Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Хирургия.doc
Скачиваний:
251
Добавлен:
22.02.2015
Размер:
644.61 Кб
Скачать

Выпадение мочевого пузыря

Этиология. Выпадение мочевого пузыря при кастрации бывает очень редко у хряков с широкими кольцами пахового канала, а также при пахо­вых грыжах.

Клинические признаки. Выпавшая часть мочевого пузыря располага­ется во влагалищном канале и частично может выходить за края кастраци­онной раны. Поверхность выпавшей части мочевого пузыря темно-красная, сналожениями фибрина; выступающая за пределы мошонки часть мочево­го пузыря загрязнена, покрыта корками засохшего экссудата.

Половина мошонки припухшая, медленно увеличивается в объеме, а при надавливании на нее уменьшается и отмечается мочеиспускание.

Диагноз. Осмотр выпавших тканей, нажатие на них и проведение пробной пункции позволяют поставить точный диагноз.

Прогноз. В свежих случаях прогноз благоприятный; при значительных патологических изменениях и нарушениях целостности стенки мочевого пузыря — осторожный.

Лечение. Обрабатывают выпавшую часть мочевого пузыря изотониче­ским раствором натрия хлорида, раствором фурацилина (1:5000), осво­бождают выпавшую часть мочевого пузыря от мочи путем нажатия на нее, орошают раствором пенициллина. Вправление выпавшей части мочевого пузыря проводится теми же приемами, как и при выпадении кишки.

15.Послекастрационные осложнения

возникают послекастрационные осложнения. Их принято подразделять на ранние осложнения — кровотечение, выпадение сальника, кишок, мочево­го пузыря, общей влагалищной оболочки, культи семенного канатика и по­здние осложнения — вагиналиты, флегмоны, фуникулиты, гранулемы, абсцессы, перитониты и др.

Кровотечение Кровотечение при кастрации может быть первичным — обнаружено во время самой операции; вторичным — спустя некоторое время после опера­ции, поздним — через несколько дней после кастрации.

Кровотечение может возникнуть из артерий и вен мошонки, семенно­го канатика, артерий семенников, семяпровода.

Этиология. Основными причинами кровотечения являются нарушение техники кастрации, использование неисправного инструмента и реже дряблость семенного канатика, атеросклероз сосудов у хряков, слабая свертываемость крови, склероз кожи мошонки, варикозное расширение вен.

Клинические признаки. Обычно кастрация сопровождается слабым кровотечением из тканей по линии разреза, которое вскоре после операции прекращается. Кровотечение из вен мошонки обычно длительное, кровь темная, вытекает каплями. При перерезке или надрыве сосудов семяпровода наступает небольшое кровотечение. Обильное кровотечение частыми каплями, слабой и сильной струей наблюдается из сосудов семенного канатика. Оно требует незамедлитель­ного принятия надлежащих мер. У жеребцов иногда культя семенного канатика может оказаться в брюшной полости при высоком его удалении, а у бычков и хряков — при кастрации на отрыв, обусловливая внутри-брюшное кровотечение. При больших потерях крови отмечаются бледность слизистых оболо­чек, частый пульс слабого наполнения, учащенное дыхание, дрожь, шат­кость походки, сниж. количества гемоглобина и эритроцитов в крови.

Диагноз. Наружное кровотечение диагностируют по местным призна­кам, а внутреннее — по признакам острой анемии.

Лечение. Кровотечение из сосудов мошонки, общей влагалищной оболочки останавливают путем кратковременного наложения на кровото­чащие сосуды с подлежащими тканями гемостатических пинцетов. Крово­течение из сосудов семяпровода также останавливают с помощью гемоста­тических пинцетов, лигатуры или путем введения в полость влагалищной' оболочки стерильных марлевых тампонов, смоченных раствором этакриди-на лактата, в йодоформенном эфире.

При кровотечении из сосудов семенного канатика следует очистить кастрационную рану от сгустков крови, расправить общую влагалищную оболочку. На края ее разреза накладывают гемостатические пинцеты. Отыскивают культю семенного канатика в полости общей влагалищной оболочки с помощью пальцев и корнцанга и выводят за пределы кастраци-онной раны (у быков, хряков, баранов). Накладывают лигатуру, отступив на 2—3 см от конца семенного канатика, а у жеребцов — повторно щипцы Зельда, гемостатический пинцет на 2—3 сут или кетгутную лигатуру. Жи­вотным предоставляют покой. С целью профилактики инфекции проводят курс антибиотикотерапии. При больших потерях крови проводят переливание крови. Вводят кровезаменители, кальция хлорид (10% р-р 150 мл), внутрь 2-3 раза в день викасол.

16.Особенности течения раневого процесса у собак

Гнойно-ферментативный тип очищения ран наблю­дается у плотоядных и лошадей. Характеризуется он гнойно-экссудативными явлениями, протекающими при выраженной гидратации, возникающей вскоре после ранения в виде травматического, затем воспалитель­ного отеков. На этом фоне развивается гнойно-фер­ментативный процесс, в результате которого происхо­дит ферментативное разжижение мертвых тканей, по­давление микробов, выведение во внешнюю среду ино­родных предметов и других загрязнений вместе с гнойным экссудатом. Данный тип биологического очи­щения ран протекает в более короткие сроки и в меньшей степени препятствует движению животного в сравнении с двумя другими типами. Кроме того, в процессе ферментативных явлений, развертывающих­ся в ране, в ее зоне возрастают иммунобиологические процессы и формируется клеточный барьер, который «удерживает» микробов и препятствует проникнове­нию их в здоровые ткани. Однако в случаях задерж­ки гноя в ране гнойно-резорбтивная лихорадка при этом типе очищения оказывается более выражена. По мере освобождения раны от мертвых тканей воспале­ние начинает стихать и раневой процесс переходит в фазу дегидратации.

Гнойно-секвестрационное очищение ран является основным у рогатого скота и свиней при ранах с большой зоной повреждения. В течение первых часов в ране накапливается большое количество фибриноз­ного экссудата, который вместе с мертвыми тканями формируется в фибрино-тканевую массу. Последняя вследствие ретракции фибрина дегидратируется и приобретает каучукообразную консистенцию. Выпол­няя роль биологической «пробки», она защищает рану от вторичного микробного и других загрязнений, а за­грязнения, попавшие в рану, фиксируются, как бы замуровываются фибрином, благодаря чему устраня­ется опасность проникновения микробов в здоровые ткани. Однако если в рану с большим количеством мертвых тканей попадают патогенные стрептококки, стафилококки, гнилостные микробы и особенно ана­эробы, то фибрино-тканевая масса может при извест­ных условиях (мертвые ткани, отсутствие аэрации и контакта антисептических средств с микробами, ослабление иммунобиологических реакций, истощение организма и пр.) способствовать развитию раневой инфекции.

Фибрино-тканевая масса, выполняющая роль био логической пробки, постепенно секвестрируется. На границе здоровых тканей и фибрино-тканевой массы возникает гнойно-демаркационное воспаление, проте­кающее на фоне умеренной гидратации тканей. При гнойно-секвестрационном типе очи-щения раны зажив­ление протекает медленнее, чем при гнойно-фермен­тативном, но зато в зоне секвестрации формируется полноценный грануляционный барьер при менее вы­раженных гнойно-резорбтивных явлениях. Ко времени полной секвестрации мертвых тканей рана оказыва­ется покрытой грануляциями, которые затем заполня­ют рану и эпителизируются.

Необходимо учитывать, что у крупного рогатого скота концентрическое рубцевание выражено в боль­шинстве случаев сильнее в поверхностных частях ра­ны, чем в глубоких. Это может затруднять выведение во внешнюю среду гнойного экссудата, содержащего секвестрированные частицы мертвых тканей.

У овец часть мертвой ткани может обрастать гра­нуляциями и как бы инкапсулироваться. В дальней­шем эта ткань, по-видимому, рассасывается, так как в более поздние сроки (формирование рубца) ее уста­новить не удается.

Секвестрационное очищение ран наблюдается при вторичном заживлении главным образом у грызунов и птицы; у рогатого скота и свиней оно встречается при относительно неглубоких, а у лошадей и собак только при кожных ранах.

Сущность его сводится к следующему. Возникшее (у грызунов и птицы) кровотечение при ранении до­вольно быстро останавливается вследствие выпадения плотного фибринозного сгустка. Последний, фиксируя микробные тела и другие инородные частицы, защи­щает рану от последующих загрязнений. Вскоре появ­ляется небольшой травматический отек, к нему при­соединяется фибринозное воспаление с минимальным выходом из сосудов серозного экссудата и большого количества фибриногеипых, продуктов, которые пре­вращаются в нити фибрина. Они густо пронизывают мертвые ткани и вместе с ними образуют плотную эластическую фибрино-ткапевую массу. Последняя защищает здоровые ткани от загрязнения и проник­новения в них микроорганизмов. Затем в течение ближайших часов фибрин и мертвые ткани подверга­ются дегидратации. Высыхая, они превращаются в плотный фибрино-тканевый струп, который как биоло­гическая пробка надежно защищает рану от различ­ных вредоносных воздействий. Попавшие в нее при ранении микроорганизмы фиксируются фибрином, а затем вместе с ним и мертвым субстратом мумифи­цируются. Это обеспечивает ране наиболее благопри­ятные условия заживления, защищая ее от загряз­нения.

По мере формирования фибриио-тканевого струпа в реактивной зоне, граничащей с ним, образуется кле-точковый инфильтрат и развивается гнойно-демарка­ционное воспаление в виде узкой полосы, где развер­тываются гнойно-ферментативный процесс и фагоци­тоз, а результате чего гнойно-тканевый струп секвест­рирует, то есть отделяется от неповрежденных тканей. Данный процесс более выражен вначале в глубоких частях фибрино-тканевого струпа, затем секвестрация распространяется к поверхностным его частям.

Процесс секвестрации сопровождается формирова­нием грануляционного барьера с последующим на' пластованием грануляций, которые постепенно, запол­няя раневой дефект, как бы выталкивают секвестри­рующийся струп.

В других случаях отторжение фибрино-тканевого струпа, формирование грануляций и эпителизация идут с периферии в глубину раны. Этот вариант ока­зывается менее совершенным, так как в местах пери­ферического отторжения струпа до эпителизации воз* можны загрязнение раны и внедрение в нее микробов

17. Обезроживание крупного рогатого скота (декорнуация).

Анатомо-топографические данные. Роговой отросток лобной кости покрыт основой кожи рога, которая срастается с его над­костницей. Наружный слой основы кожи рога формирует сосоч­ки, покрытые производящим слоем эпидермиса; последний продуцирует плотный роговой слой, формирующий роговой че­хол рога.

На лобной кости на месте будущего формирования рогового отростка под надкостницей возникает экзостоз, а в толще по­крывающей его кожи закладывается роговой зачаток. Все это создает роговой бугорок. Вначале экзостоз и роговой зачаток разделены друг от друга надкостницей, а затем срастаются. Одновременно в роговом бугорке возникает небольшая полость, соединяющаяся с пазухой самой лобной кости. В процессе роста рога его полость продолжается в увеличивающийся роговой от­росток.

Кровоснабжение рога обеспечивает одноименная артерия (a. cornus), происходящая от височной поверхностной артерии. Она идет вдоль наружного лобного гребня в сопровож­дении одноименного нерва и разветвляется у основания рога на латеральную и медиальные ветви.

Иннервация. Основной нерв—-ветвь глазничного нер­ва— нерв рога (п. cornus). Выйдя из орбиты, он проходит вдоль наружного лобного гребня, будучи покрыт кожей, фасцией, лоб-бощитковой мышцей и слоем жира. К основанию рога подходят ветви лобного и подблокового нервов, которые, соединяясь свои­ми разветвлениями, образуют подобие сплетения. Кроме того, к основанию рога подходят ветви дорсальных стволов первых шейных нервов.

Показания. Формирование стада для беспривязного содержа­ния, переломы, неправильный рост и новообразования рогов, бодливость. Существуют два метода обезроживания крупного рогатого скота: 1) предупреждение развития рогов и 2) удале­ние рогов.

Предупреждение развития рогов основано на разрушении эпидермиса и основы кожи рога в области роговых бугорков у телят 1—3-недельного возраста. Для этого существуют несколь­ко способов.

Химический способ распространен более широко. На роговые бугорки телят наносят сильнодействующие химические вещества: гидроокись натрия (NaOH) или калия (КОН), азот­ную или трихлоруксусную кислоту и др.

Сначала в области рогового бугорка удаляют шерсть и слегка смачивают кожу водой щелочь, пока не появятся капли крови. Вокруг основания рогового бугорка кожу покрывают вазелином, чтобы щелочь не повреждала ее. Кислоты употребляют очень осторожно: стеклянной палочкой смазывают кожу, повторяя эту процедуру несколько раз. Примерно на 6—8-й день на месте обра­ботанного участка образуется сухой струп, отторгающийся через 2—3 нед. Для этой же цели телятам, начиная с 3 до 15-дневного возраста, вводят под кожу вокруг основания рогового бугорка 5—10%-ный раствор кальция хлорида.

При втирании химических веществ наблюдаются случаи, когда телята облизывают друг у друга роговые бугорки и полу­чают ожоги языка. В основном это возникает у тех телят, в ра­ционах которых недостает минеральных веществ.

Термический способ является одним из наилучших, применяют у телят в возрасте до 3 нед. Пользуются железными или электрическими прижигателями.

Кровавый способ. У телят в возрасте 1—3 нед удаля­ют роговые зачатки при помощи трепана. Кровотечение не требует специаль­ного вмешательства. Раны припудривают антисептическим по­рошком.

Удаление рогов. Существуют бескровный и кровавый спо­собы.

Бескровный способ применяют у животных в возра­сте 2—2,5 года и даже старше. Сущность его состоит в том, что на кожную кайму основания рога надевают резиновое кольцо, которое, сдавливая сосуды и ткани, способствует самопро­извольному отпаданию рога.

Кровавый способ. Применяют у взрослого скота чаще всего по упомянутым выше клиническим показаниям.

Техника ампутации. Операцию выполняют на стоя­щем животном в станке с наложением носовых щипцов и блока­дой нерва рога. Обработав рог двукратно раствором йода, ампутируют его проволочной или листовой пилой. При этом голову животного наклоняют в сторону оперируемого рога, чтобы избежать затека крови в лобную пазуху. Для предупреж­дения кровотечения у основания рога накладывают жгут из резиновой трубки. При ослаблении жгута кровоточащие сосуды задалбливают в кости острием скальпеля и на культю наклады­вают повязку с антисептической мазью или эмульсией. У моло­дых животных рог у основания можно отсечь специальными ножницами — секатором.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]