Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебный год 22-23 / Белов В. А. Занимательная цивилистика- Очерки по небольшим, но н (1).doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
15.12.2022
Размер:
1.08 Mб
Скачать

1.5. Космическая свадьба (о возможности заключения брака между отсутствующими)

В августе 2003 г. мир облетело сообщение о «первом и, ско­рее всего, последнем в истории космическом бракосочетании».

По сообщению «Газеты.ru» от 14 августа 2003 г. «коман­дир экипажа МКС Юрий Маленченко женился на русской американке Екатерине Дмитриевой, находясь в 400 км от нее. ... Торжественная церемония была проведена в режи­ме телемоста между МКС, где находился жених, и Центром управления полетами имени Джонсона в Хьюстоне. Туда приехала невеста в свадебном платье цвета слоновой кости в сопровождении друзей и родственников. Она встречала го­стей и позировала репортерам рядом с картонным двойни­ком Маленченко. Сам космонавт, которого участники цере­монии могли видеть лишь на экране, в честь свадьбы надел галстук-бабочку на голубой комбинезон. В качестве шафера выступил его коллега, американец Эдвард Лу, также нахо­дящийся на МКС. Для молодых он исполнил на синтезаторе марш Мендельсона. Провести свадьбу в отсутствии жениха Маленченко и Дмитриевой позволили законы штата Техас, по которым сказать «да» и поставить подпись на официаль­ных бумагах разрешается его доверенному лицу. За космо­навта, который в момент бракосочетания был в 400 км от Земли, расписался общий друг молодоженов».

Как видим, на поверку все оказалось гораздо более при­земленным, чем это можно было предположить по заголовкам сообщений. Несмотря на свое наименование «космическим» регистрация брака происходила, все-таки, не в космосе, а на земле, в г. Хьюстоне (хотя и не в ЗАГСе, а в ЦУП), т.е. на территории штата Техас Соединенных Штатов Америки. Дей­ствительно, законодательство этого штата позволяет (в отли­чии от законодательства подавляющего большинства других государств) зарегистрировать брак между лицами, одно, и да­же оба из которых отсутствуют в момент регистрации брака в месте его регистрации. Но в этом случае возникает вопрос: а на каком основании к акту регистрации применяются именно законы штата Техас? Тем более, если отсутствующий молодо­жен находится вовсе не на земле, а в космическом простран­стве26, да еще, к тому же, и является иностранным (по отно­шению к стране-месту регистрации брака), гражданином27?

Нужно уяснить, что в данном контексте означает слово «отсутствующий». Очевидно, имеется в виду такое отсут ствие, вследствие которого органы, осуществляющие реги­страцию брака (будем называть их «по-нашему» —органами ЗАГС), лишены возможности непосредственно воспринимать акты изъявления воли данного лица. Но как же в таком слу­чае органы ЗАГС смогут установить, действительно ли от­сутствующий желает вступить в брак? Отсутствие его непо­средственного волеизъявления по этому вопросу должно быть чем-то восполнено. Во всех странах, допускающих заключе­ние браков между отсутствующими, отсутствие волеизъявле­ния вступающего в брак восполняется волеизъявлением его полномочного представителя — именно он расписывается в книге государственной регистрации актов гражданского со­стояния.

Уже по этому, весьма схематическому описанию, молено заключить, что пресловутая космическая свадьба никак не подпадает под процедуру заключения брака с отсутствую­щим лицом: средства телевизионной и радиосвязи позволя­ли сотрудникам, осуществляющим регистрацию заключения брака, наблюдать и воспринимать волеизъявление о вступ­лении в брак непосредственно в тот момент, когда оно произ­водилось28. Сама же ситуация в данном случае была такова, что возможность подмены будущего супруга практически ис­ключалась29. Расписавшийся же за Ю. Маленченко «общий друг молодоженов» в данном случае более напоминает руко­прикладчика, а не на представителя. Больше того: такой брак вполне мог бы быть заключен не только по законам Техаса, но и любого вообще государства, в том числе и Российской Фе­дерации, ибо использовавшиеся в данной ситуации средства связи, с одной стороны, с несомненностью позволяли устано­вить личность субъекта, вступающего в брак, а с другой — непосредственно воспринимать его волеизъявление по этому вопросу. Единственный момент, в котором российское законо­дательство предъявило бы более строгие требования, связан с участием рукоприкладчика30 (см. об этом п. 3 ст. 161 ГК). Таким образом — перед нами классический брак между гражданином РФ и иностранным гражданином, заключенный за пределами территории России и с несомненным соблюдени­ем законодательства государства, на территории которого он заключен. Такой брак, согласно п. 1 ст. 158 Семейного кодек­са РФ, признается действительным в РФ, если отсутствуют предусмотренные ст. 14 Кодекса обстоятельства, препятству­ющие заключению брака31. Ничего «космического».

Соседние файлы в папке Учебный год 22-23