица ед.ч. обозначают отнесенность действия к собеседнику. Образуются с помощью окончаний –ешь, -ёшь, -ишь и основы настоящего времени.

Выступают также в обобщенно-личном употреблении:

ПР: Жить и сгорать у всех в обычае,

Но жизнь тогда лишь обессмертишь,

Когда ей к свету и величию

Своею жертвой путь прочертишь.

Обобщенно-личное употребление формы 2-го лица ед.ч. совершенного вида часто сопровождается модальными оттенками возможности-невозможности, необходимости, наиболее ярко выраженными при отрицании:

ПР: Суженого конем не объедешь.

2-е лицо в обобщённо-личном употреблении в условиях контекста может представлять самого говорящего:

ПР: Нина: Жила я радостно, по-детски, проснешься утром и запоешь. (Чех.).

Формы 2-го лица мн. ч. обозначают отнесенность действия к группе лиц, включающей собеседника. Образуется с помощью окончаний –ёте, -ете, -ите и основы настоящего времени:

ПР: печёте, рвете, говорите.

Употребляются при вежливом обращении к одному лицу.

ПР: Иван Иванович, Вы знаете эту работу?

Может употребляться в обобщенном значении:

ПР: Одной рукой узла не развяжете.

Формы 3-го лица ед. ч. обозначают отнесенность действия к лицу, не являющемуся ни говорящим, ни собеседником, к неодушевленному предмету. Образуется с помощью личных окончаний –ёт, -ет, -ит и основы настоящего времени.

3-е лицо противопоставлено 1-му и 2-му по своему категориальному значению. Действие относится к любому субъекту, но не к говорящему и не к слушающему.

Форма 3-го лица ед.ч. может представлять действие как бессубъектное, т.е. происходящее независимо от деятеля. Это безличное употребление формы 3-го лица ед. ч. (см. след. вопрос)

Особенности употребления формы 3 л.ед.ч.:

а) Могут употребляться в неопределённо-личном значении (субъект мыслится как неопределенное лицо или количество лиц):

ПР: Его зовут уже просто Ионычем. (Чех.)

б) Могут употребляться в значении обобщения:

ПР: Цыплят по осени считают.

Особым случаем употребления форм 1 лица единственного числа и, реже, форм 3 лица единственного числа и множественного числа является их употребление во фразеологических конструкциях типа:

ПР: Я тебе поспорю! Он тебе погуляет!

Особенности употребления личных форм повелительного наклонения:

Форма 2-го лица единственного числа может обозначать обращенность побуждения к собеседнику (Говори! Иди!).

Форма 2-го лица множественного числа могут обозначать обращенность побуждения к ряду лиц (Говорите! Идите!).

Формы совместного действия могут обозначать обращенность собеседника и к самому говорящему (Пойдёмте! Давайте говорить!)

Форма 2-го лица единственного числа повелительного наклонения может выступать в обобщенно-личном употреблении. Особенно во фразеологизмах, пословицах (что ни говори, куда ни сунься, хоть убей).

2-е лицо в условиях контекста может представлять и самого говорящего (Чаю и сахару надо? Табаку надо? Вот тут и вертись. (Чех.))

В выражении значения лица принимают участие неличные формы глагола, структура определённых типов предложений, различные средства контекста. Все эти разнообразные языковые средства выражения семантики лица представляют функционально-семантическую категорию, которая может быть названа персональностью.