Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

ВВедение

.pdf
Скачиваний:
59
Добавлен:
10.02.2015
Размер:
2.33 Mб
Скачать

71

вила смысла, или значения знака) и употребления. Знаки, входящие в состав языков как средств коммуникации в обществе, называются знаками обще-

ния.

Знаки общения делятся на знаки естественных языков и знаки искус-

ственных знаковых систем — искусственных языков; знаки естественных языков (отдельные слова, грамматически правильно построенные выражения, предложения и др.) состоят как из звуковых знаков, так и из соответствующих этим знаков рукописных, типографских и иных знаков. Неязыковые знаки играют в коммуникации (общении) вспомогательную роль.

В естественных языках общения — национальных языках — более или менее в явной форме существуют лишь правила грамматики, а правила смысла и употребления — в неявной форме. Развитие науки привело к введению в естественные языки специальных графических знаков, используемых для сокращения выражения научных понятий и суждений и способов оперирования с рассматриваемыми в науке объектами (таковы, например, знаки математической, химической и др. символики). Из знаков такого рода строятся искусственные языки, правила которых (во всяком случае, правила синтаксиса и смысла) задаются в явной форме.

Искусственные языки находят преимущественное применение в науке, где они служат не только средством общения (между учёными, научными коллективами и т.п.), но и получения новой информации об исследуемых явлениях. Среди знаков искусственных знаковых систем можно выделить:

-знаки кодовых систем, предназначенных для кодирования обычной речи или для перекодирования уже закодированных сообщений (например, азбука Морзе; коды, применяемые при составлении программ для электронных вычислительных машин);

-знаки для моделирования непрерывных процессов (например, кривые, отображающие непрерывные изменения в ходе каких-либо процессов);

-знаки, из которых строятся формулы, используемые в научных языках,

-наиболее важный вид знаков, применяемых в науке; среди них обычно раз-

72

личают знаки, осмысленность (значение) которых не зависит от др. знаков (т.н. собственные знаки), и знаки несобственные, не имеющие сами по себе значащего характера, а лишь служащие для построения сложных знаков из более простых (например, скобки).

Значение знака. Различают предметное, смысловое и экспрессивное

значение знака:

1)знак обозначает данный предмет (или предметы) — предмет, обозначаемый знаком, называется его предметным значением;

2)смысловое значение (смысл) знака служит для выделения его предметного значения — для задания предмета, обозначаемого знаком (хотя могут быть знаки, имеющие только смысл, но не обозначающие никакого предмета, например выражение «русалка»). С другой стороны, могут быть знаки,

вкоторых смысловое значение сведено к минимуму; таковы собственные имена естественных языков.

Смысловое значение знака - это его свойство представлять, фиксировать определённые стороны, черты, характеристики обозначаемого объекта, определяющие область приложения знака; это то, что понимает человек, воспринимающий или воспроизводящий данный знак. В науке смысловое значение знака принимает форму понятия; при этом в ряде областей (прежде всего в математике) предметы, обозначаемые знаком. (выражениями соответствующего научного языка), представляют собой идеализированные, абстрактные объекты.

3)под экспрессивным значением знака понимаются выражаемые с помощью данного знака (при использовании его в данном контексте и в данной ситуации) чувства и желания человека, употребляющего знак. Естественный устный язык весьма экспрессивен, по в письменном научном языке большинство) выражений (а в формализованных языках — все) лишено экспрессивного значения. С другой стороны, существуют языковые знаки, строго гово-

73

ря, не имеющие никакого другого значения, кроме экспрессивного; таковы, в частности, междометия.

Общие свойства знака.

1. Во-первых, непременно должно быть обозначающее. Что-нибудь доступное зрению или слуху и т.д.: звонок... красный свет... погоны... флаг...

звуки... слова... Т.е. Все знаки обладают материальной, чувственно воспринимаемой «формой», которую иногда называют «означающим», а мы будем называть «экспонентом знака» (от лат. ехроnо 'выставляют напоказ'). Это = план выражения.

Нет обозначающего — нет и знака. У разных народов есть сказки с похожим сюжетом. Злодеи похитили мальчика. А он подобрал около дома цветные камешки и бросал их по пути. Остался знак: здесь его вели похитители. По этим камешкам их и нагнали. А если бы он стал бросать... например, горошины? Птицы бы налетели и склевали горох. Исчезло обозначающее, исчез и знак.

Субстанциональная характеристика плана выражения имеет в виду физическую природу передаваемых сигналов, т. е. сам канал информации. Если отвлечься от возможности существования таких особых способов человеческого общения, которые не связаны с пятью органами чувств (ср. возникший в последнее время интерес к проблеме телепатического общения), можно констатировать, что принципиально возможно разделение знаков на пять типов в зависимости от способа их восприятие при помощи слуха, зрения, осязания (ср. Брайлевский алфавит для слепых), обоняния (типичным знаком этого рода, используемым в человеческом обществе, является запах этилмеркаптана, который употребляется в шахтах в качестве предостерегающего сигнала для шахтеров; ср. семиотическую интерпретацию некоторых других примеров использования запахов), вкуса (возможность использования в человеческом обществе вкусовых сигналов является скорее теоретической, чем практической.

74

Знаки двух наиболее важных для человека типов, слуховые и зрительные, могут быть подвергнуты дальнейшей классификации в зависимости от способа производства знаков.

Так, среди слуховых некоторые исследователи выделяют вокальнослуховые и инструментально-слуховые знаки.

Важнейшее средство человеческого общения — звуковой язык, а также некоторые коммуникативные системы животных (например, система криков у гиббонов или достигающие довольно высокой ступени развития системы звуковых сигналов, связанных с инстинктом продолжения рода у некоторых пород птиц), использующие знаки, производимые при помощи голосового аппарата существа, посылающего сигналы, относятся к системам вокальнослуховых знаков.

Инструментально-слуховые знаки используются, естественно, только в человеческом обществе. Сюда относятся, например, военные сигналы разных народов и эпох производимые при помощи бубнов и труб. Возможность передачи сигналов этого рода на большие расстояния используется в так называемом «языке барабанов» некоторыми племенами Центральной и Западной Африки, Центральной и Южной Америки, Полинезии и Ассама. Чрезвычайно сложным и развитым кодом инструментально-слуховых знаков является музыка.

Среди зрительных, а иногда и среди слуховых знаков выделяют знаки преходящие, т. е. исчезающие сразу же после возникновения, и продолжительные знаки, которые, возникнув, сохраняются определенное время (см., откуда мы заимствуем некоторые примеры).

К преходящим зрительным знакам относятся разного рода жесты и мимика у людей и животных (например, экспрессивное использование движения в танце или жесты, ориентирующие в пространстве, как указание пальцем у человека). Жесты могут образовать систему мимической речи (ср. определенные виды общения глухонемых, с одной стороны, и развитую семиотическую систему танца у пчел — с другой).

75

Продолжительными зрительными знаками являются, например, следы на земле, дорожные указатели, стрелки, а также различные знаки, указывающие на принадлежность к определенной социальной группе (гербы, военные знаки отличия и т. п.). К этой же категории относятся и произведения изобразительного искусства — скульптуры, живописи и графики.

Систему продолжительных оптических знаков образует и письмо, первоначально основанное на изображении обозначаемых предметов, а затем прошедшее длинный путь развития в сторону все большего сближения со звуковым языком.

Многие авторы, однако, склонны считать лишь одну субстанцию выражения (для языка — звуковую) основной, первичной, в то время как другие субстанции (для языка, в частности, графическую) — вторичными, производными, «паразитарными». Иногда говорят о различных разновидностях одного и того же кода, реализованных при помощи различных каналов информации, как о его субкодах, среди которых один, наиболее часто употребляемый, является главным субкодом. Так, различаются пять различных субкодов языка: 1) главный, вокально-слуховой субкод — устный язык; 2) зрительный продолжительный субкод — письмо; 3) зрительный преходящий субкод — мимическая речь глухонемых; 4) тактильный субкод — алфавит Брайля для слепых; 5) инструментально-слуховой субкод — язык бубнов.

2. Во-вторых, знак должен что-то обозначать, т.е. необходимо обозначаемое. Это либо понятие (окружность, холод, совесть, преобладать), либо представление-образ (Снегурочка, растяпа, взъерошиться, пожухлый)..

Нет обозначаемого — нет и знака. На электрической трансформаторной будке рисунок: череп, перекрещённые кости и молнии по бокам. Это означает: «Смертельно опасно! Не подходить!». И бабушки стороной водили своих питомцев, стараясь не подходить близко к будке. Потом трансформатор перенесли в другое место. Будка стала «безработной» и постепенно разрушилась. В конце концов сохранился только поломок стены со страшным рисунком. Но всем понятно, что опасности

76

больше нет; обозначаемое исчезло. И дети играют около этого обломка, некоторые даже взбираются на него - картинка их уже не пугает.

3. Необходима (в-третьих) условная связь между обозначающим и обозначаемым. Не природная, не естественная и неизбежная, как в случае с признаками (туча – предвестник дождя), а та, о которой условились люди. Материальный, чувственно воспринимаемый объект (или материальное «событие» например, звонок будильника) только в том случае является экспонентом какого-то знака, если с этим объектом (или событием) связывается в сознании общающихся та или иная идея, то или иное «означаемое», или, как мы будем говорить, содержание знака.

Нет условной и при этом устойчивой связи между обозначающим и обозначением

– нет знака. Катя написала записку Николаю: «Я тоже по тебе соскучилась. Завтра буду тебя ждать на опушке нашей рощи. Там около дорожки одна береза пожелтела... Вот около неё и встретимся». А уже сентябрь... Проснулся утром Николай, видит

— за сутки жёлтых берёзок стало много, здесь и там. Всё-таки встретил он Катю, но пришлось побегать и поискать: знак оказался неудачным. Желтизна листьев — природное, естественное свойство берёзы осенью. Не по воле людей оно устанавливается, не по воле людей меняется. Итак, нет условной связи между обозначаемым и обозначающим — знак не работает.

Тип отношения между материальной формой знака и обозначаемым им объектом послужил основанием для классификации знаков, предложенной одним из пионеров семиотики американским философом и психологом Ч. С. Пирсом. Пирс выделял три основных типа знаков в зависимости от характера связи с обозначаемыми объектами: 1) знаки-индикаторы, или «индексы», 2) «иконы» и 3) «символы». «Индекс» связан с объектом, на который он «указывает», отношением фактической, естественной смежности, «иконический знак» связан с «изображаемым» объектом отношением естественного сходства и, наконец, «символ» характеризуется отсутствием необходимой естественной связи с обозначаемым объектом. Связь между означающим и означаемым символа основана на произвольной, конвенциональной смежности.

77

Таким образом, структура символов и индексов подразумевает отношение смежности (искусственного характера — в первом случае, естественного

— во втором), в то время как сущность иконических знаков составляет сходство с изображаемым объектом. С другой стороны, индексы представляют собой единственный тип знаков, употребление которых с необходимостью предполагает актуальное соприсутствие соответствующего объекта, и по этому признаку они противопоставлены как символическим, так и иконическим знакам, связь которых с обозначаемым объектом имеет замещающий характер.

Следует иметь в виду, что различие между названными тремя типами знаков не имеет абсолютного характера: в основе деления множества знаков на иконические знаки, индикаторы и символы лежит не наличие или абсолютное отсутствие сходства либо смежности между означающим и означаемым и не чисто естественный, либо чисто конвенциональный характер связи между этими двумя составляющими знака, но лишь преобладание одного из этих факторов над другими. Так, Пирс говорит об «иконических знаках, в которых принцип сходства комбинируется с конвенциональными правилами», отмечает, что «трудно, если не невозможно, привести пример знака, имеющего характер чистого индикатора, равно как найти знак, абсолютно лишенный индикативного качества».

4. Знак всегда соотнесен с другими знаками, т.е. противопостав-

лен другому или другим знакам в рамках данной системы.

Знаки одной системы могут соотноситься по принципу «и»: каждый может употребляться вместо другого. Обозначения а/б и а: б имеют один и тот же смысл: а разделить на б. Однако все знаки системы не могут соотноситься по принципу «и». Ведь если у всех знаков одно и то же обозначаемое (тогда они выступают по принципу «и»), то это всё равно что в данной системе один знак. Но, как мы уже знаем, это невозможно, поэтому в любой системе должны быть знаки, соотносящиеся по принципу «или». Может

78

использоваться лишь один из знаков с разным смыслом. Это проявление ос-

новной функции знаков - различение, противопоставление смыслов.

Нет противопоставления другому знаку - нет знака. Немецкие фашисты во время оккупации Дании заставили всех евреев носить на рукаве повязку с шестиугольной звездой. Стало ясно, что, как и в других странах, они готовят уничтожение евреев. Тогда король Дании и вся королевская семья надели такие нарукавные повязки. А завтра — их надел весь народ. Повязка перестала быть знаком: исчезло отличие, противопоставление другому знаку — отсутствию повязки. По этой повязке фашисты уже не могли отличать свои жертвы, она различала теперь только гитлеровцев и граждан Дании.

Противопоставленность ярко проявляется в случае так называемого «нулевого» экспонента, когда материальное, чувственно воспринимаемое отсутствие чего-либо служит экспонентом знака.

Знак в одиночку не существует. Верно ли это? На кнопке лифта горит огонёк, значит, он занят. А противоположное (лифт не занят, его можно вызвать) вроде бы никак не обозначается. Не горит огонёк, и всё. Получается, что нет знака? Но ведь отсутствие огонька значимо, оно само по себе уже знак. Следовательно, может быть такая система знаков: у одного обозначающее - какой-нибудь зрительный или звуковой сигнал, а у другого, противоположного, обозначающее - отсутствие такого сигнала. Называется это нулевым знаком. Значимое отсутствие знака тоже знак. И таких нулевых знаков множество.

На маяке перед штормом вывешивают флаг или воздушные шары. А если шторма не ожидается? Нет штормового сигнала. Это значит: «Пока всё спокойно. Плывите без страха». Отсутствие знака - знак

На дверях магазина плакатик: «Обед». А потом его сняли. И покупатели повалили в магазин: отсутствие этого плакатика означает, что обеденный перерыв кончился. Нулевой знак.

Нет светофора у поворота - тоже нулевой знак опасностей здесь немного. Получается, что у нулевых знаков нет обозначающих? Нет, это не так Подошёл к лифту, вижу - огонёк не горит. Значит, свободен... Задумали пока-

таться на катере по морю, взглянули на маяк - штормовых сигналов нет. Значит, можно отправляться в плавание... Сижу в кресле, читаю, к двери (открывать её) не бегу. Я же слышу: никто не звонит...

79

Вижу, взглянули, слышу... Значит, есть обозначающее у нулевых знаков: то, что можноувидеть и услышать; противоположное другому знаку.

И в языке много нулевых показателей. Иди! Пиши! Перепрыгни! Проглоти! Повелительное наклонение; оно обозначено окончанием -и. Отрежь! Поставь! Не плачь! Ляг! Встань! Окончания никакого нет. Верно ли? Неверно: повелительное наклонение обозначено нулевым окончанием.

Он был мастер рассказывать. Он станет мастером живописи. Он на-

стоящий мастер. Три предложения отличаются временем сказуемого. Прошедшее и будущее обозначены глаголами-связками был, станет. Настоящее время распознаётся по отсутствию глагола, т. е. по нулевой связке.

Бывают и нулевые суффиксы, например у существительных со значением отвлечённого действия (отлёт, пробег, разрез) или отвлечённого признака (муть,

синь, гладь).

Не всякое отсутствие — знак. Зимой люди выходят на улицу в шубе. А летом из дома выскакивают в комнатной одежде. Нужно ли считать, что летом у них «нулевая шуба»? Ни в коем случае. Просто они без зимней одежды и ничего не хотят этим обозначить. Это естественная связь между погодой и общепринятой одеждой.

Милиционер, чтобы выследить преступника, переоделся в штатское платье. Военная форма, милицейская, спортивная - всё это знаки; а этот сыщик как раз такого знака, такой узнаваемости хотел избежать. Можно сказать, что он избрал нулевой знак? Нет, нельзя. Он захотел слиться с людьми, чья одежда не имеет явного знакового характера, чтобы его не отличили от тех, кто не служит в милиции. Знак не может преследовать цель: «Пусть меня не замечают». Он ведь для того и существует, чтобы его заметили, даже если он нулевой.

5По отношению к реальным вещам знак не мотивирован свойствами этих вещей, но мотивирован создавшей его системой. Так световые знаки светофора не мотивированы устройством автомобиля, но мотивированы системой цветовой гаммы. Так в сознании людей зеленый цвет ассоциируется с жизнью, красный – цвет крови – со смертью, желтый цвет – привлекает внимание как любые объекты светлого цвета (лицо на портрете, светлый шарфик на шее…);

6Звуковая сторона знака по отношению к смысловой не мотивирована

еесмысловой стороны, свойствами, но мотивирована звуковой системой.

80

Неслучайно во многих языках слово «мама» (лат. mater, фр. mere, нем. muter, англ. mother), ведь наиболее привычной артикуляцией ребенка являются сомкнутые губы, как при сосании материнской груди.

Свойства знаков языка.

Ф. Де Соссюра в работе «Курс общей лингвистики» пишет1: «Языковой знак связывает не вещь и ее название, а понятие и акустический образ. Этот последний является не материальным звучанием, вещью чисто физической, а психическим отпечатком звучания, представлением, получаемым нами о нем посредством наших органов чувств...».

По убеждению Соссюра, языковой знак – сущность психическая и в целом, и в составляющих его сторонах: обозначаемое – это понятие, обозначающее – акустический образ. Ф. Де Соссюра в работе «Курс общей лин-

гвистики» пишет2: «Языковой знак есть двусторонняя психическая сущность...».

Обратим и мы внимание на природу знака и его двусторонности: обе его стороны, и понятие, и акустический образ, в понимании Соссюра, равно психичны.

Рассмотрим эти позиции с материалистического понимания языка – практического, действительного сознания. Языковой знак – реален и объективен (как, впрочем, и любой иной знак); он представляет собою феномен материально-идеальный, а не психический: его значение – идеально, его объективная, доступная восприятию посредством органов чувств форма – материальна

Вслед за Соссюром современное языкознание нередко видит в языковом знаке два «первостепенного значение свойства».2

1. Связь, соединяющая означающее с означаемым произвольна.

1Соссюр ф. Курс общей лингвистики -Труды по языкознанию. М.:1977.С.99.

2Соссюр ф. Курс общей лингвистики -Труды по языкознанию. М.:1977.С.99.

2 Соссюр Ф. Курс общей лингвистики. - Труды по языкознанию. М., 1977 С.100-103