Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экзамен зачет учебный год 2023 / Статья В принципе нельзя, но можно!__ Конституционный Суд Р.rtf
Скачиваний:
2
Добавлен:
20.12.2022
Размер:
1.02 Mб
Скачать

3. Екпч и часть первая статьи 17 Конституции рф

В соответствии со статьей 79 Конституции России пределом участия на основе международных договоров Российской Федерации в межгосударственных объединениях и передачи им государственных полномочий являются возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина и противоречие Конституции РФ. Сначала рассмотрим вопрос ограничения прав человека. С одной стороны, внимательный анализ показывает, что смысл данного регулирования является довольно туманным. Ведь законодатель Российской Федерации вправе ограничивать права и свободы человека, если он при этом соблюдает статью 55 (ч. ч. 2 и 3). Если при ограничении прав и свобод законодатель соблюдает перечень разрешаемых целей ограничений, принцип соразмерности и если он не переступает порог умаления или отмены прав и свобод, предусмотренный частью 2 статьи 55, то, конечно, он может ограничить права и свободы и даже должен это делать для защиты общего блага и прав и свобод других лиц. Но, если это так, законодатель может ограничить права и свободы в том числе путем ратификации международного договора, если опять-таки имеются для этого конституционные предпосылки (указанные положения статьи 55). Итак, статью 79 нужно понимать в единстве со статьей 55 Конституции РФ, то есть возможность ограничения права и его мера распространяется также и на международные договоры.

Это простое сравнение осложняется частью первой статьи 17, осложняется самим содержанием статьи и еще больше практикой Конституционного Суда, выработанной к этой статье. Любопытно, между прочим, что в рассматриваемом Постановлении Конституционный Суд РФ почти полностью пренебрегает статьей 17: часть первая данной статьи упоминается всего один раз! Между тем данное положение устанавливает, что основные права признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с российской Конституцией. Статья 17 исходит из того, что между основными конституционными правами и нормами и принципами международного права не может и не должно быть противоречий. Она должна истолковываться гармонизирующим образом, то есть так, чтобы обеспечивать идентичный уровень защиты основных прав и свобод. На первый взгляд проблем с толкованием статьи 17 не должно возникать. ЕКПЧ является международно-правовым договором, а не общепризнанным принципом или общепризнанной нормой международного права, так что вроде бы Конвенция не обязывает к гармонизирующему толкованию. Но это неправильно, если принять во внимание судебную практику самого Конституционного Суда РФ, а также практику других конституционных судов и преобладающее мнение в правовой науке и, в конце концов, здравый юридический смысл (если такой существует).

Конституционный Суд РФ, по существу, уже давно согласился, что ЕКПЧ и Всеобщая декларация прав человека переросли в общепризнанные принципы и нормы международного права. Соответственно, положения статьи 17 (ч. 1) должны применяться и к ЕКПЧ <6>. Такое же мнение поддерживают и другие конституционные суды, а также многие правоведы (при этом, конечно, имея в виду не статью 17, а правовую классификацию ЕКПЧ с точки зрения догматики международного права) <7>. В конце концов такой интерпретации требует здравый юридический смысл. Ведь общепризнанные принципы и нормы международного права очень редко защищают только основные права и свободы <8>. Иными словами, если буквально и узко толковать часть первую статьи 17, то отсылка к общепризнанным принципам и нормам международного права оказывается пустой.

--------------------------------

<6> См., например, основополагающее постановление, из которого такая переинтерпретация становится ясной: Постановление Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2007 года N 2-П // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 7. Ст. 932. Пункты 2.1 и 2.2. См. также: Das in der Rechtsprechung des Russischen Verfassungsgerichts. Berlin: Berliner Wissenschafts-Verlag GmbH, 2005. S. 322.

<7> См.: Pfeffer R. Das von und Landesrecht. : Mohr Siebeck, 2009. S. 197 - 198, со ссылками на все мнения и их представителей по этой теме.

<8> К правам человека, которые считаются общепризнанными принципами и нормами международного права, относятся, например, запрет рабства, право на жизнь и право на безопасность, но в принципе даже такое качество этих прав является предметом спора, см.: Pfeffer R. Op. cit. S. 197, fn. 203.

Таким образом, часть первая статьи 17 Конституции РФ, которая интегрирует ЕКПЧ в российскую Конституцию, "замораживает" первый предел или ограничение передачи государственных полномочий на основании статьи 79 Конституции РФ. Это, однако, еще не решает проблему обязательности решений ЕСПЧ, которую мы рассмотрим чуть ниже.