Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги из ГПНТБ / Ходжа Ахмад Аббас Пока мы не достигнем звезд рассказ о Юрии Гагарине

..pdf
Скачиваний:
3
Добавлен:
29.10.2023
Размер:
4.59 Mб
Скачать

тин и Зоя, брат и сестра Юрия. Мать была в отчаянии. Она вместе с другими убитыми го­ рем деревенскими женщинами долго бежала за конвоем, плакала, заламывая руки. Но на­ цистов нельзя было смягчить. Потом немецкие войска ушли из деревни, методически уничто­ жив все, что они могли уничтожить, и замини­ ровав дороги. Отец Юрия, рискуя жизнью, но во что бы то ни стало желая предотвратить

злодеяния

врага,

своевременно сообщил

об этом

возвращавшимся советским вой­

скам.

 

 

Вскоре опять была открыта школа. Юрий снова сел за парту. Но это было уже дитя войны. На уроках арифметики он учился счи­ тать, складывая пустые патронные гильзы; читать учился по старому, истрепанному ар­ мейскому уставу, забытому в деревне каким-то советским солдатом.

В школе военного времени не было ни учебников, ни чернил, ни карандашей, ни тет­ радей. Где-то нашли доску, но не было мела. Первые буквы дети учились писать на старых газетах или, когда у них бывали удачи, на ку­ сочках оберточной бумаги или на содранных обоях.

Первыми письмами, прочитать которые по­ звали Юрия, недавно ставшего грамотным, были письма от его сестры Зои и брата Вален­ тина. Они сумели бежать из немецкого плена, присоединились к Советской Армии и теперь воевали на различных фронтах. В этот день Юрий, счастливый и гордый, отправился в школу.

6 Расой* в Ю. Гагарина

§1

И вот настал день, который они ждали, о котором мечтали, на который возлагали свои надежды, ради которого страдали и сража­ лись.

День Победы! Конец войны! В воспомина­ ниях Юрия об этом дне обнаруживается осмысленное, почти поэтическое восприятие впечатлительного мальчика, который хотел летать и который в один прекрасный день сделал первый шаг к звездам:

«Я выбежал на улицу и вдруг увидел, что погода разгулялась, на дворе весна, цветут сады, над головой синее-пресинее небо, в нем поют жаворонки. Нахлынуло столько еще не изведанных радостных чувств и мыслей, что даже закружилась голова.

Отныне начиналась новая, ничем не омра­ чаемая жизнь, полная солнечного света».

ПТЕНЕЦ УЧИТСЯ ЛЕТАТЬ

Ты орел. Твой удел летать. Тебя

ждут небеса и небеса.

Икбал

Старенький небольшой самолет, казалось, держится на одной ниточке и вот-вот рассып­ лется. Спускаясь над дубами, он едва не заде­ вал за их верхушки колесами. Но это была добротная машина, хорошо послужившая во время Великой Отечественной войны.

На ее фюзеляже оставались следы былых битв — залатанные пробоины от пуль. Инст­ рукторы и пилоты, стоявшие на летном поле.

82

внимательно наблюдали за полетом. Ведь это был первый самостоятельный полет курсанта. ^ Но белокурый молодой человек в кабине самолета совсем не волновался. Правда, когда инструктор сказал ему: «Сейчас ты полетишь один»*—сердце его ёкнуло. В последнюю не» делю он ежедневно взлетал и садился само­ стоятельно, но за его спиной всегда сидел инструктор, готовый в любую минуту исправить ошибку. Теперь он должен был рассчитывать

только на свои силы.

(

И вот он уже

выруливает самолет на ли­

нию старта, дает

газ, поднимает

хвост ста­

ренькой машины и взлетает.

В этот момент он чувствует себя птенцом, отправившимся в свой первый полет.

Шесть лет спустя Юрий Гагарин так вспо­ мнит об этом волнующем моменте:

— Меня охватило трудно передаваемое чув. ство небывалого восторга. Лечу! Лечу сам! Только авиаторам понятны мгновенья первого самостоятельного полета... Я слился с само­ летом, как, наверное, сливается всадник с ко­

нем во время бешеной скачки.

Все его части

-стали передатчиками моей воли, машина

по­

виновалась моим желаниям и

делала то,

что

я хотел.

 

 

Сделав заданный круг над аэродромом, он посадил самолет точно в ограничители возле посадочного знака. Самочувствие прекрасное. Хотелось петь. Но он сдерживал свои чувства и даже попытался сделать вид. будто подоб­

ные полеты для него — обычное будничное дело.

83

Вылез из кабины, подошел к инструктору и, приложив руку к козырьку, доложил:

Товарищ командир, задание выполнено!

Ну как, поцеловал небо? — задали тра­ диционный вопрос окружившие его товарищи по аэроклубу. — А какие гостинцы привез?

По традиции аэроклуба, Юрий вытащил пачку сигарет «Тройка» и предложил прежде

всего своему инструктору Дмитрию Мартьяно­ в у — ветерану войны и прекрасному летчику.

Хорошо слетал, — сказал инструктор. — Можно подумать, что давно летаешь.

Угадали, товарищ командир. В самом

деле давно, «летаю» с детства.

Не так-то легко было босоногому мальчиш­ ке из деревни на берегу Днепра стать курсан­

том

этого аэроклуба

в Саратове. Возмож­

но,

судьба помогла ему.

Но эта судьба чрезвы­

чайно точно соответствовала его необычайной настойчивости и силе воли, а также социаль­ ным силам, которые постоянно выявляли и вы­ двигали исключительные таланты из рядов тру­ жеников, никогда не имевших никаких прав.

После войны отец Гагарина, отличный плот­ ник, был приглашен в Гжатск на восстановле­ ние разрушенного города. Вся семья перееха­ ла в этот город, и Юрий снова пошел в школу. Талантливые учителя, которых с благодар­ ностью вспоминает Юрий, оказали большое влияние на развитие мальчика и сыграли ре­ шающую роль в формировании его таланта и характера. .

От Инны ' Васильевны Лебедевой, совсем молоденькой, внимательной и начитанной учи­

84

тельницы, он слышал рассказы о детстве Леп­ нина.

Ольга Степановна Раевская, учительница русской литературы, знакомила его с творчеством великих писателей — Льва Толстого, Пушкина, Горького. До сих пор помнит Гага­ рин волнение, охватившее его при чтении «Кавказского пленника» Толстого. Но если литература — романтический увлекательный предмет — интересовала его в такой же мере, как и других школьников, то математикой и физикой будущий герой космоса увлекался

скакой-то особенной страстью. Преподаватель физики Лев Михайлович

был, очевидно, незаурядным человеком и, как говорит Юрий, мог сделать для учеников за­ коны физики такими же интересными, захва­ тывающими и легкими, как поэзия Пушкина.

Именно Лев Михайлович рассказал им, как упавшее яблоко натолкнуло Ньютона на от­ крытие закона . всемирного тяготения — зако­ на, которым Юрию в один прекрасный день предстояло пренебречь для того, чтобы изба­ вить человека от вечных уз земного притяже­ ния. Оглядываясь назад, он вспоминает, что смутные предчувствия, ожидания чего-то зна­ чительного уже тогда зарождались в нем.

И опять тот же Лев Михайлович, бывший авиатор, вдохновил Юрия и других учеников на организацию технического кружка в школе и постройку модели самолета с маленьким бензиновым моторчиком.

И когда эта модель, подобно стрекозе, под­ нялась в воздух, их любимый учитель физики

85

сказал, что если они сохранят интерес к авиа' ции, то со временем станут летчиками и будут летать на настоящих самолетах.

Увлечение Юрия постройкой модели, одна­ ко, чуть не привело к настоящему скандалу, когда однажды его маленькая летающая ма­ шина, вылетев на улицу через окно класса, упала на чью-то голову.

Сдав экзамены за шестой класс, Юрий объявил о своем намерении поехать в Москву и поступить на завод. Мать заплакала, но отец одобрил его намерение, а матери сказал:

— Я не слыхал, чтобы в Москве еще ктонибудь пропадал.

Встолице мальчик из Гжатска остановился

усвоего дяди Савелия Ивановича, работавшего

встроительной конторе. Двоюродные сестры показали ему город, и тогда, наконец, исполни­ лась его давнишняя мечта побывать на Крас­ ной площади.

На следующий день он уехал в Люберцы на завод сельскохозяйственных машин, где на­ бирались учащиеся в местное ремесленное училище. Он хотел стать слесарем, но так как для этого требовалось семилетнее образова­ ние, ему предложили поступить в ученики ли­ тейщика. Юрий был огорчен. Тогда директор училища спросил его:

Ты видал в Москве памятник Пушкину?

Это,

брат,

работа литейщиков.

«Стоит

учиться,— решил Юрий,— если

с помощью этого ремесла можно создать та­ кой шедевр».

Люберецкое ремесленное училище № 14 на­

86

ходилось при заводе сельскохозяйственных ма­ шин. В училище и на заводе до сих пор рабо*

■■тает много людей, которые с гордостью вспо­ минают молодого формовщика-литейщика Юрия Гагарина, пришедшего на завод учени­ ком в сентябре 1949 года.

Егор Прохоров, старый мастер, препода­

вавший

в училище, вспоминает,

что Юрий,

■ плотный,

светловолосый паренек,

невысокого

роста, был зачислен в новую группу учениковлшейщиков. Товарищи выбрали его старостой группы. Он был достоин этой чести, так как учился хорошо и всегда был готов помочь дру­ гим.

Врач ремесленного училища Р. Б. Шайкина вспоминает несколько случаев, когда Юрий забегал к ней для того, чтобы сообщить о боль­ ных в общежитии и взять для них лекарства. Но он не любил ребят, которые ныли по пустя­

кам. «Со

спортом дружите, — говорил он

им, — а не

с бинтами и мазями».

Сам Юрий занимался разными видами спорта, но особенно увлекался легкой атлети­ кой, волейболом, гимнастикой и лыжами. Вот что'говорит о нем Иван Ровное — инструктор физподготовки ремесленного училища: «Юра одним из первых начал «крутить солнце» на турнике. Он был душой волейбольной и бас­ кетбольной команд. Трудно было с ним тягать­ ся на лыжне, где он выполнил первый раз­ ряд».

На машиностроительном заводе тоже пом­ нят Юрия как примерного ученика. По­ жилым литейщикам, смотревшим обычно свер­

87

ху вниз на ремесленников, сразу же понравил­ ся молодой Гагарин, и они полюбили его за его ловкость и трудолюбие. Подобно им, Юрий любил ручное литье больше машинного. Ру­ ками можно делать чудеса, говорил он своему мастеру и доказал это своей первой работой — моделью аэроплана.

Бывшая ученица ремесленного училйща и однокашница Юрия Лидия Абрамовна вспо­ минает, что, когда все ремесленники уже уста­ вали и дремали на уроках после полного дня работы на заводе, Юрий составлял исключе­ ние — он всегда был бодр и весел.

Секрет заключался в его умении правильно распределять время между заводом и учили­ щем, между учебой и спортом, между занятия­ ми и развлечениями. Товарищи тех дней вспо­ минают, что Юрий никогда не тратил попусту ни одной минуты, а сам Юрий, рассказывая

освоей большой страсти к чтению, говорил:

Мне хотелось учиться еще больше. В биб­

лиотеке брал технические книги и злился, что в сутках всего 24 часа. На все не хватало времени.

После окончания учебы в ремесленном училище и практики на заводе Юрий был рекомендован для поступления в Саратовский индустриальный техникум. Саратов в сравне­ нии со столицей показался ему вначале ма­ леньким провинциальным городишком. Но этот город занимает особое место в биографии Юрия. Именно здесь научился Гагарин ле­ тать. И здесь, вблизи Волги, он приземлился после своего полета в космос.

88

Юрий и его друзья Петушков и Чугунов,

•прозванные «неразлучными москвичами», со­ шлись своим юношеским задором и любовью к математике. «Мы понимали,— говорит Юрий, вспоминая этот период, — что в наше время, в век атома, без математики не про­ жить. Все зиждется на точных расчетах».

В Саратове, получая техническое образова­ ние, они заботились и о своем культурном рос­ те. Экономя на других расходах, они ходили в оперный театр. Особенно восхищался Юрий «Русалкой» Даргомыжского, «Кармен» Бизе, «Пиковой дамой» Чайковского, «Иваном Су­ саниным» Глинки.

Они покупали много книг. В Саратове он прочел «Войну и мир» Льва Толстого, произ­ ведения Чарльза Диккенса, Виктора Гюго, Герберта Уэллса, Конан-Дойля, рассказы Джека Лондона, научно-фантастические ро­ маны Жюля Верна, будоражившие воображе­ ние, «Овод» Лилиан Войнич и «Повесть о на­ стоящем человеке» Бориса Полевого.

Снова и снова во время моих многократ­ ных визитов в Советский Союз я слышал об исключительном влиянии этой книги Бориса Полевого на все послевоенное поколение со­ ветской молодежи. При встрече я спросил космонавта:

— Когда вы были мальчиком, какие книги больше всего повлияли на ваше развитие и пробудили ваш интерес к полетам? Он сразу

же назвал

«Повесть о настоящем

человеке»

о Герое

Советского

Союза Алексее Ма­

ресьеве — первоклассном

пилоте,

который

89

был сбит во время войны, лишился обеих ног и усилием почти сверхчеловеческой воли, не-, смотря на свою инвалидность, стал снова воевать на военном самолете против наци­ стов.

Несомненно, Юрий, захваченный, как он сказал, «страстью к полетам», олицетворял ра­ боту летчика с героическим образом героя «Повести о настоящем человеке». Тема герои­ ческого человека вновь и вновь всплывала в юношеских дискуссиях Юрия и его товари­ щей. И действительно, из всего, о чем они чи­ тали или видели на сцене, они отбирали герои­ ческое. Сцены боя из «Войны и мира» напо­ минали им о бесстрашных русских защитни­ ках отечества от наполеоновского нашествия.

— И фельдмаршал Кутузов словно живой представал перед моими глазами, — говорил Юрий.

А когда он увидел оперу «Иван Сусанин», чарующая музыка Глинки так взволновала его, что у него появилось ощущение, будто он сам находился на сцене с русским народом, борющимся против врагов Родины.

Юрий очень живо вспоминает эти, как он их сам называет, «споры о героизме».

Когда во время войны в Корее они прочи­ тали о китайском народном добровольце, со­ знательно повторившем подвиг Героя Совет­ ского Союза Александра Матросова, один из друзей Юрия воскликнул:

— Вот оно, лучшее доказательство, что только сильный характер может породить другой сильный характер!

90

Соседние файлы в папке книги из ГПНТБ