Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

737

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
09.01.2024
Размер:
3.4 Mб
Скачать

ного жительства. Вместе с другими характеристиками состояния и тенденций обстановки в районе это свидетельствует о тревожном положении в деле сохранения трудового потенциала сельской местности.

Другая сторона деградации большинства сельских поселений района вызывает серьезную тревогу за судьбу районной системы расселения. Как взаимосвязанной совокупности отдельных поселений (элементов), обеспечивающей освоение и использование значительной территориикрая, в которой каждое село и деревня играли в свое время интегрирующую роль в освоении и использовании значительных сельскохозяйственных площадей. Поэтому деградацию значительной части основного каркаса, организующего использование территории, следует считать весьма отрицательным явлением. Природа этого явления вскрывается при рассмотрении его причин, различных как по содержанию, так и по масштабам проявления.

Первая группа их связана с функционированием сельскохозяйственного производства: недостаточно продуктивным, не всегда рентабельным, не способным поддержать на высоком уровне оплату труда, создать хорошую социальную инфраструктуру, обеспечить разные по характеру и привлекательные для молодежи рабочие места.

Вторая группа причин связана с фактическим бесправием поселковых советов, еще мало способных сколько-нибудь активно влиять на процесс деградации сел и деревень, например, изменить что либо в уровне благоустройства улиц, дорог, общественных зданий в населенных пунктах с малопривлекательным, неухоженным обликом.

Третья группа причин определяется развитием промышленного производства, притягивающего к себе трудовые ре-

151

сурсы из сельской местности, привлекая людей нормированным трудом, более гарантированной его оплатой, благоустроенным жильем, детскими учреждениями и более развитой сферой обслуживания города (Пермская ГРЭС и другие объекты).

К четвертой группе причин деградации сельской местности относится уменьшение лесных массивов в результате их беспощадной вырубки и снижением в этой связи сырьевой базы леспромхозов, которые сосредотачивали в своих поселках значительную часть сельских жителей.

В результате общего действия этих причин для многих селян формируется или же сформировался психологический феномен неполноценности сельской местности по многим параметрам: недостаток бытовых и культурных благ, неполноценное обучение и воспитание детей, ограниченность возможностей интеллектуального, квалификационного и должностного роста.

Практическим руководством для сохранения и совершенствования районной системы расселения является всемерное стимулирование развития большинства существующих деревень и частичное возрождение тех из них, которые еще сохранили застройку, имеют достаточно хорошую транспортную доступность и окружены сельхозугодьями.

Опираясь на изучение динамических процессов, можно предвидеть дальнейшее значительное уменьшение сел и деревень в составе районной системы расселения уже в ближайшие годы. Постепенная ликвидация многих деревень, в которых остались лишь люди пожилого возраста, неизбежна. Однако часть из них можно сохранить, если не как производственные участки, то как рекреационные поселения. В некоторых дерев-

152

нях, расположенных в живописных и доступных (по транспортной ситуациии) местах, уже в настоящее время часть застройки используется в качестве дач.

Перспективу развития, вполне определенную и несомненную, имеют села и деревни, выполняющие, кроме места проживания, и несколько других функций, например, производственную и рекреационную, промышленную и сельскохозяйственную. Фактически таковыми являются сельские поселения, имеющие: 1 – сельскохозяйственные объекты, обеспечивающие рабочие места их жителями; 2 – промышленные объекты (и функции); 3 – совмещение сельскохозяйственных и промышленных функций; 4 – функции общественного сельскохозяйственного производства (колхозы, совхозы, подсобные хозяйства промышленных предприятий, товарищества), например, в селе Шемети Камского поселкового совета – подсобное хозяйство Пермавтодора; 5 – сочетание сельскохозяйственной функции с рекреационной, например, селе Лябово Сенькинского сельсовета – 47 дач.

Перспективу сохранения имеют деревни, утратившие всякие производственные функции, но имеющие давнюю или вновь приобретенную рекреационную функцию.

И, наконец, перспективой возрождения располагают де-

ревни в окружении сельскохозяйственных угодий, пригодных к использованию, имеющие хорошую транспортную доступность, которые могут привлечь новых жителей, намеревающихся вести индивидуальные, фермерские, арендные хозяйства или хозяйства других типов.

В этой связи перспектива развития каждой внутрихозяйственной системы расселения, имеющей то или иное сочетание населенных пунктов разных функциональных типов, при-

153

обретает достаточно определенные очертания, отличающиеся от среднего оптимума.

Классификационный аспект, отраженный в данной публикации, определил место ключевому термину, который использован в исследовании. Устойчивость как весьма значимое понятие послужило основанием для выбора методологического подхода, формирования методического аппарата и интерпретации результатов изучения расселения сельских территорий. Устойчивость как явление территориально дифференцированно по степени проявления. Вместе с тем, оно стимулирует выявление необходимости и возможности целенаправленного регулирования происходящих процессов, избирая тем самым перспективное направление.

В этой связи оправданно отметить определенное теоретическое значение не только дифференциации понятий на явления, процессы и перспективные направления регулирования (табл. 7), но и наличие заметных связей между этими видами понятий. Примечательно то, что к такому заключению путь проходит по дорогам трудоемкого исследования, фрагментарно представленному в данной публикации.

Сочетание устойчивости и динамики показательно для реальной действительности во всех ее проявлениях. Объект изучения – сельские территории с позиции определения степени устойчивости фактически возможно охарактеризовать во многих аспектах и с разных позиций: например, в произ- водственно-экономическом, социально-демографическом, природно-экономическом. Позиция, избранная и кратко изложенная в данном разделе текста и состоящая в оценке устойчивости сельского расселения, в значительной мере объединяет названные аспекты ввиду того, что расселение

154

представляет собой территориальную организацию общества, жизнедеятельность которого отражают все названные аспекты. Поэтому, изучая устойчивость расселения: центрального звена известной триады: производство - население - ресурсы, обрастающей различного рода инфраструктурой, возможно в определенной мере проявить реальную ситуацию каждой составляющей этой триады.

В приведѐнном тексте последовательно показан ряд позиций, обусловленных философским осмыслением используемых в исследовании понятий, выводящих преобладающие по числу исследования эмпирического характера на уровень теоретического осмысления изученной проблемы и выполняемые тем самым не только прикладную функцию обоснования целесообразных мер по решению проблемы, но и теорию науки – главного базиса последующих исследований. Данные позиции состоят в понимании необходимости осмысления сущности используемых терминов, территориальной иерархии в выборе объектов исследования, философском осмыслении классификационных критериев в ходе дифференциации изучаемых явлений и процессов, а также – в двойственном характере результатов исследования, нацеленных как на практику регулирования, так и на обогащение теории науки. Целесообразность использования пространственно – временного подхода (определение территориальных различий и периодизации изучаемого процесса), определяется важностью поиска оптимальных тенденций для выявления критериев и нормативов положительной динамики процесса в будущем.

Приведѐнный фрагмент выполненного эмпирического исследования является, по мнению автора, свидетельством результативности использования методологии, основанной

155

на философской рефлексии по осмыслению вариантности классификационного подхода, глубины смыслового содержания ключевых терминов, осмыслении важности сравнительного анализа жизнедеятельности сельских территорий для определения характера динамики основного каркаса их освоения в виде сети населѐнных пунктов. Данный методологический подход позволил выявить статистически выраженные и объективно проявляющиеся тенденции как сохранения устойчивости, так и наличия деградации изучаемых предметно – объектных сущностей.

3.2. Исследовательские парадигмы и координационносубординационные связи между показателями

Данный раздел посвящен выявлению последовательности преимущественного использования новых парадигм в качестве стандартизированных методологических подходов, обусловленых развитием общества и отражающих инновационные научные тенденции развития экономического знания. Показано увеличение роли информационной парадигмы в изучении различий во взаимоотношениях между субъектами экономики и характеристиками их функционирования.

Материалы исследования, результаты которого размещены в данном тексте, продолжают линию апробации полученных выводов посредством их опубликования в монографиях и сборниках научных трудов [14,115,116,174,176,178], содержащих, кроме выявленных фактов, теоретико-методологические разработки автора. Основные статистические сведения, используемые в данном тексте, представляют собой результат эмпирического изучения влияния внешней среды на сельскохозяйственное производство России за 25-летний период ( 19902015 гг.)

156

Методами изучения, из наиболее широко использованных в исследовании, выступают монографический и математически оснащенный факторный анализ.

Развитие науки и особенно ее гуманитарных составляющих происходит одновременно с развитием общества и во многом им обусловлено. Общественные перемены как эволюционного, так и революционного характера всегда отражаются в накоплении знания, нередко провоцируя образование значительных по объему и емких по содержанию новых информационных совокупностей. С нашей точки зрения, данные совокупности формируются особенно заметно в составе экономического знания, история и философия которого связана с преимущественным применением к решению поставленных проблем того или иного стандартизированного подхода, именуемого парадигмой. Парадигмы имеют свою поэтапную историю применения в экономическом анализе, включая проводимый в ходе практики изучения сельских территорий.

В ходе накопления теоретического знания этот процесс сопровождался последовательным использованием системноструктурный, цикловой, территориально-организационной и информационной парадигм. В определенные периоды времени каждая из них знаменовала собой внедрение инновационного подхода к исследованию проблем общества в производстве, распределении благ и в иных управленческих действиях.

Все они оправдано используются при изучении проблем хозяйства, осуществляемого в пределах сельских территорий. Системно-структурная парадигмы позволяет выявить пропорции и взаимосвязи внутри совокупности различных по размеру и формам собственности товаропроизводителей. Цикловая парадигма применима в объяснении причинно-следственных

157

связей происходящих процессов и их прогнозировании. Тер- риториально-организационная парадигма служит выявлению различий в состоянии и динамике развивающихся в пространстве и времени изучаемых систем. Информационная парадигма позиционируется как наиболее широко применяемая в современных эмпирических исследованиях.

Сущность информационной парадигмы многослойна. Вопервых, она состоит в получении необходимых сведений различными способами (экспертная оценка, социологический опрос, обращение к государственной и ведомственной статистике и другие). Во-вторых, - в получении сведений для разных целей (анализ состояния, определение тенденций динамики, прогноз, поиск норматива оптимума). Данная парадигма оказывается наиболее применимой в исследованиях, служащих цели обоснования принимаемых решений, необходимых в ходе формирования экономической политики, предполагающей определенные действия законодательного и общественного характера.

В рамках информационной парадигмы появляются хорошие возможности изучения многих явлений и процессов – например, влияния внешней среды сельскохозяйственного производства, отличающейся очень большим количеством воздействующих на него факторов, отражаемых столь же большим набором показателей. Использование данной парадигмы нацеливает на выявление многообразный сущности информации, расширяющей представление о типе связей, имеющихся или, наоборот, отсутствующих между используемыми в анализе показателями.

Философское осмысление роли информационной парадигмы способно обогатить теорию познания представлениями

158

о том, что тип связей, об исследовании которых идет речь, может быть определен аргументировано на основе углубленного представления о координационной и субординационной сущности используемой информации. Разрабатываемые элементы теории координационно-субординационных связей основаны на объективной реальности того, что изученные явления, характеризуемые статистическими показателями, могут располагаться либо в одном ряду – координационно, либо быть соподчинены друг другу и иметь субординационное взаимоположение. Изучение внешней среды, влияющей на сельскохозяйственное производство, используемое для целей обоснования адекватной экономической политики, вполне может опираться на эту теоретическую посылку. Причем, она способна, не искажая различий между смысловым началом координационного (в одном ряду) и субординационного (иерархического, соподчиненного) взаимоположения имеющейся информации, использовать ее одновременно для получения ответа на сформулированные вопросы.

Приведенный статистически выраженный пример использования сочетания массива расчетных показателей, отражающих координационный и субординационный смысловые начала приведен в таблице 6 раздела 1.5. В данном примере представлено четыре уровня изучения факторов внешней среды – глобальный (общемировой), национальный (государственный), региональный (внутристрановой) и отраслевой (материальное производство). По признаку масштаба и территориальности эти уровни имеют субординационную иерархическую сущность. При этом, группы факторов, выделенные внутри каждого уровня, отражают координационные связи, не подчиняющиеся иерархии (экономические, политические, со-

159

циальные, технологические, информационные, военные, природные, экологические, правовые факторы).

В заданном исследованием ключе расчетная статистика, приведенная в таблице 6 раздела 1.5, свидетельствует о более высокой степени изученности группы экономических факторов, на втором месте в этом изучении располагается группа политических факторов. Горизонтальный анализ каждой группы факторов позволяет сделать весьма важный для формирования экономической политики вывод о наибольшей изученности факторов национального уровня, тогда как изученность группы политических факторов проявилась в большей мере на глобальном и отраслевом уровнях. Такой вывод полезен для выбора приоритетных направлений, определяющих стратегию экономической политики.

Даже фрагментарная оценка представленной расчетной информации позволяет констатировать целесообразность использования в исследовательских обоснованиях экономической политики информационной парадигмы, обогащающей при этом гносеологический аспект теории познания. Новые смысловые элементы о координационно-субординационной сущности изучаемых явлений вполне могут служить развитию конструктивного начала как для решения научных задач, так и в управленческой практике.

Считаем оправданной точку зрения о необходимости развития представлений теоретического характера, которые включают в том числе оценку наукой собственных возможностей при проведении исследования. Ввиду того, что исследование, как правило, предполагает двойной результат осуществления поиска нового знания – для практики жизнедеятельности и для развития самой науки, то вывод о пользе по-

160

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]