Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Аксиологическая идентификация личности

..pdf
Скачиваний:
1
Добавлен:
15.11.2022
Размер:
672.09 Кб
Скачать

ждествление земных и материальных различий с космической разностью добра и зла, спасения и погибели.

Внастоящее время наше общество дошло до определенной границы, за которой начинается деидентификация лично-

сти человека (отрицательная АИЛ), где четко просматрива-

ются процессы обесценивания или обессмысливания человеческой жизни. Трансформация, ломка старого и отжившего, происходит везде – в экономике, в политике, в самом российском социуме. Обесценивание и обессмысливание всего приводит к состоянию рутинности, заброшенности, к ощущению тоски и духовного банкротства.

Впериод политических и экономических перемен меняются и ценностные установки личности. Человек ощущает некую границу, рубеж и ему не ясно, что находится за ней, какие там горизонты, какая социальная ситуация. При этом сам этот процесс обесценивания, обессмысливания не связан с негативной оценкой, с мыслью, что все рушится, все плохо. Дело в том, что мы не в состоянии определить, куда мы идем и куда нас ведут очередные реформы. Кто мы, российские граждане: наследники Российской империи или Советского государства?

Понятие «аксиологическая идентификация личности»

многогранно: это и личностные принципы и установки, и предметные ценности, и общественные идеалы. Такие элементы внутреннего мира человека, как мотивы, способности, интересы, оценки, потребности, выполняют важную функциональную роль, так как именно они являются основой реальной аксиологической идентификации личности.

В процессе социализации происходит отождествление с социокультурными ценностями, носителем которых является человек. Приобретенные ценности и ориентиры становятся «своими» для субъекта и уже оцениваются как личные ценности. В социально-философском понимании аксиологическая идентификация личности – это один из связующих элементов между миром и человеком.

41

Стр. 41

ЭБ ПНИПУ (elib.pstu.ru)

Аксиологическая идентификация личности – это и процесс, нашедший отражение в исторических фактах, событиях и социаль- но-культурных явлениях. Аксиологической идентификации не существуетсамойпосебе, внечеловекаивнечеловеческого общества. Определенные ценности, как духовные, так и материальные, своим существованием «обязаны» человеческой личности. Ценностное сознание и ценностное отношение личности обусловлены как социокультурной средой, так иприродными способностями. В аксиологической идентификации реализуются межличностные отношениялюдейиопределенныхгрупп.

Необходимо выявить и дать анализ тех социальных процессов, которые способствуют проявлению аксиологическинегативных ориентиров для личности и замене человеческой личности псевдоличностью. Понятие псевдоличности проявляется как саморазрушение человеческой личности, например, в деструктивных религиозныхорганизациях итоталитарных сектах.

Религиозные ценности, система ценностных предпочтений играют существенную роль в аксиологической идентификации личности. Иерархия и система ценностей (физиологические, материальные, экономические, экологические, социальнополитические, духовно-нравственные) во многом определяются религиозной практикой, потребностями и интересами лидеров религиозных организаций. Различные аксиологические типы идентификации личности предполагают и различные специфические ценности.

Если исследование ценностных горизонталей является предметом истории и социологии, то о вертикали ценностей знает философия, выявляя на протяжении длительных периодов времени неизменно значимые ценности, которые образуют ту или иную систему. Проблема аксиологической идентификации личности сводится к выявлению главных, самых важных и основных ценностей для конкретной личности и общества в целом. Определяющим в контексте темы идентификации личности является социально-философский ракурс, позволяющий выявить

42

Стр. 42

ЭБ ПНИПУ (elib.pstu.ru)

социальные параметры природы данного феномена, как некого экрана, на котором проявляется образ современного человека России XXI века.

Традиционные мировые религии (буддизм, христианство, ислам) и принадлежность к ним в значительной мере определяют стремление человека к снятию отчужденности. Отчужденность в данном случае является утратой личностью индивидуальных потенций саморазвития (уход от ответственности принятия решения, изоляционистские тенденции, отстранение личности от социальной жизни общества и пр.). Рассматривая социальную реальность как простое физическое скопление людей, можно прийти к выводу о наличии структурных и функциональных характеристик индивидов, находящихся под мощным влиянием идеологии, о чем и говорил Т. Парсонс. Идентификация в интерпретации Парсонса ориентирована на ролевые, статусные характеристики личности. Идентификационные признаки личности являются стабильными ценностными устремлениями современного человека.

Выше мы говорили, что идентификационным комплексом личности является совокупность всех вместе взятых общих и частных идентификационных признаков личности. Одним из основополагающих аспектов аксиологической идентификации личности является духовно-нравственное «измерение», которое обозначает проблематику и глубину исторического развития России на современном этапе.

По мнению Е.М. Калашниковой, «с точки зрения социального взаимодействия идентификационная система обуславливает групповую сплоченность, дает отдельным членам группы чувство единства, “мы”, выполняет функцию защиты, обуславливает повышенную оценку личности в группе, выступает как средство удовлетворения ее социальных притязаний»1.

1 Калашникова Е.М. Личность и общность (Проблема идентификации). – Пермь: Изд-во Пермского у-та, 1997.

43

Стр. 43

ЭБ ПНИПУ (elib.pstu.ru)

Пространство религиозных отношений – это сложноорганизованное аксиологическое пространство. Аксиологическая идентификация личности носит деструктивный характер в нетрадиционных религиозных организациях, так как сама система ценностей в данных организациях в большей своей части асоциальна, религиозная ориентация размыта и часто носит оккультный характер. Аксиологическая сфера в деструктивных культах носит искаженный характер, представляя определенного рода духовную опасность для российского духовного суверенитета.

Процесс аксиологической идентификации личности и социальных групп с помощью присвоения устоявшихся в деструктивных религиозных организациях ценностно-нор- мативных систем в недостаточной степени изучены применительно к современному трансформирующемуся обществу. В современных деструктивных и нетрадиционных религиозных организациях существует и широко используется «духовное клонирование».

Фундаментальные изменения в государственной политике на фоне сложных социальных процессов, связанных с разрушением оснований социалистического общества и последующим за этим кризиса аксиологической идентификации личности, способствовали формированию ситуации, в которой религиозные ценности и нормы стали востребованы. Человек, освобожденный от однозначно предопределенной роли, оказался лишенным общественного идеала, социального выбора ценностной направленности и личной векторности аксиологического поиска. Акиологический вакуум, сопровождающийся потерей смыслообразующих ценностей, смысла жизни, имеет отрицательное влияние на качество аксиологической идентификации личности, часто ведет, говоря языком психологии, к развитию кризиса личности, неврозу, депрессии т. п.

Аксиологическому вакууму личности сопутствует скука, которая порождает пассивность и бегство от реальности, спо-

44

Стр. 44

ЭБ ПНИПУ (elib.pstu.ru)

собствует пьянству, наркомании, уходу в нездоровый мистицизм и пр.

С начала 1990-х годов в России существенно повысился интерес к религиозной ориентации населения. Так, Л. Митрохин объясняет интенсивный рост общественного интереса к оккультным и неоязыческим практикам в современных нетрадиционных религиозных организациях духовным вакуумом, который образовался в результатекраха коммунистической идеологии.

Иерархически устроенные и хорошо структурированные нетрадиционные религиозные организации (секты), практикуют чаще всего групповые формы псевдорелигиозной деятельности и имеют, как правило, харизматических лидеров. В нетрадиционных религиозных организациях адепт ориентируется на определенную лидером этой организации систему мировоззренческих представлений и ориентиров, приобщается к нетрадиционной религиозной практике, включая правила и нормы поведения, не свойственные ранее человеку. Тем самым нетрадиционная религиозная организация, имеющая часто асоциальные функции, становится неким общественным учреждением с определенной сектантской доктриной.

Сектантски ориентированная личность, настойчиво приобщенная к «общему дел», получившая навыки определенного поведения и соответствующее мировоззрение, четко усваивает в течение определенного времени иерархию господства и подчинения, различия и прерогативы власти, а также распределение обязанностей в организации. Как быстро произойдет «вхождение» новичка в секту, зависит от его психологических особенностей, т.е. от того, как быстро произойдет индоктринация учения секты у будущего адепта, от «профессионализма» работающих с новичком и от внешних обстоятельств, которые нельзя игнорировать, так как близкие этого новичка могут препятствовать его вхождению в секту.

М.Г. Писманик в «Лекциях по религиоведению» пишет: «Тревогу мировой общественности вызвали сообщения об изу-

45

Стр. 45

ЭБ ПНИПУ (elib.pstu.ru)

верствах новоявленных сект «Дети Бога», «Орден солнечного храма», «АУМ Сенрикё», приверженцев безумного Дэйвида Кореша и т. п. Чаще всего в этих культах почитают новоявленных пророков и мессий, по-своему подражая традиционным верованиям. Широко распространились многочисленные религоподобные концепции наших дней – учения о «Розе мира», «Гармонии Добра и Света», «Вселенском Разуме», «Космической Энергии» и т. п. Пожалуй, не любой человек отличит от религии утонченные новомодные эзотерические имедитационные практики.

У современного российского общества свои духовные и экономические болезни. Нужно отметить, что когда Россия была закрыта для западного воздействия, в какой-то степени влияние нетрадиционных и деструктивных культов все-таки проникало через «железный занавес» в виде астрологии, «восточной мудрости» или литературы в виде «фэнтези» и пр. И все же для каждой здравомыслящей личности совершенно ясно, что не имеют никакого отношения к религии многочисленные теперь самозванцы – колдуны, «ясновидящие» и прочие «чудотворцы», спекулирующие на трагедиях граждан»1.

Так, например, религиозная организация «Свидетели Иеговы» (ОСИ) якобы занимает социальную позицию «нейтралитета», выражающуюся:

1)в отказе от участия в политической деятельности, избирательных компаниях, в проповедях отказа от почитания госу- дарственно-политической символики (герб, флаг, гимн и т. д.);

2)в выдвижении иеговистского идеала семьи как структурной миссионерской единицы Общества Свидетелей Иеговы, беспрекословно выполняющей волю Иеговы, т.е. в отрицании института традиционной семьи;

3)в отрицании значимости национально-этнической, культурной личной самоидентификации человека, так как Сви-

1 Писманик М.Г. Лекции по религиоведению: учеб. пособие. 2-е изд.,

доп. Пермь, 2006. С. 15.

46

Стр. 46

ЭБ ПНИПУ (elib.pstu.ru)

детель Иеговы является подданным «нового мира», а не представителем своего этноса;

4)в делении общества на «овцеподобных» членов, которые имеют право на существование, и «козлоподобных», то есть не имеющих право на существование;

5)в негативном восприятии национальной культуры, образования, других религий и межконфессионального диалога.

Большое значение в социальной концепции идеологов ОСИ имеет эсхатологическая идея. Асоциальная по своему содержанию и тоталитарная по природе религиозная парадигма «Свидетелей Иеговы» формирует «псевдоличность» и принуждает своих адептов к асоциальным формам конфессионального служения. Сознательное противопоставление «мы – они» формирует у «псевдоличности» негативный потенциал социальнодеструктивного поведения. Ценностные установки адептов данной секты характеризуются доминированием идеи «конца света», наличием «псевдоидеалов», в организации поощряется беспрекословное и некритическое доверие к лидерам.

Аксиологическая идентификация личности является важ-

нейшим принципом организации личностного устроения человека. Аксиологическая идентификация у членов ОСИ носит деструктивный характер, так как воспроизводит стандартизированную и запрограммированную «псевдоличность», обедненную интеллектуально, психологически и социально. Для аксиологической идентификации Свидетеля Иеговы характерны: явный индивидуализм, аполитичность, «псевдоидеалы», а также «контроль сознания» новых адептов, осуществляемый профессиональными сектантами и лидерами. Например, антигуманный запрет на переливание крови, социальная «закрытость» и почти полное отсутствие контактов с «внешними» (вышедшего из организации человека Свидетели Иеговы считают умершим и с ним категорически запрещены все отношения). У адептов «Свидетелей Иеговы» отсутствуют такие положительные качества, как патриотизм, гражданская ответственность, общественная активность итерпимость.

47

Стр. 47

ЭБ ПНИПУ (elib.pstu.ru)

Деструктивное поведение адептов таких организаций часто может принимать крайние формы: аскетизм, членовредительство, ритуальные самоубийства. В силу этого аксиологическая идентификация является не только сферой личности, но и сферой политико-правового дискурса. Дискуссии, развернувшиеся вокруг интеграции в мировое сообщество, появление нетрадиционных религиозных организаций и транснациональных объединений, таких как, например, Европейский союз, развитие религиозного экстремизма, распространение терроризма, разрушающего ритм мирной жизни за счет создания альтернативного и агрессивного аксиологического пространства – все это требует осмысления феномена аксиологической идентификации, существование которой ставится под сомнение в условиях универсализации и глобализации современного мира.

Нельзя не согласиться с М.Г. Писмаником, который пишет: «Без знаний о религии невозможно и осознание мировоззренческое самоопределение. Знания о религии необходимы также для поддержания взаимопонимания и гражданского сотрудничества между верующими и неверующими согражданами, для внедрения установок уважительного отношения между приверженцами разных конфессий. Взаимопонимание, гражданское сотрудничество, толерантность – основные, на наш взгляд, показатели воспитанности индивида, независимо от того, придерживается ли он установок религиозной веры либо религиозного свободомыслия»1.

Мы полагаем, что с аксиологической идентификацией личности связано самоощущение личности. Понятие аксиологической идентификации в процессе развития человека и общества становится все более объемным, подвижным и содержательным. В процессе социализации вслед за нравственными и религиозными ценностями у человека складываются политические убеж-

1 Писманик М.Г. Указ. соч. С. 233.

48

Стр. 48

ЭБ ПНИПУ (elib.pstu.ru)

дения, формируется осознание себя как родового, исторического субъекта деятельности, т.е. формируется историческая память как ощущение самого себя в определенной исторической реальности. Вопрос о смысле жизни и человеческом предназначении приобретает действительное личностное значение.

Культурно-историческая память как сохранение лучших традиций прошлого в настоящем, не как психический феномен, а как аксиологическая категория, как процесс воплощения ду- ховно-нравственного опыта прошлого, определенного в разнообразных формах материальной и духовной культуры, в непосредственно данном личности мире, связывает личность как единичное с духовно общим. В сущности, это способность чувствовать и понимать основания своей содержательной деятельности как человека определенной культуры.

В связи с увеличивающейся миграцией и развитием международного рынка труда увеличивается количество и разных этнических и конфессиональных диаспор, а следовательно, увеличивается количество проблем, связанных с миграционными процессами в России. «Религия делает нас оптимистами. Она делает нас счастливыми с помощью социально-санкционирован- ных средств снятия чувства вины... она исцеляет нас с помощью раскаяния, молитвы, праведности и ритуала»1.

Таким образом, увеличение и распространение нетрадиционных религиозных движений и деструктивных культов в России создают предпосылки для духовного клонирования «псевдоличностей», для негативной интерпретации смысла понятия «аксиологическая идентификация личности». В процессе социализации вслед за нравственными и религиозными ценностями у человека складываются политические убеждения, формируется осознание себя как родового, исторического субъекта

1 Ostow M., Scharfstein B. The Need to Belive. The Psychology of Religion. // Д.М. Угринович. Психология религии. М.: Политиздат, 1986. P. 80.

49

Стр. 49

ЭБ ПНИПУ (elib.pstu.ru)

деятельности. Мы полагаем, что социально-философский анализ существования феномена аксиологической идентификации человека позволяет рассматривать сущность и содержание данного феномена в современном аспекте и в перспективе.

Проанализированные нами понятия «положительная аксиологическая идентификация личности» и «деидентификация» подтверждают значимость социально-философского подхода в исследовании ценностей с научных позиций.

Стр. 50

ЭБ ПНИПУ (elib.pstu.ru)

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]