Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Аксиологическая идентификация личности

..pdf
Скачиваний:
1
Добавлен:
15.11.2022
Размер:
672.09 Кб
Скачать

Глава 2 АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

ВРАКУРСЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПАРАДИГМ

§2.1. Аксиологическая идентификация

вдоиндустриальном обществе

Вэпоху Античности вопрос аксиологической идентификации личности был включен в структуру вопроса о бытии, как абсолютной ценности для человека. На закате Античности и в средневековой Европе формируется представление о человеке как индивидуальном носителе сверхприродного – аксиологического и социального. Возникает понятийное различие между терминами «человек» и «личность», «реальность» и «ценность». Решается вопрос, как возможна ценность в границах структуры социального бытия.

Формой реализации человеком самого себя, своей разумности является созерцание своей человеческой сущности, которая непременно должна в течение жизни данного человека, осуществляя свободно его волю, наполниться определенным им же самим содержанием, то есть ценностью, духовностью. В этой аксиологической сфере земного бытия происходит процесс идентификации (отождествления, тождества, объединения) конкретной личности.

Доиндустриальная парадигма проходит через огромный временной период. Общим признаком, который объединяет исторические этапы развития доиндустриального периода, является ручной способ производства и определенная форма человеческого сознания. Необходимо определить степень наполненности

51

Стр. 51

ЭБ ПНИПУ (elib.pstu.ru)

содержания понятия аксиологической идентификации личности

в доиндустриальном обществе. Миф – вот тот базовый феномен

спомощью которого человек с древних времен создавал, отождествлял и моделировал самого себя. Мифологическое сознание возникает в период собирательства и рыболовства. Наши предки, одушевляя окружающие их вещи (анимация и фетишизация), поклонялись этим предметам, наделяя их волшебной, чудодейственной силой. Древний человек не мог существовать без вертикального измерения и поэтому хоть перед бамбуковой палкой, но преклонялся. Предметы и даже животные, наделенные человеком сверхъестественной силой, в мифологическом сознании древних людей, становились неким продолжением человеческого тела, усилением, как считает французский психолог Леви-Брюль, возможностей самого человека. Феномен аксиологической идентификации личности и мифилогического сознания древнего человека в первобытном обществе был достаточно подробно исследован этим ученым.

Исследуя первобытное мышление, он писал о функционировании закона «партиципации» в условиях жизнедеятельности первобытных людей. Леви-Брюль, идеалистически трактуя коллективные представления таких людей, размышляет о «пралогическом» мышлении первобытных людей и говорит о том, что мифологическое мышление древних людей в процессе их жизни не переходит на уровень логического мышления. Это мышление представляет собой некую слитность реального и нереального и назван законом «партиципации». Союзы пер-

вобытных людей, пишет Леви-Брюль, «не имеют нужды в этом опыте (то есть практическом) для того, чтобы удостовериться в мистических свойствах существ и предметов: по той же причине они с полным безразличием относятся к противопоказаниям опыта. Дело в том, что опыт, ограниченный тем, что является устойчивым, осязаемым, видимым, уловимым в физической реальности, упускает как раз то, что яв-

52

Стр. 52

ЭБ ПНИПУ (elib.pstu.ru)

ляется наиболее важным для первобытного человека, а именно таинственные силы духа»1.

Э. Дюркгейм утверждал первичность коллективного сознания и обозначал феномен идентификации человека со своим родом как «механическую солидарность» для функционирования данной общности, ее бытия и сохранения перед лицом внешнего уничтожения другим сообществом.

Процесс отождествления первобытным человеком самого себя своему племени во время выполнения ритуала, являясь эмоционально-психологическим и аксиологическим процессом, имеет важный момент: все члены такой общности имитативно уподобляются в ритуале, являются равными, тождественными определенной важной для них ценности. Именно в это время происходит процесс аксиологической идентификации, который можно назвать «ситуация, предполагающая переживание идентификации своего “Я” со своим родом». Эта ситуация повторяется достаточно часто у древней организации людей и носит, как и любое коллективное сознание, религиозный характер (например, тотем, магия, табу и ритуалы).

При прохождении обряда посвящения (инициации), дающего пропуск повзрослевшему юноше в общество зрелых мужчин, ему необходимо было приобрести определенные знания и соответствующие качества, доказывающие соответствие «взрослости». Ощущение себя полноправным членом племени сопровождалось процессом некого перевоплощения, «приобретением силы свыше» или сосуществования и вхождения в контакт с духами, покровительствующими данному племени. Для древних людей ценностями считались утилитарно-прагматические вещи: богатая добыча, удачная охота, хороший урожай.

Любой объект мира, жизненный опыт, мысли и чувства, определенный образ поведения отпечатывались в глубинах человеческой души. Отождествление первобытного человека со

1 Леви-Брюль Л. Первобытное мышление // Хрестоматия по истории психологии. М., 1980. С. 242.

53

Стр. 53

ЭБ ПНИПУ (elib.pstu.ru)

своим родом возводило человека к определенным ценностным предпочтениям в попытке различить пользу и вред, правду и ложь, добро и зло.

В эпоху Античности возникает одна из первых попыток объяснить рождение, появление ценностного отношения человека к окружающему миру и самому себе. Таким, например, неким духом, внушающим мысли и представления, воздействующим на человека извне, был сократовский даймон.

Даймон – это посредник между богами и человеком, который не облечен в земное тело. Даймоны, считалось, обитают в каждой из стихий и творят мир, от них исходят предсказания и сны, которые доступны лишь избранным, кто их понимает. Пиндар упоминает о «демоне рождения» и говорит о борьбе в человеке двух демонов – доброго и злого.

Вспомним опыт древней Спарты: все подчинено главной ценности в понимании спартанцев – воспитанию воина и героя. Крепкая дисциплина, закалка, грубая пища, простота культовых гимнов, суровость нравов, никакой роскоши – все это имело свое предназначение. «Греки становились греками, входя в топос “Илиады”…»1. Античная философия является истоком современной философии, это некая целостность, в которой можно выделить различные важные и необходимые компоненты для понимания аксиологической идентификации личности. Понимание человека как микрокосма, как меры всех вещей предполагало шкалу ценностей античного миросозерцания в построении общей модели человека.

Аксиологическое мышление классического античного философствования было уже подготовлено натурфилософами и софистами, которые уделяли внимание аксиологии, диалектике и риторике. Именно в это время ставится проблема соотношения сущности как отличия от всего сущего и природы как естественной порожденности, родстве со всем сущим. На теоретиче-

1 Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. М.: Агаф, 1997.

С. 151.

54

Стр. 54

ЭБ ПНИПУ (elib.pstu.ru)

ском уровне именно античная теология, философия подготовила материал для прояснения сущности, философского смысла и генезиса понятия «аксиологическая идентификация» как некого феномена. Именно в Античности абсолютными ценностями, не выводимыми и не сводимыми друг к другу, являлись ценности как таковые. Абсолютными считались такие ценности, как благо, истина и красота. От человека зависит возрастание цены или ее снижение на конкретную ценность.

По Сократу, ценно то, что освоено человеком опытным путем. Вспомним его крылатое выражение, ставшее девизом для философского мировоззрения: «Познай самого себя». Впервые проблема аксиологической идентификации личности поставлена Сократом, затем разработана в трудах Платона и Аристотеля. Важнейшей ценностью и целью жизни для человека со времен Античности является человеческое самопознание как наиболее подвластная область для деятельности его души. Особый способ исследования с помощью античной метафизики представлен как определенное аксиологическое осмысление человека и космоса.

Платон приходит к одному из важнейших открытий

вфилософии, а именно: существует идея (эйдос) как всего мира, так и каждой единичной вещи в отдельности. В философии Платона появляется гениальная философская мысль о том, что существует единое познание, которое не имеет никакого другого предмета для изучения, кроме себя самого, и именно это «теоретическое умозрение» является высшей добродетелью и ценностью. Ценности гарантируют человеку бессмертие: идеалы в политике, культуре и пр. В «Законах» Платон мерой всех вещей,

вотличие от Протагора, считал богов.

УАристотеля самопознание является «атрибутом божественного разума, который в своей теоретической деятельности представляет себя в качестве предмета и обнаруживает единство предмета знания и знания, мыслимого и мысли, их тождество». По мысли Аристотеля, нельзя разделять общее и единичное, которые существуют в диалектическом единстве.

55

Стр. 55

ЭБ ПНИПУ (elib.pstu.ru)

У Плотина не ощущение, не рассудок, а только ум человека может мыслить тождество самого себя и мыслимого. «...Нужно перенести объект внутрь субъекта и созерцать его как нечто единое, процесс созерцания должен быть аналогичным процессу самосозерцания» («Энеида», V. Кн. 8.)1 Именно здесь, в уме человека, «мыслимое является как мыслящая активность»2, то есть как единство самой мысли и мысли о мысли.

В средневековой христианской философии высшей ценностью для верующего человека являлся Бог. По мысли средневековых философов, способность созерцания Самого Себя являлась способом существования Божественного разума, как форма Его реализации. Человек не растворяется в безличной божественности, а связь человека с вселенной носит в христианской философии личностный характер. Термин «личность» возникает именно в европейской христианской мысли Средневековья. Человек, как неповторимая личность, обращен к личному Богу, призван очеловечить и преобразовать и самого себя, и окружающий мир.

Аксиологическая идентификация личности в контексте средневековой мысли приобретает форму провиденциализма как обожения человека и всего тварного мира, как процесс собирания в своей любви человеком всего раздробленного космоса. Блаженный Августин считал, что Истина заключена в самом человеке, а именно в его душе, а значит, имеет источником Бога Иисуса Христа. Слова Евангелия: «Царство Божие внутри вас есть» (Евангелие от Луки 17, 21) обозначают мысль о том, что достоверным является знание человека о собственном бытии и сознании. Душа и дух человека познает истину постольку, поскольку возвращается к самому себе. Дуализм тела и духа как безусловное достижение христианской философии Средневековья как идея отражала качественный переход от мифологическо-

1Цит. по: Браш М. Классики философии. Т. 1. СПб., 1913. С. 479.

2Блонский П.П. Философия Плотина. М., 1918. С. 189.

56

Стр. 56

ЭБ ПНИПУ (elib.pstu.ru)

го мировоззрения к пафосу божественности и неординарности. Несовершенство вещного, материального мира по отношению к Божественной гармонии выражается в понятии греха как нравственной болезни и несовершенства человека. Божественное присутствие в личности человека как причина возникновения всего существующего актуализируется через исполнение заповедей (Декалога) и заповедей блаженства. В этот период философствования человек в своей аксиологической идентификации отражает божественные свойства и главные христианские добродетели: веру, надежду и любовь. Приходит понимание целостности человека, зарождается персоналистическая традиция в понимании структуры человеческой личности в философии; ставится вопрос свободы выбора нравственных ценностей, добродетель противопоставляется греху.

Согласно Иоанну Скоту Эуригене, созерцание своей сущности Богом является актом творения и представляет акт любви ко всему сотворенному, и человеку как высшему творению по Своему образу и подобию.

Неотомизм различает психологическую (область желаний, хотений и чувств) и трансцендентальную рефлексию. Трансцендентальная рефлексия представляет собой абстрактнодискурсивное познание (логику) и онтологическую область.

Антропоцентричность в эпоху Возрождения, доминирование этой тенденции, когда человек объявляется абсолютной вершиной и самобытной ценностью бытия, культивирует атеистический гуманизм. Джованни Пико де Мирандола в своем знаменитом произведении «Речь о достоинстве человека» вкладывает в уста Бога такие слова, обращенные к первому человеку Адаму: «…Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие,

57

Стр. 57

ЭБ ПНИПУ (elib.pstu.ru)

неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души в высшие, божественные»1.

Новое время, время Реформации, преобладание рационалистической установки в понимании аксиологической идентификации личности сопровождается отказом от прошлых ценностей и понимания традиции в религии, политике и социальной сфере деятельности человека. Призыв Руссо: «Назад к природе!» был неконструктивен, так как отрицал то положительное, что несет в себе новое мышление западноевропейского человека. Ф. Бэкон утверждал, что ценностное знание носит негативный характер, от такого знания необходимо избавляться методом индукции (критика идолов Бэкона). Обычаи, традиции и ценности прошлого средневекового философствования должны были быть или оправданы, или опровергнуты разумом «нового» человека.

В классическом новоевропейском философствовании личностное ядро человека понималась как воплощение разума, как тождественное и прозрачное для себя, как непосредственная данность субъекта. Картезианское понимание «Я» дало направление разработке понятия субъективности в классической философии. Декартовский дуализм души и тела, res cogitans вместе с res extensa представляют две субстанции, конституирующие человеческую личность.

§2.2. Аксиологическая идентификация

виндустриальном обществе

Способы социально-эмпирического участия человеческой личности в сопереживании окружающим его людям различаются в зависимости от ценностной структуры той социальной группы, к которой он принадлежит. Праксиологический аспект

1 Джованни Пико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека // Эс-

тетика Ренессанса: антология: в 2 т. Т 1. М., 1981. С. 249.

58

Стр. 58

ЭБ ПНИПУ (elib.pstu.ru)

проблемы аксиологической идентификации личности на этапе индустриализации российского общества обрел особую значимость и глубину социально-философского осмысления, и связано это с определенными социально-экономическими, общественными и историко-культурными процессами. Вхождение в социальную среду, в определенную ценностно ориентированную группу предполагает адаптационный период, а далее – процесс аксиологического знания и обретения навыков практической жизни, включающих определенные социальные нормы, обязанности и функции, необходимые для качественного преображения самого человека, его духовного роста. Понимание аксиологической идентификации предполагает процесс взаимодействия личностей, солидарности и взаимного сотрудничества.

Становление, сущность и причины деформации аксиологической идентификации личности и нравственных ценностей в этот период нашли свое отражение в этике, философии, политологии и других общественных науках. Проблема аксиологической идентификации личности в индустриальном обществе является предметом размышлений государственных и общественных деятелей, представителей культуры и религии.

В философских концепциях XVIII века ценность рассматривается как экономическое, психологическое и моральноэстетическое понятие. В этот же период появляются попытки рассмотреть данное понятие как социальное.

С момента появления учений И. Канта и Г.Ф.В. Гегеля нужно говорить о постоянном расширении тенденции дальнейших философских исследований в аксиологическомом плане: на Западе – это учения В. Дильтея, Г. Риккерта, Э. Кассирера, М. Шелера, Х. Плеснера, А. Гелена, Э. Фромма, в России – учения В. Соловьева, Н. Бердяева, Н. Лосского, С. Франка, И. Ильина, В. Розанова и др.

Понятие «ценность» ввел Р.Г. Лотце в 60-е годы XIX века для обозначения значимости чего-либо в отличие от существующих характеристик объекта.

59

Стр. 59

ЭБ ПНИПУ (elib.pstu.ru)

Внемецкой классической философии аксиология начинает выделяться как отдельная область философского знания. Кант в дальнейшем подвергает критике картезианское представление о субстанциальности, разделяя трансцендентальную и эмпирическую личности. Трансцендентальное «Я» является, по мысли Канта, основанием синтетической деятельности рассудка, именно на этом основании формируется затем аналитическое единство эмпирического «Я». Соответственно, прослеживается некая эволюция от идеи рационализма Декарта до первоначального единства апперцепции Канта. В дальнейшем Фихте утверждает понятие чистой деятельности абсолютного «Я».

Вновоевропейской мысли проблема тождества (идентичности, идентификации) была проинтерпретирована как субстанциальность cogito (мыслящая субстанция) Декарта, впоследствии понятие идентичности нашло свое отражение в философии тождества Шеллинга, где идентификация, идентичность трактовались как тождественность или самотождественность структур «чистого идеального Я». Шеллинг, размышляя об идентификации, которую он мыслит как тождество сознательного и бессознательного, в своей «Системе трансцендентального идеализма» пишет: «…первоначальный акт самосознания вел к тому, что перед нами развертывалась вся природа, из второго акта, или акта свободного сомоопределения, вытекает вся та вторая наша природа, дедуцирование которой и должно стать исчерпывающим предметом всего нашего дальнейшего исследования. Пока что мы учли в нашей философской рефлексии лишь тождественность акта самоопределения с первоначальным актом самосознания и единственное различие между ними, сводящееся к тому, что один бессознателен, другой же сопровождается сознанием… первоначальный акт самосознания происходит вне всякого времени, тогда как второй, который служит уже не транс-

цендентальным, а эмпирическим началом сознания, неизбежно приходится на определенный момент в жизни сознания»1. Такое

1 Шеллинг Ф.В.Й. Система трансцендентального идеализма / пер. И.Я. Колубовского. Л.: СОЦЭКГИС, 1936. С. 269.

60

Стр. 60

ЭБ ПНИПУ (elib.pstu.ru)

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]