Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги из ГПНТБ / Ходжа Ахмад Аббас Пока мы не достигнем звезд рассказ о Юрии Гагарине

..pdf
Скачиваний:
3
Добавлен:
29.10.2023
Размер:
4.59 Mб
Скачать

партии Советского Союза и социалистической родине предан».

Среди слушателей, закончивших училище вместе с Юрием и получивших офицерское звание, был и тот самый Захаров, который распрощался бы с авиацией еще два года назад, не помоги ему Юрий.

На выпускном вечере, сидя вместе с Юри­ ем, Захаров сжал ему руку и прошептал: «Спасибо, старина».

Для Юрия настали счастливые дни. Те­ перь, ^когда он уже был офицером, он сделал предложение Вале, и она его приняла. Вместе с друзьями-летчиками и подружками Вали они сходили в загс, поставили свои подписи в книге молодоженов и дали друг другу клятву быть верными своей любви.

Они готовились уже отпраздновать свадь­ бу, когда 3 ноября второй советский спутник с собакой Лайкой на борту был запущен на орбиту Земли-. В разгар счастливых волнений и новизны медового месяца Валя иногда все же замечала, что ее муж вдруг погружался в глубокое раздумье. Она понимала, что вышла замуж за человека, обрученного со своей мечтой.

Юрий Гагарин так описывает свое душев­ ное состояние в этот период:

«Я размышлял: раз живое существо уже находится в космосе, почему бы не полететь туда человеку? И впервые подумал: почему бы мне не стать этим человеком? Подумал и испугался своей дерзости: ведь в нашей стране найдутся тысячи более подготовленных к это­

111

Т

 

му людей, чем я. Мысль мелькнула, обожгла

иисчезла. Стоило ли думать о том, что свер­ шится, наверное, не очень скоро. Выпуск из училища, свадьба, отпуск, назначение в стро­ евую часть были ближе, это был мой сегод­ няшний день. И все же второй спутник Земли больно задел во мне какой-то оголенный нерв,

ия вдруг понял, понял, что жду чего-то, что обязательно должно прийти».

«ЖЕЛАЕМ ТЕБЕ ВЫСОКОГО НЕБА»

Все выше, и выше, и выше стремим мы полет наших птиц.

Земля лежала, покрытая белой простыней снега. В сумеречном свете аэродром казался огромным промерзшим куском льда.

Учебный самолет, оборудованный лыжами, вздрагивал, готовый подняться в воздух.

Забравшись в кабину, командир показал на заснеженные ели.

Посмотри, какие они спокойные. Ждут теплых дней.

Азатем спросил молодого лейтенанта, си« девшего сзади него:

Ты тоже соскучился по солнцу, Юра?

Не знаю,— вздохнул Гагарин.

Он впервые переживал бесконечно долгую темную полярную зиму с ее снежными штор­ мами и буранами. Не только днями, но целы­ ми неделями не показывалось солнце,

1 1 2

« Я бы не возражал, но нельзя его ждать скоро.

— Через несколько минут ты увидишь солнце,— ответил командир.

Они поднялись в воздух в сумерках. Юрий испытывал чувство, знакомое при каждом взлете. Необыкновенный подъем, ощущение силы, слияния с машиной, пульсировавшей в одном ритме с биением сердца.

С привычной точностью он взялся за руль управления, включил моторы,.и машина, не­ много пробежав по замерзшему полю аэро­ дрома, взмыла в воздух. Пройдя через туман и снежные облака, самолет поднялся в чистое голубое небо, и тогда он увидел... солнце! Та­ кое зрелище увлекло бы каждого, и молодой лейтенант, недавно прибывший под северное небо, был просто потрясен. Вначале за гори­ зонтом он увидел холодную лимонно-желтую полоску рассвета. А затем над ним, охвачен­ ное первыми лучами солнца, небо стало пла­ менеть, как купол из светящегося фарфора. Эта картина неба и земли казалась волшеб­ ной, и, как всегда, когда Юрий видел чтолибо прекрасное, его сердце наполнилось думами о Вале. «Как бы хотелось, чтобы она была здесь, рядом со мной, чтобы увидеть необычайный северный рассвет с высоты»,— подумал он. И вдруг, вспомнив, что вряд ли

это

возможно,

решил

немедленно написать

ей,

поделиться

с ней,

как и всем остальным,

этим необычайным видением красоты. Пос­ ле выпуска из авиационного училища Юрий Гагарин был произведен в лейтенанты и нд-

§ Р а с с к а з д {О . Гагар ин е

правлен в часть на север за полярный круг. В этом районе работали многие прославлен­ ные советские авиаторы, покрывшие себя сла­ вой как во время войны, так и в мирное время, их подвиги стали легендарными среди летчиков. Юрий и его товарищи из Оренбургского учи­ лища гордились тем, что их послали в этот жизненно важный стратегический район, а суровость холодного северного края и посто­ янная смена обманчивой погоды только уве­ личивали их возбуждение, чувство романтики и приключений. Единственным огорчением для Юрия было то, что Валя все еще не закончи­ ла занятия в медицинском училище в Орен­ бурге и не могла быть с ним.

Тем временем Юрий и его друзья жили вместе в маленьком одноэтажном домике. В одной комнате с Юрием разместились Юрий Дергунов и Салигджан Байбеков. Их началь­ ник вспоминает о них, как о «шумливых, друж­ ных и неугомонных друзьях». По утрам они бывало выбегали на зарядку, бросали друг в друга снежки и совершали большие лыжные пробеги по сосновому лесу, окружавшему аэродром.

Температура стояла 20 и даже 30 граду­ сов ниже нуля, но Юрий часто умывался на улице и заставлял своих товарищей делать то же.

Когда воинская часть была выстроена на парад, Юрий опять оказался в числе послед­ них на левом фланге, так как был небольшого роста. «Но,— вспоминает один из его старших товарищей,-— хоть это могло и показаться

114

странным, он производил более выгодное впе­ чатление, чем другие из его товарищей».

Его любили не потому, что он делал что-то особенное и достиг необыкновенного, его от­ личительная черта, пожалуй, заключалась в общительном дружеском характере и привле­ кательной улыбке. Друзья всегда хорошо про­ водили время, если с ними был Юрий. Он знал множество забавных историй, анекдотов

ипоговорок и умел остроумно их рассказы­ вать. Он любил песни, у него был хороший голос, и он пел в хоре.

Новые младшие офицеры в скором време­ ни включились в общественную жизнь полка

иначали усваивать традиции своих прослав­ ленных предшественников. Юрий любил про­

водить время в «комнате военной славы» офи­ церского клуба, где висели портреты летчи­ ков, прославивших себя в этом районе. Среди них был храбрый Сергей Негуляев, протара­ нивший нацистский самолет и выручивший товарища из беды ценой своей жизни.

Однажды полковник, на груди которого сияла Золотая Звезда Героя Советского Сою­ за, вошел в комнату воинской славы.

Как вам нравится на новом месте?— спросил он лейтенанта Гагарина.

Хорошо. Мы уже привыкли, товарищ полковник.

А вы знаете, что здесь служили многие прославленные летчики?— спросил полковник, указывая на портреты, висевшие на стенах, и стал рассказывать волнующие истории воз­ душных боев над этим районом Арктики.

115

Глаза молодого лейтенанта загорелись, ' когда старый ветеран поведал им о подвигах летчиков, чьи имена вошли в легенды.

Когда бывало во время войны сам пол­ ковник поднимался в воздух, нацистское ра­ дио по всему фронту предупреждало своих пилотов.

— А сколько вы сбили самолетов?— по­ интересовался Гагарин.

„ — Десять,— ответил полковник.

' — Вот это да!— воскликнул Байбеков, друг Юрия,— и все еще летаете?

— Конечно,— улыбнулся седовласый пол­ ковник.— Я еще слишком молод для того, что­ бы уходить в отставку.

Вскоре после приезда в часть Юрий и его друзья из Оренбурга, прогуливаясь по лесу, натолкнулись на обломки полусожженного «мессершмитта». В кабине они нашли кин­ жал с выгравированной свастикой и что-то

вроде амулета,

который

все-таки не смог

спасти пилота от смерти.

наших,— заметил

— Наверное,

работа

полковник.— Кое-кто из нас летал в этом райо­ не. И затем добавил:

— Наше небо изучено теперь хорошо и всесторонне. Вы, так сказать, пойдете по на­ шему следу, а может быть, кое-кто из вас пой­ дет и дальше.

Прославленный ветеран не мог, конечно, знать тогда, что молодой лейтенант, с которым он разговаривал, со временем действительно пойдет дальше, за пределы земной атмо­ сферы.

116

Наконец длинная полярная ночь холодных зимних месяцев окончилась и наступила пре­ красная солнечная весна. Снег все еще свер­ кал на вершинах гор, но уже потоки воды стремительно неслись в бурные реки, ручьи устремлялись вниз, образовывая непроходи­ мые лужи. Теперь, когда наступила подходя­ щая летная погода, стали проводиться еже­ дневно полеты: учебные воздушные бои, тре­ нировки в ведении заградительного огня, стрельбы по воздушным целям.

. И затем, когда заканчивались дневные по­ леты и наступали свободные часы или пол­ ные солнечного света праздники, Юрий бы­ вало уходил на горную речку ловить форель. Это было приятное и успокаивающее занятие после напряженной летной работы. Иногда по воскресеньям он шел, захватив с собой баян, вместе с товарищами на сопку, покры­ тую северными цветами, напевая свои люби­ мые песни. Юрий Гагарин научился трудному искусству отдыхать в условиях жизни военно­ го летчика, а затем и космонавта. Характерно, что через несколько часов после полета в кос­ мос он уже спокойно играл в бильярд и вы­ играл.

Вскоре Валя закончила училище и полу­ чила диплом фельдшера-лаборанта. В августе она приехала к мужу, хотя пока и не было жилья для супружеской пары. Школы были закрыты на каникулы, и знакомая учитель­ ница, уезжая в отпуск на несколько месяцев, предложила им свою комнату. Казалось, что наконец Юрий имел все необходимое для

117

счастья — желанную работу, любимую жену, но неожиданно пришла печаль, хорошо, что в этот момент с ним рядом оказалась Валя, взявшая на себя заботу успокоить и подбод­ рить его. Вот как сам Юрий описывает тра­ гедию, потрясшую его:

«Все было хорошо у нас в гарнизоне. И вдруг произошло несчастье. Погиб Юрий Дер­ гунов. Глупо погиб. Не в воздухе, а на земле. Мотоцикл с коляской, на котором он с Але­ шей Ильиным ехал по крутой дороге между сопок, врезался на повороте во встречный гру­ зовик. Юра был убит наповал, а Алеша от­ делался ушибами — его. выбросило в мох. Так мы узнали, что есть на свете не только пар­ ки и сады, но и кладбища, поросшие дерев­ цами и кустами, и люди могут не только ра­ доваться, но и плакать. Я лишился одного из своих ближайших друзей и долго горевал. Валя успокаивала меня как могла, предла-, гала валерьянку и снотворное, но я никогда не болел и ни разу не принимал ле­ карств»-

В эти печальные дни Юрий и Валя близко сошлись и подружились с Борисом Вдови­ ным, заместителем командира эскадрильи, и его женой Марией. Они часто ходили к Вдо­ виным домой. Юрий играл с их четырехлетней дочкой Ирочкой, а Мария, беседуя с Валей, незаметно, с большим тактом объясняла ей,- что значит быть женой военного летчика, как нужно переносить трудности и уметь ждать, когда муж уходит на ответственное задание. Борис Вдовин оказал очень благотворное

118

влияние на воспитание характера Юрия в этот период. О своем заместителе командира эс­ кадрильи он говорит так:

«Небольшого роста, подвижной, синегла­ зый, с выразительным худощавым лицом, он нравился мне своей влюбленностью в жизнь, простотой в обращении с подчиненными. На аэродроме во время полетов он становился по-командирски строг и немногословен, а до­ ма сразу менялся — был весел, общителен и остроумен. Мы видели в нем командира и наставника и доброго друга. Он был запева­ лой во всем, а без запевалы и песня не поет­ ся».

Заместитель командира эскадрильи был неплохим поэтом и часто читал свои стихи на концертах самодеятельности в полку. На его стихи хор исполнял песни. Именно от него узнал Юрий о красоте русского языка. Была у него небольшая библиотечка советских поэ­ тов и классиков русской литературы. Благо­ даря ей Юрий еще ближе познакомился с поэзией Пушкина, Лермонтова, Блока и Мая­ ковского. Когда с приходом зимы наступили бесконечные полярные ночи, Валя и Юрий проводили вечера дома за чтением своих лю­ бимых произведений. В это время Юрий прочел много книг о пилотах. Особенно ему нравилась «Земля людей» Антуана де Сент-

Экзюпери,

французского летчика

и

писа­

теля.

которая всколыхнула

его

дав­

Книгой,

нишние мечты о полете в космос, была «Ту­ манность Андромеды»— научная фантастика

119

о будущей космической эре, когда Земля будет находиться в постоянном контакте с дру­ гими планетами. В этой замечательной книге в конце была нарисована картина отправки космического корабля «Лебедь» в полет. На этом корабле, мчавшемся со скоростью 800 миллионов километров в час, можно было всего лишь за 80 часов достичь новой недав­ но открытой дальней планеты. Накануне от­ правки космического корабля в дальний путь командир сказал:

— В последнее время я научился по-но­ вому любить землю, сильно, прочно и безого­ ворочно.

И тем не менее вы отправляетесь в по­ лет?— спросил кто-то. Он ответил:

Я должен. Если я откажусь, я потеряю

иЗемлю и космос. Чем сильнее любовь, тем значительнее поступки.

И после того как космический корабль от­ правился в свое путешествие в межзвездное пространство, главный персонаж книги, афри­ канец, говорил:

Нет, это не только печаль, это большая гордость. Таковы мои чувства сейчас. Я горд потому, что мы высоко поднялись над нашей планетой и овладели космосом, а печален по­ тому, что наша мать Земля становится такой

маленькой.

Можно себе представить, как содержание этой книги, фантастической, но основанной на научной реальности, повлияла на Юрия, с дет­ ства одержимого мыслью о космическом пу­ тешествии. Мечта не оставляла его, но теперь

120

Соседние файлы в папке книги из ГПНТБ