Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экзамен зачет учебный год 2023 / ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБВ ЕВРОПЕЙСКОМ СУДЕ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
20.12.2022
Размер:
1.05 Mб
Скачать

Компетенция европейского суда

Компетенция Европейского суда определяется Конвенцией. Обратиться в Суд с жалобой может лицо, которое утверждает, что явилось жертвой нарушения одним из государств - участников Конвенции прав, гарантируемых Конвенцией или Протоколами к ней (ст. 34 Конвенции). Иными словами, предметом жалобы могут быть только те права, которые прямо закреплены в Конвенции или Протоколах к ней, обычно кратко их называют "конвенционные права". Согласно п. 1 Пояснительной записки к конвенционным правам отнесены права, изложенные в тексте самой Конвенции, а также в Протоколах N 1, 4, 6, 7, 12 и 13 (см. Приложение 4).

Перечень прав, гарантируемых Конвенцией и Протоколами к ней (конвенционных прав), достаточно широк, причем эти права допустимо разбить на три группы.

В первую группу входят права, которые защищают личность, - личные права:

- право на жизнь (ст. 2 Конвенции);

- запрещение смертной казни (ст. 1 Протокола N 6 к Конвенции, ст. 1 Протокола N 13 к Конвенции);

- запрещение пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращение или наказание человека (ст. 3 Конвенции);

- запрещение рабства и принудительного труда (ст. 4 Конвенции);

- право на уважение частной жизни (на уважение личной и семейной жизни, на неприкосновенность жилища, на неприкосновенность его корреспонденции - ст. 8 Конвенции);

- право на имущество <1> (ст. 1 Протокола N 1 к Конвенции);

--------------------------------

<1> Подробнее об этом см.: Рожкова М.А. Понятие "имущество" в правоположениях Европейского суда по правам человека // Объекты гражданского оборота: Сб. статей / Отв. ред. М.А. Рожкова. М.: Статут, 2007. С. 95 - 112.

- право на свободу передвижения (ст. 2 Протокола N 4 к Конвенции);

- право на вступление в брак и создание семьи, равенство супругов (ст. 12 Конвенции);

- право на образование (ст. 2 Протокола N 1 к Конвенции);

- право на свободу мысли, совести и религии (ст. 9 Конвенции).

Во вторую группу входят социально-политические права:

- право на свободу слова, свободу выражения мнения и информации (ст. 10 Конвенции);

- право на свободу собраний и объединений в общественные организации, право на создание профсоюзов (ст. 11 Конвенции);

- право на свободные выборы (ст. 3 Протокола N 1 к Конвенции);

- запрещение высылки граждан из своей страны (ст. 3 Протокола N 4 к Конвенции);

- запрещение массовой высылки иностранцев (ст. 4 Протокола N 4 к Конвенции);

- запрещение дискриминации в пользовании правами (ст. 14 Конвенции, ст. 1 Протокола N 12 к Конвенции);

- запрещение злоупотребления правами (ст. 17 Конвенции);

- права иностранцев (ст. 16 Конвенции, ст. ст. 2 - 4 Протокола N 4 к Конвенции, ст. 1 Протокола N 7 к Конвенции).

Третью группу составляют судебно-процедурные права:

- право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 5 Конвенции);

- право на справедливое судебное разбирательство (ст. 6 Конвенции, ст. ст. 2 - 4 Протокола N 7 к Конвенции);

- наказание исключительно на основании закона (ст. 7 Конвенции);

- запрещение лишения свободы за долги (ст. 1 Протокола N 4 к Конвенции);

- запрещение применения обратной силы при уголовном преследовании (ст. 7 Конвенции);

- право на эффективные средства правовой защиты (ст. 13 Конвенции);

- право на обжалование приговоров по уголовным делам во второй инстанции, право не быть судимым или наказанным дважды (ст. ст. 2, 4 Протокола N 7 к Конвенции);

- право на компенсацию в случае судебной ошибки (ст. 3 Протокола N 7 к Конвенции).

Важно подчеркнуть, что многие из названных конвенционных прав распространяются не только на физических, но и на юридических лиц. Последние в соответствии с положениями Конвенции обладают, в частности, следующими правами:

- право на справедливое судебное разбирательство (ст. 6 Конвенции, ст. ст. 2 - 4 Протокола N 7 к Конвенции);

- право на имущество (ст. 1 Протокола N 1 к Конвенции);

- наказание исключительно на основании закона (ст. 7 Конвенции);

- право на эффективные средства правовой защиты (ст. 13 Конвенции);

- право на компенсацию в случае судебной ошибки (ст. 3 Протокола N 7 к Конвенции);

- запрещение дискриминации в пользовании правами (ст. 14 Конвенции, ст. 1 Протокола N 12 к Конвенции);

- право на свободу слова, свободу выражения мнения и информации (ст. 10 Конвенции).

Несмотря на значительный перечень гарантируемых Конвенцией и Протоколами к ней прав, в них, безусловно, названы не все права. В п. 4 Дополнения к Пояснительной записке по этому поводу специально отмечено: "Конвенция не гарантирует как таковых социально-экономических прав, в том числе права на труд, на получение жилья, или каких-либо социальных благ. Конвенция также не гарантирует права на поддержание определенного уровня жизни, в том числе на выплату пенсий или пособий определенного размера". Ни в Конвенции, ни в Протоколах к ней не закреплено, в частности, право на политическое убежище. Конвенция не гарантирует иностранцу права прибывать в конкретную страну или проживать в ней по его выбору, получать гражданство этой страны или не быть высланным из нее (см., например, дело "Бултиф против Швейцарии" (Boultif v. Switzerland) <1>). В Конвенции и Протоколах к ней не упоминаются такие социальные и экономические права, как право на трудоустройство <2> или социальное обеспечение <3>, а также право на дипломатическую защиту, право на занятие должности или на пребывание в должности на государственной службе или право на свободу выбора профессии <4>, право на повторное разбирательство дела, по которому уже объявлено окончательное решение.

--------------------------------

<1> Judgment of the European Court of 2 August 2001 on the merits of the application N 54273/00 Boultif v. Switzerland.

<2> См., например, дело "Сармина и Сармин против России" (Sarmina and Sarmin v. Russia) (Decision of the European Court of 22 November 2005 as to the admissibility of application N 58830/00 Sarmina and Sarmin v. Russia), дело "Панченко против Латвии" (Pancenko v. Latvia) (Decision of the European Court of 28 October 1999 as to the admissibility of application N 40772/98 Pancenko v. Latvia).

<3> Например, в деле "Пархомов против России" заявитель жаловался на небольшой размер социальных выплат, присужденных ему национальным судом. Европейский суд указал, что по общему правилу он не может подменять собой национальные власти по вопросу установления или пересмотра размера финансовых выплат согласно программам социальной помощи населению (Judgment of the European Court of 20 October 2005 on the merits of the application N 19589/02 Parkhomov v. Russia, § 37. См. также: Judgment of the European Court of 22 September 2005 on the merits of the application N 40642/02 Denisenkov v. Russia, § 58).

<4> См., например, дело "Тлимменос против Греции" (Thlimmenos v. Greece) (Judgment of the Grand Chamber of the European Court of 6 April 2000 on the merits of the application N 34369/97 Thlimmenos v. Greece).

Таким образом, Конвенция и Протоколы к ней не гарантируют некоторые из прав, известных отечественному конституционному законодательству. В частности, гл. 2 "Права и свободы человека и гражданина" Конституции РФ, охватывая все те права человека, о которых говорит Конвенция, также называет и некоторые другие: например, право на труд, право на социальное обеспечение и пр. Эти права не упоминаются в Конвенции о защите прав человека и основных свобод, хотя они закреплены в другой Конвенции Совета Европы - Европейской социальной хартии.

Вместе с тем компетенция Европейского суда основана исключительно на Конвенции о защите прав человека и основных свобод, поэтому юрисдикция Суда распространяется на жалобы, в которых указывается на нарушение прав, установленных исключительно этой Конвенцией или Протоколами к ней, но не Европейской социальной хартией или иными конвенциями. Вследствие этого суд правомочен принимать к рассмотрению лишь жалобы на предполагаемые нарушения прав и свобод, гарантированных только Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, и не компетентен рассматривать жалобы на нарушение положений, например, конституции государства или иных международных договоров помимо названной Конвенции и Протоколов к ней.

В то же время надо иметь в виду, что Европейский суд является единственным органом, который уполномочен официально толковать и разъяснять весьма краткие формулировки положений Конвенции и Протоколов к ней. Поэтому несмотря на то, что Конвенция и Протоколы к ней прямо не защищают, в частности, трудовые и социальные права граждан государств - участников Конвенции, во многих случаях эти права могут быть защищены Судом. Так, жалоба на неисполнение судебного решения о взыскании с работодателя в пользу гражданина заработной платы либо решения о присуждении заявителю социальных выплат является жалобой на нарушение конвенционных прав, поскольку в таких случаях предполагается нарушение права заявителя на имущество (ст. 1 Протокола N 1 к Конвенции) и права на справедливое судебное разбирательство (ст. 6 Конвенции). Например, если право на пенсию или иную социальную выплату подтверждено вступившим в силу решением суда или имеет достаточные основания в национальном законодательстве, то оно может подпадать под защиту ст. 1 Протокола N 1 к Конвенции в качестве "правомерного ожидания" (см., например, дело "Кутепов и Аникеенко против России" (Kutepov and Anikeyenko v. Russia) <1>).

--------------------------------

<1> Judgment of the European Court of 25 October 2005 on the merits of the application N 68029/01 Kutepov and Anikeyenko v. Russia, § 41 - 45. См. также: Judgment of the European Court of 18 November 2004 on the merits of the application N 69529/01 Pravednaya v. Russia, § 38.

Реализуя предоставленные ему возможности, Суд тем самым расширяет границы действия Конвенции и наполняет ее положения новым содержанием. В связи с этим можно говорить о том, что Конвенция находится в постоянном развитии, которое напрямую зависит от появления новых постановлений Европейского суда, поэтому иногда говорят, что Конвенция - это то, что о ней говорится в актах Суда.

Данное обстоятельство отмечает и сам Европейский суд, подчеркивая при этом следующее: "Конвенция изменяется главным образом благодаря толкованию ее положений судом. Практика Суда превратила Конвенцию в действующий механизм; так, она расширила гарантируемые Конвенцией права и позволила их применение в ситуациях, которые не были предусмотрены во время принятия Конвенции. Конвенция также изменяется посредством протоколов, которые дополняют ее новыми правами, как, например, в случае со вступлением в силу в июле 2003 года Протокола N 13 об отмене смертной казни при любых обстоятельствах или с вступлением в силу в апреле 2005 года Протокола N 12 о запрещении дискриминации" <1>.

--------------------------------

<1> Европейский суд по правам человека: 50 вопросов о работе ЕСПЧ. С. 3.

Здесь же нужно специально подчеркнуть значение протоколов, принятых в дополнение к Конвенции. На сегодняшний день их принято 14, но только в Протоколах N 1, 4, 6, 7, 12 и 13 дополнительно закреплены права, которые не упоминаются в тексте самой Конвенции, поскольку необходимость их защиты была признана уже после принятия Конвенции. Остальные протоколы носят редакционный характер по отношению к Конвенции и касаются лишь каких-либо процедурных вопросов. Нормы ратифицированных государством-ответчиком протоколов по своей юридической силе приравнены для него к нормам Конвенции.

В жалобе, поданной против России, заявитель вправе ссылаться на нарушения прав, закрепленных в Конвенции, а также в Протоколах к ней N 1, 4 и 7, - эти Протоколы Россией ратифицированы. Но жалобы против России нельзя основывать на Протоколе N 12 <1> (о защите от дискриминации), а также на положениях Протоколов N 6 <2> (об отмене смертной казни) и N 13 <3> (об отмене смертной казни при любых обстоятельствах), поскольку Протоколы N 6, 12 и 13 не были ратифицированы Россией. Например, в деле "Артемов против России" (Artyomov v. Russia) <4> заявитель основывал свою жалобу на Протоколе N 12 к Конвенции, но Европейский суд отметил, что Россия не ратифицировала этот Протокол и поэтому не связана его нормами.

--------------------------------

<1> Протокол N 12 к Конвенции подписан Россией, но не ратифицирован. Данный Протокол вступил в силу 1 апреля 2005 г. Из стран СНГ его ратифицировали Армения, Грузия и Украина.

<2> Протокол N 6 к Конвенции "Относительно отмены смертной казни" ратифицирован всеми государствами-участниками, кроме России. Он был подписан Россией 16 апреля 1997 г. (см. распоряжение Президента РФ от 27 февраля 1997 г. N 53-рп), однако до сих пор не ратифицирован.

<3> Россия до настоящего времени не подписала и не ратифицировала Протокол N 13 к Конвенции.

<4> Decision of the European Court of 7 December 2006 as to the admissibility of application N 17582/05 Artyomov v. Russia.