Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
к теории права на иск (2).doc
Скачиваний:
14
Добавлен:
17.03.2015
Размер:
138.75 Кб
Скачать

К ТЕОРИИ ПРАВА НА ИСК

Ярославль 1995

Крашенинников Е. А. К теории права на иск. — Ярославль, 1995. — С. 76.

В работе исследуются понятие и признаки права на иск (притязания), его соотношение с регулятивным субъективным гражданским правом, виды исковых притязаний, а также место, занимаемое притязаниями в предмете судебной деятельности.

Работа рассчитана на научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов юридических вузов.

Рецензенты: адвокатская фирма «Шалаев и Спивак»; нач. юридического отдела администрации Ярославской области В. А. Емельянов.

Спонсор издания — Ярославская адвокатская фирма «ЛИГО».

... Перестань, лишь одной новизны устрашаясь,

Наше ученье умом отвергать, а сначала сужденьем

Острым исследуй его и взвесь, и, коль прав окажусь я,

Сдайся, а если не прав, то восстань и его опровергни.

Лукреций. О природе вещей, II, ст. 1040 и сл.

§ 1. Регулятивные и охранительные субъективные права

Выявление природы права на иск (Klagerecht) невозможно без осознания того само собой разумеющегося обстоятельства, что в соответствии с аналогичным делением гражданско-правовых норм субъективные гражданские права подразделяются на регулятивные, или охраняемые, и охрани­тельные, или охраняющие1. Познакомимся с этими правами поближе.

I. Регулятивные субъективные права, как, например, право собственности (ст. 2 Закона РСФСР «О собственности в РСФСР»), право авторства (ст. 15 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»), права, возникающие из гражданских договоров (ст. 237, 258, 275, 350 и др. ГК РСФСР), призваны опосредствовать нормальное развертывание имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений. Поэтому ни одно из них не может быть реализовано помимо и против воли обязанного лица. Однако отсутствие у этих прав способности к принудительному осуществлению не превращает их в «голые», юридически не обеспеченные права. Гарантированность и обеспеченность регулятивных гражданских прав выражается в том, что в момент наступления обстоятельств, создающих помехи на пути их. реализации, у управомоченного возникает новое существовавшее ранее ох-

ранительное субъективное гражданское право или право на защиту.

II. Охранительное субъективное гражданское право — это вытекающая из охранительной гражданско-правовой нормы возможность определенного пове­дения лица в конфликтной ситуации, предоставленная ему в ц е л я х защиты регулятивного субъективного права или охраняемого законом интереса. Какое бы охранительное субъективное право мы ни взяли — будь то право на виндикацию имущества (ст. 151 ГК РСФСР), право на оспаривание сделки (ч. 1 ст. 58 ГК РСФСР), право на возмещение вреда (ч. 1 ст. 444 ГК РСФСР) и т. д., —его существование как охраняющего права обусловлено наличием охраняемого им права или интереса. Охранительное гражданское право является охранительным не само по себе, а благодаря основанному на противопо­ложности соотношению с охраняемым им правом или интересом, и наоборот. Таким образом, охраняющее и охраняемое право (или интерес) — это противоположные явления, каждое из которых есть то, что оно есть, через другое.

В зависимости от характера заключенных в них мер возможного поведения охранительные

объективные гражданские права распадаются на две группы.

1. Первая обнимает права, содержание которых представлено прежде всего возможностью совершения односторонних действий самим управомоченным лицом. Таковы, например, право перевести неисправного должника на менее выгодную для него систему расчетов (п. 50 Положения о поставках продукции производственно-технического назначения), право задержать выдачу груза грузополучателю до внесения им всех причитающихся платежей (ч. 3 ст. 95 УВВТ СССР, ст. 64 УЖД СССР), право отказаться от договора ввиду его неисполнения или ненадлежащего исполнения другой стороной (ст. 243, 244, 282 ГК РСФСР). Отличительная особенность этих прав состоит в том, что, будучи лишены способности подлежать принудительному осуществлению юрисдикционным органом, они всегда реализуются действиями самого управомоченного. В отдельных случаях их осуществление может опосредствоваться действиями третьих лиц, с которыми управомоченный находится в регулятивных правоотношениях. Так, например, право перевести неисправного плательщика на аккредитивную форму расчетов поставщик осуществляет при помощи банка. Но поскольку последний служит орудием деятельности поставщика, то и такого

рода реализация в конечном счете является результатом односторонних действий, исходящих от управомоченного лица.

Наряду с правомочием на совершение положительных действий самим управомоченным рассматриваемые права включают в себя правомочие требования, через которое право в целом сопрягается с корреспондирующей ему охранительной. юридической обязанностью. Содержание данной обязанности образует необходимость претерпевания обязанным лицом односторонних действий управомоченного по защите своего регулятивного субъективного права или охраняемого законом интереса2.

2. Во вторую группу входят права, заключающие в себе возможность управомоченного трeбоватъ совеpшения известных действий от обязанного лица. Таковы, например, право на истребование вещи из чужого незаконного владения (п. 1 ст. 30 Закона РСФСР «О собственности в РСФСР»), право требовать уплаты неустойки (ч. 1 ст. 187 ГК РСФСР), исполнения обязательства в натуре (ст. 191, 221 ГК РСФСР), право требовать опровержения све-

дений, порочащих честь и достоинство (ч. 1 ст. 7 ГК РСФСР). В отличие от регулятивных гражданских прав и охранительных прав первой группы эти права обладают той особенностью, что могут быть осуществлены юрисдикционным органом. Указанная группа охранительных субъективных прав за вычетом прав, реализующихся в порядке особого производства (гл. 26—33 ГПК РСФСР), составляет систему исковых прав, каждый из элементов которой являет собой то, что законодатель называет правом на иск (ст. 83 ГК РСФСР).