Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИГПЗС учебный год 2023 / Экспресс вопросы 2019_2020docx.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
15.12.2022
Размер:
71.99 Кб
Скачать
    1. Право владения по Германскому гражданскому уложению 1900 года.

Понятие «владение» в ГГУ 1900 г. имеет два корня: с одной стороны, воспринятое из римского права и обработанное пандектистами possession, с другой — средневековый немецкий правовой институт Gewere. Если в первом проекте было очевиднее влияние первого, то в окончательной редакции проявились элементы и первого, и второго, а также новые разработки, которые можно целиком отнести к достижениям кодификаторов. Определения владения в кодексе нет, так же как и других сложных институтов, однако проанализировав все статьи, касающиеся владения, можно получить достаточно полное представление о конструкции этого института. Ключевым моментом понятия «владение» является соотношение элемента воли с элементом факта (сочетание воли и волеизъявления с фактом обладания вещью), и основное условие приобретения владения — «достижение фактической власти над вещью» — включает в себя оба этих элемента. На момент начала работы комиссии учение о владении еще не было достаточно сформировано, в германской цивилистике не было одной господствующей теории, хотя большое значение имели трактовки владения в трудах таких правоведов, как Ф. К. Савиньи, Р. Иеринг,В. Брунс и др. Это очевидно при анализе первого проекта ГГУ и критики на него. Однако, несмотря на все недостатки, уже в первом проекте были намечены основные направления дальнейшей работы. Например, наделение держателя владельческой защитой стало первым шагом к опосредованному владению. Благодаря разработке опосредованного владения, германская цивилистика решила главную проблему любого учения о владении — предоставление защиты не только собственникам, но и держателям вещи.

Вла­дение регулируется БГБ достаточно подробно. Нормы Кодекса, регулирующие владение открывают третью книгу Кодекса, что демонст­рирует значение, придаваемое этому институту германским законодателем.

Характеризуя германское владение, нужно подчеркнуть оригинальность его юридической конструкции. БГБ отбро­сил римскую "волевую" конструкцию владения и провоз­гласил, что владение вещью приобретается достижением действительного господства над ней (§ 854). Устранив в ка­честве квалифицирующего волевой элемент, Кодекс тем са­мым резко расширил сферу института владения. Владель­цами признаны некоторые категории недееспособных лиц (дети) и лица, обладающие вещью по договору (арендаторы, хранители). Признав владельцем помимо хозяина вещи арен­датора, хранителя и других лиц, обладающих вещью на ос­нове обязательственных отношений, законодатель создал две категории владения - "непосредственного" и "посредствен­ного". Обе категории владельцев получили по БГБ само­стоятельную юридическую защиту. Таким образом, власть защищаемого владения и интенсивность его охраны резко расширены германским ГК. И сделано это было, несомненно, в интересах определенных группировок германской бур­жуазии, сельской и городской, выступавшей в гражданском обороте чаще всего в статусе арендаторов земли, нанимате­лей строений и т. п.