Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
21
Добавлен:
21.03.2015
Размер:
35.08 Кб
Скачать

Лекция № 13

Тема: Ведущие страны Западной Европы и США в 19181929 гг.

План

  1. Основные тенденции политического и социально-экономического развития стран Европы в 19181929 гг.

  2. США в 19181929 гг.

1. Экономические процессы, в которые были втянуты колониальные и зависимые страны, ускорили формирование в них национальной буржуазии, интеллигенции, офицерства, рабочего класса, студен­чества. Многие из этих групп и послужили основной движущей силой революционно-демократических и национально-освободи­тельных движений. Первая мировая война дала сильный толчок к дальнейшему развитию национального капитализма в колониаль­ных и зависимых странах, расширению и укреплению местного крупного предпринимательства. Интенсифицировались процессы дифференциации крестьянства и формирования рабочего класса. Численно выросла национальная средняя и крупная буржуазия, значительно укрепив политические позиции.

Ведущее место в структуре населения окончательно заняли буржуазия и пролетариат. В среде рабочего класса на рубеже XIXXX вв. произошли рази­тельные перемены. Рабочее движение сыграло огромную роль в отстаивании интере­сов всех трудящихся масс, защите прав и свобод простых граждан, укреплении принципов и ценностей политической демократии. Рубеж XIXXX вв. стал пиком влияния рабочих социалистичес­ких партий. В дальнейшем основой рабочего движения окончатель­но стали профсоюзные организации, в рядах которых зачастую на­считывались многие миллионы членов. В среде рабочего класса увеличилось число женщин. При сохранении определенной диск­риминации в оплате труда и условиях найма женщины преврати­лись в неотъемлемую часть рабочего класса.

Особенно значительные изменения коснулись крестьянской среды, в которой преобладающее положение получил слой ферме­ров. Фермеры отличались от традиционного крестьянства, прежде всего характером труда  более механизированного, включенного в систему единого финансово-инвестиционного рынка, позволяю­щего использовать в хозяйстве одну-две пары рабочих рук (для кре­стьян именно многодетность и ведение общего хозяйства несколь­кими поколениями семьи являлись залогом экономической эффек­тивности). Это позволило фермерству органично интегрироваться в социальную структуру индустриального общества. В свою очередь, общий промышленный рост и изменения в структуре сельского насе­ления привели к новому и самому мощному витку урбанизации.

Падение численности и роли традиционных средних слоев про­исходило на фоне образования «нового среднего класса». В начале XX в. к нему относили себя около 10 % населения промышленно раз­витых стран. Включал в себя этот «новый средний класс» юристов, врачей, преподавателей, инженеров, растущий слой «белых ворот­ничков»  банковских клерков, служащих частных компаний и го­сударственной администрации. Появление «нового среднего слоя» и рост его социальной значимости сглаживал противостояние двух основных классов индустриального общества. Этому способствова­ло и расслоение внутри пролетариата  выделение «рабочей арис­тократии», прослойки высокопрофессиональных, получающих дос­таточную оплату и заинтересованных в сохранении собственного социального статуса рабочих. Уменьшению поляризации общества способствовало также расширение буржуазных слоев. Его основным источником стало «распыление капитала», т.е. появление акционерного промышленно-банковского капитала, резко увеличившего слой средних собственников. Эти тенденции стали особенно заметны уже во второй половине 19201930-х гг. и в дальнейшем предопределили ха­рактер изменений социальной структуры западного общества.

В 1924 г. начался подъем экономики. Особенно быстрые темпы роста наблюдались в новых отраслях промышленности  автомобильной, авиационной, химической, ра­диотехнической и пр. Быстро развивались международные торгово-экономические связи, росли объемы экспорта капитала, внедря­лись новые технические изобретения, научные методы организации труда, производственный конвейер, способствовавшие увеличе­нию производительности труда. Все это привело к уменьшению безработицы, повышению заработной платы, некоторому улучше­нию условий жизни и, соответственно, спаду социальной напря­женности, что, в частности, проявилось в заметном сокращении забастовок трудящихся.

Но осенью 1929 г. с паники на Нью-йоркской бирже, где прода­вались и покупались акции американских и зарубежных кампаний, начался великий экономический кризис 1930-х гг., который по сво­ему размаху, остроте и последствиям приобрел беспрецедентный характер. Кризис затронул широчайшие массы рабочих, служащих, интеллигенции. В развитых капиталистических странах в общей сложности 30 млн чел. остались без работы. Разорялись целые от­расли экономики. Особенно сильно пострадали мелкие и средние предприниматели. Именно этот кризис поставил окончательную точку над свобод­но-предпринимательским капитализмом и сделал государственное регулирование постоянным и ключевым элементом экономической и социальной сфер жизни западного общества.

Ряд ведущих стран, такие, как США, Великобритания, Фран­ция, Швеция, Дания, Голландия и др., избрали путь постепенных социально-экономических и политических реформ. Партии либеральной ориентации сыграли ключевую роль в формировании таких ключевых идей и теорий, как права и свободы личности, народного суверенитета, индивидуализма, принципов и институтов современной полити­ческой системы (парламентаризм, разделение властей, правовое государство), которые в конечном счете были приняты всеми по­литическими силами и партиями. Эти идеи и установки сыграли определяющую роль в формировании капиталистического обще­ства, рыночной экономики и политической демократии.

Основополагающее значение для всех национальных вариантов реформизма имели идеи и принципы, которые в наиболее завер­шенной форме были разработаны известным английским экономи­стом Д.М. Кейнсом. По его имени комплекс этих идей и принципов получил название «кейнсианство». Суть кейнсианства заключалась в обосновании тезиса о необходимости дополнения традиционных для либерализма принципов индивидуализма, свободной конкурен­ции и свободного рынка принципами государственного регулиро­вания экономической и социальной сфер. Государство обязано обес­печивать всем своим гражданам необходимый уровень материаль­ного благосостояния.

Считая, что со­стояние экономики зависит от уровня покупательной способности населения, Кейнс выступал за повышение заработной платы рабо­чим и доходов неработающих категорий населения  пенсионеров, матерей с детьми, инвалидов, безработных и др. Немаловажное зна­чение он придавал государственному регулированию экономики, особенно деятельности крупных корпораций, трестов, естественных монополий.

Наиболее известные программы реформистских движений  это прогрессизм в США, джолиттизм (по фамилии тог­дашнего премьер-министра Дж. Джолитти) в Италии, ллойд-джорджизм (по фамилии премьер-министра Д. Ллойд-Джорджа) в Вели­кобритании и др.

В годы экономического подъема усиливалась роль государства в регулировании экономики. Государственное вмешательство должно было предотвратить рост безработицы, обнищания, способствовать смягчению социальных противоречий.

В ряде западных стран расширялось применение законов о 8-часовом рабочем дне, сокращались косвенные налоги. Все эти социальные реформы улучшали положение рабочих и служащих, способствовали росту их заинтересованности в результатах своего труда. Это содействовало дальнейшему развитию экономики. Только в США социальное законодательство значительно отставало от передовых европейских стран. Здесь охранялись права частного предпринимателя и ограничивалось вмешательство государства в экономику.

Стабилизация экономики и социально-политические реформы содействовали повышению жизненного уровня рабочих. Это привело к сокращению масштабов борьбы рабочего класса, изменению характера его выступлений. В 1920-е годы среднегодовое количество участников забастовок в десяти развитых странах уменьшилось в 7 раз: с 7,8 млн. человек до 1,1 млн.

В XX в. социал-демократические партии превратились в реальную полити­ческую силу, способную на равных конкурировать с ведущими бур­жуазными партиями. Многие из них (например, Лейбористская партия Великобритании, Социалистическая партия Франции, со­циал-демократические и народные партии Скандинавских стран, Социал-демократическая партия Германии и др.) внесли суще­ственный вклад в формирование общественно-политического об­лика современного мира. Немаловажную роль сыграл Социалис­тический Интернационал, объединивший в своих рядах почти все социалистические и социал-демократические партии.

Социал-демократия возникла в качестве альтернативы капитализ­му. В этом качестве первоначально она в принципе разделяла важ­нейшие установки марксизма на ликвидацию капитализма и корен­ное переустройство общества на началах диктатуры пролетариата, обобществлении средств производства, всеобщего равенства и т.п. Отдельными ее отрядами признавался также предлагавшийся марк­систами революционный путь ликвидации капитализма и перехода к социализму. В целом, в конце XIX  первые десятилетия XX в. большинство социал-демократических партий рассматривали соци­алистическую альтернативу капитализму как вполне реальную.

На рубеже XIXXX вв. марксизм подвергся существен­ной ревизии «слева» в направлении конкретизации и ужесточения заложенных в нем революционных принципов. На этом пути от­дельные его положения были использованы для разработки поли­тических доктрин левого революционного тоталитаризма: лениниз­ма, а впоследствии  сталинизма, титоизма, маоизма, троцкизма и т.д.

Развитие получает в этот период и тоталитарная, или тотали­тарно-авторитарная модель переустройства общества. Тоталитарно-авторитарными называют политические движения и возникшие на их основе политические режимы сначала в Европе, а затем в ряде стран Азии и Латинской Америки. Это прежде всего фашизм и нацизм в Италии и Германии и своеобразные гибрид­ные режимы, установленные в Португалии, Испании и других ев­ропейских странах. В разработке основных идей фашизма и нациз­ма определяющее значение имели работы А. Гитлера, А, Розенберга, Д. Джентиле, Б. Муссолини, О. Мосли и др. Имеется в виду также большевистский (или сталинистский) режим, существовавший в СССР с 1920-х гг. до смерти И. Сталина в 1953 г., и так называемые народно-демократические режимы, установленные после Второй мировой войны в странах Восточной Европы, Китае, КНДР, стра­нах Юго-Восточной Азии и на Кубе.

2. После завершения Первой мировой войны США оказались в чрезвычайно благоприятном положении. В отличие от европейских государств США не претерпели значительных военных разрушений, монополии получили огромные прибыли от военных поставок. Национальное богатство США в годы войны выросло более чем в 2,5 раза. С должника европейских стран США превратились в их кредитора, долг европейских государств США составил 11 млрд долларов. Америка вступила в эпоху процветания (просперити).

Преодолев проблемы послевоенной структурной перестройки и сократив расходы на оборонную промышленность, США стали на путь создания экономики широкого потребления по сравнению с довоенным уровнем на конец 1920-х гг. промышленное производство увеличилось на 70 %. США производили на 10 % больше мировой продукции, чем Англия, Франция, Германия, Италия и Япония. Особую роль в промышленном подъеме США играет автомобильная промышленность.

В 1920 г. в США состоялись президентские выборы. Демократы выдвинули своим кандидатом губернатора штата Огайо Дж. Кокса. Его положение на выборах было безнадежно. Помимо проблем, связанных с жесточайшей критикой внешнепо­литического курса администрации Вильсона, в разгар предвыбор­ной кампании разразился экономический кризис, который против­ники приписали экономической политике демократов. Несмотря на все усилия Дж. Кокса, кандидат республиканцев У. Гардинг одержал победу.

Еще в 1919 г. была принята восемнадцатая поправ­ка к Конституции США о запрещении производства, продажи и транспортировки спиртных напитков. Введение этого закона сде­лало в 1920-х гг. незаконную торговлю спиртными напитками весьма прибыльным делом, что, в свою очередь, способствовало росту орга­низованной преступности. Эта поправка была отменена лишь в 1933 г.

Придя к власти, республиканцы провозгласили курс на возврат Америки к «нормальным временам». Под этим под­разумевались, прежде всего, стимулирование рыночных принципов и сокращение регулирующей и контролирующей роли государства в экономике. Были значительно ослаблены ограничения, наложен­ные на корпорации и тресты антитрестовскими законами. 1920-е гг. характеризовались стабили­зацией мировой капиталистической экономики. Летом 1921 г. наметился выход экономики США из кризиса, а в 1922 г. наступил промышленный подъем. Американская экономика начала развиваться бурными темпами. Так, в период с 1922 по 1929 г. производство стали в стране поднялось на 70 %, нефти  на 156 %, автомобилей  на 255 %. За тот же период валовой национальный продукт возрос на 54 %.

Летом 1923 г. во время путешествия на Аляску президент Гардинг заболел и умер. На президентском посту, согласно Конститу­ции, его сменил вице-президент К. Кулидж. Он полагал, что задача правительства  поддерживать закон, порядок и осуществлять управление как можно дешевле.

Верховный суд объявил неконституционными некоторые законы, ущемлявшие интересы предпринимателей. Так, например, принятый в 1919 г. закон об особом повышенном налоге на предпринимателей, применявших труд детей до 14 лет, был отменен в 1922 г. Такая же участь постигла и закон в округе Колумбия о минимальной оплате труда женщин и детей. Зато суды щедро издавали «предписания» о прекращении стачек и наказании профсоюзов.

Когда Кулидж принял дела, «процветание» было в разгаре. В период с 1922 по 1929 г. дивиденды от акций поднялись на 108 %, прибыли кор­пораций  на 76 %, заработная плата  на 33 %. В 1929 г. американ­ские производители продали более 4 млн 455 тыс. автомобилей, т.е. один автомобиль на каждые 27 человек.

Поэтому не удивительно, что на президентских выборах 1924 г. кандидат республиканской партии одержал довольно легкую побе­ду над кандидатом демократической партии Дэвисом. На сей раз Кулидж стал президентом уже «по собственному праву», т.е. в ре­зультате победы на всенародных выборах. Особенно быстрыми темпами развивались новые отрасли промышленности  автомобильная, электротехничес­кая, радиотехническая и др.

Период просперити характеризовался беспрецедентным ростом жизненного уровня широких слоев населения. Новые потребитель­ские товары, такие, как радиоприемники, телефоны, холодильники и, прежде всего, автомобили, стали общепринятыми атрибутами повседневной жизни. Благодаря широкому внедрению системы потребительского кредита покупать эти товары для многих амери­канцев не составляло особой трудности. Все более широкое распро­странение получали газеты, журналы, кинотеатры, джаз-оркестры и т.д., внося в жизнь людей разнообразие.

В 1929 г. впервые Англия уступила пер­вое место Америке по такому важному показателю, как общий обо­рот внешней торговли. В 1927 г. на долю США приходилось 40 % мирового производства каменно­го угля, около 50 % стали и около 70 % нефти. Показательно, что, по данным американской статистики, в среднем на каждую семью этой страны приходилось около 15 тыс. долл. богатства и около 3 тыс. долл. годового дохода.

Но вместе с тем для этого периода было характерно возрожде­ние расистских, антисемитских и антикатолических умонастроений, Ку-клукс-клана, особенно в сельских районах. В начале 20-х гг. чис­ленность членов Ку-клукс-клана достигала 5 млн человек, причем он контролировал правительства многих городов и даже штатов. На юге в ряде штатов было запрещено преподавание знаний, противоречащих буквальной интерпретации Библии. Школьный учитель Джон Скопе был привлечен к суду и осужден за преподавание теории эволюции Чарльза Дарвина («обезьяний процесс»).

В 1928 г., когда состоялись очередные президентские выборы, американская экономика достигла пика подъема. На выборах летом 1928 г.

победил Гувер с солидным отрывом в 6 млн голосов от А.С. Смита  кандидата демократов, первого в истории США католика ирландского происхождения, выдвинув­шего свою кандидатуру на этот пост. Сторонники Гувера называли его великим организатором, великим инженером и филантропом, способным повести американский народ от успехов к еще большим успехам. Когда в марте 1929 г. Гувер вступил в Белый дом, почти все были уверены, что Америке обеспечено еще четыре года эконо­мического процветания.

Не прошло и четырех месяцев после вступления Гувера на пост президента, как процветавшая до сих пор экономика оказалась на пороге невиданного доселе краха. Утром 24 октября 1929 г. началась неслыханная паника на Уолл-стрит  сердцевине американского бизнеса. Биржевой крах в Нью-Йорке стал нача­лом катаклизмов всемирного масштаба, которые в литературе полу­чили название великого экономического кризиса 1930-х гг.

Экономический кризис 1930-х гг. сильно ударил по экономике США. Кризис перепроизводства во многих сферах экономики при­вел к резкому падению акций даже самых крупных ком­паний. На бирже началась самая настоящая паника, за которой по­следовала цепная реакция банкротств. Прекратили свою деятель­ность 10 тыс. банков и свыше 135 тыс. фирм. О размахе кризиса свидетельствует тот факт, что в 1932 г. производство упало до 53,8 % от докризисного уровня. Кризис коснулся почти всех слоев и групп населения: рабочих, служащих, ученых, чиновников, представите­лей творческой интеллигенции и свободных профессий, предпри­нимателей. В стране насчитывалось 17 млн безработных. Кризис обернулся настоящим бедствием для американских фермеров, которые, не находя сбыта своей продукции, прибегали к массовому убою скота, пускали зерно на топливо, выливали молоко в реки.

Правительство республиканской партии во главе с Г. Гувером, придерживавшееся, традиционных идей неограниченного свобод­ного рынка и свободной, ничем не ограниченной конкуренции, про­демонстрировало свою беспомощность и неспособность решать назревшие социальные и экономические проблемы. В 1930 г. нача­лись так называемые «голодные походы» безработных на Вашинг­тон и другие крупные города с требованием принять срочные меры для исправления создавшегося положения. В декабре 1932 г. ана­логичный поход на Вашингтон организовали ветераны войны. Но власти сурово расправились с их организаторами и участниками. С помощью конницы и слезоточивого газа лагерь, развернутый под столицей, был разогнан.

Результатом такой недальновидной политики администрации республиканцев явилось то, что на президентских выборах 1932 г. они потерпели сокрушительное поражение от демократической партии во главе с известным политическим деятелем того времени Ф.Д. Рузвельтом. Рузвельт считается одним из немногих великих президентов США. И действительно, после А. Линкольна прави­тельство США не возглавлял политический и государственный деятель такого масштаба. А до Линкольна такими мерками измеря­лись только Дж. Вашингтон и Т. Джефферсон.

Выходом из кризиса стал либеральный путь (государственное регулирование экономической и социальной жизни при сохранении частной собственности (идеи Кейнса, политика «нового курса» Ф.Д. Рузвельта в США).

Список литературы

  1. Родригес, А.М. Новейшая история стран Европы и Америки XX в. Ч 1. 19001945 гг. / А.М. Родригес, М.В. Пономарев.  М.: ВЛАДОС, 2005.  453 с.

  2. Родригес, А.М. Новейшая история зарубежных стран XX в. Ч 1. 19001945 гг. / под ред. А.М. Родригеса.  М.: ВЛАДОС, 1998.  360 с.

  3. Маныкин, А.С. Новая и Новейшая история стран Западной Европы и Америки / А.С. Маныкин.  М.: СЛОВО, 2004.  607 с.

9

Соседние файлы в папке лекции НиНИ Европы и Америки