Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вотье П., 1937 - Военная доктрина генерала Дуэ.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
10.07.2022
Размер:
1.14 Mб
Скачать

Глава III. Общие основы доктрины

Указав основные идеи Дуэ, можно теперь приступить к изложению его доктрины.

Многочисленные статьи, опубликованные Дуэ с декабря 1927 г. по март 1930 г., не оставляют никакого сомнения относительно его мыслей. За этот период статьи синтетического характера встречаются редко, зато имеется много полемических статей; из них можно выделить мысли как общего характера, так и частные, из которых слагается доктрина Дуэ в том виде, какой она приняла, проделав известную эволюцию. [54]

В основе всех рассуждений лежит понятие об эффективности{52} (коэфициенте полезного действия). Общая организация вооруженных сил и их общие задачи намечены так, чтобы получить наивысший коэфициент полезного действия всей совокупности этих сил. Главное усилие осуществляется в воздухе, так как воздух считается решающей сферой. Такого порядка изложения мы и будем придерживаться.

1. Понятие эффективности (коэфициента полезного действия)

Размер вооруженных сил страны по необходимости ограничен; мы будем иметь наибольшие шансы на победу, если вооруженные силы будут использованы с наивысшим коэфициентом полезного действия.

Эта мысль встречается в произведениях Дуэ на каждом шагу. Это — основная идея «Господства в воздухе», изданного в 1921 г.: «Поскольку война окончена, постольку исчезла крайняя необходимость стремиться к скорейшему получению, хотя бы и минимального, коэфициента полезного действия; сейчас необходимо работать совершенно иным методом, а именно — изучать способ получения максимального коэфициента полезного действия минимальными средствами» (кн. 1, гл. 1){53}. И эта мысль повторяется на все лады во всех статьях, появившихся после этого времени.

Искомый коэфициент полезного действия — это общий коэфициент полезного действия всей совокупности вооруженных сил, а не частные коэфициенты.

«Война не есть какая-то вещь в себе, которую можно подразделять по своему произволу... Работа, ведущая к победе, сложна и многообразна, но, чтобы дать максимальное полезное действие, она должна представлять единство» (февраль 1929 г.).

«Вооруженные силы... представляют собой единое неразрывное [55] целое... Необходимо поэтому согласовать три вида вооруженных сил так, чтобы получить от их совокупности наивысший коэфициент полезного действия» (февраль 1928 г.).

«Безусловно необходимо, — пишет Дуэ, — подняться до концепции единого целого, больше не рассматривать сухопутную армию, морской флот и воздушные силы порознь, а задать себе вопрос{54}: исходя из ресурсов, которые страна может уделять подготовке своих вооруженных сил, каким образом распределить эти ресурсы так, чтобы получить от совокупности всех трех вооруженных сил максимальную эффективность?» (февраль 1928 г.).

«Таким образом, мы приходим к необходимости установить то количественное соотношение между сухопутными, морскими и воздушными силами, при котором произведение этих трех сомножителей будет иметь наибольшую величину. Чтобы установить это соотношение, необходимо принять во внимание общий ход войны в той форме, которую она начинает принимать, с тем чтобы определить относительную ценность каждого из трех элементов вооруженных сил, действующих каждый в своей сфере, но направленных к достижению единой конечной цели. Когда между сухопутными, морскими и воздушными силами будет установлено надлежащее соотношение, на этой основе надо будет распределить между сухопутной армией, морским флотом и авиацией средства, имеющиеся в распоряжении для подготовки разрушительных сил» (апрель 1929 г.){55}.

Желание добиться максимального коэфициента полезного действия в масштабе всей совокупности вооруженных сил приводит к двум различным проблемам:

1) использовать каждый вид вооруженных сил так, чтобы [56] их совокупность дала наивысший коэфициент полезного действия;

2) установить относительное значение, придаваемое трем видам вооруженных сил, с тем чтобы извлечь из их совокупности максимальную эффективность.

Первая проблема — проблема использования сил; вторая — проблема подготовки сил и средств.

Дуэ исследует обе проблемы, но только на вполне определенный период времени — начальный период войны. Таким образом, рассматриваемая им подготовка относится к мирному времени, а исследуемое использование сил — к первому дню войны.

Автор полагает, что если будут применены предлагаемые им правила, то война будет непродолжительной. Если его предположения не оправдаются, он рассчитывает принять меры, чтобы предотвратить опасность и чтобы можно было оттянуть решение до того времени, пока успеют подготовить новые силы. Эти две проблемы тесно связаны между собой.

Чтобы решить задачу использования сил, первым шагом должно быть определение самого выгодного образа действий в каждой сфере операций, что даст нам максимальные частные коэфициенты полезного действия. Затем уже мы поднимемся до идеи общего коэфициснта полезного действия.

Это стремление добиться максимального полезного действия всей совокупности сил является лучшей целью, какой только можно задаться. Оно и должно быть предметом военной доктрины.

Увеличение кредитов, отпускаемых государством на расходы по обороне, т. е. на создание вооруженных сил, относится к компетенции правительства, так как этот вопрос касается не только техники вооруженных сил, но и общей экономики государства.

Вопрос не в том, чтобы дать универсальный рецепт победы.

«Секрет победы, — пишет Дуэ, — именно потому, что он является секретом, никому неведом» (ноябрь 1929 г.){56}. [57]

Все дело лишь в том, чтобы использовать силы с максимальным коэфициентом полезного действия в пределах кредитов, отпущенных правительством.

* * *

Есть три вида вооруженных сил: сухопутные, морские, воздушные.

Дуэ определил частные коэфициенты их полезного действия, каждого в своей сфере, извлекая уроки из самого недавнего прошлого. Вот краткие выводы, к которым привело его это исследование:

1. На суше оборона является легким способом действий, наступление же представляет большие трудности.

2. На море обороняться легко, вести наступление трудно, однако, море удобно для частных наступательных операций.

3. В воздухе оборона невозможна; единственно возможным является наступательный образ действий, и он облегчается тем, что оборона противника недействительна.

Таким образом, самым легким способом действий, обеспечивающим наивысший частный коэфициент полезного действия, является: оборона на суше и на море, наступление в воздухе.

* * *

Исследование коэфициента полезного действия должна распространяться не только на каждый отдельный вид вооруженных сил, но и на всю их совокупность.

Каковы же их взаимоотношения?

Сухопутные силы могут использоваться только на суше. Они вмешиваются в действия на море на стыках сухопутных и морских театров военных действий, причем их радиус действий незначителен. Они участвуют в действиях в воздухе только в пунктах, обеспечиваемых активной противовоздушной обороной, и то в незначительной мере. На их фронты, а в особенности на их тылы, оказывают непосредственное воздействие воздушные силы.

Морские силы могут быть использованы только на море. На суше их действие сказывается только на побережье. В действиях в воздухе они участвуют только для обороны [58] плавающих соединений и баз, и то в незначительной мере. Находясь как в море, так и в своих базах, они подвергаются непосредственному воздействию со стороны воздушных сил.

Воздушные силы могут использоваться в интересах сухопутных сил, в интересах морских сил, в интересах обороны страны и, кроме того, для действий, независимых от этих трех сил. Сухопутные и морские силы оказывают на них лишь незначительное влияние и то лишь при операциях, предпринимаемых в интересах этих сил.

Из этого анализа Дуэ заключает, что из всех видов вооруженных сил самое разнообразное влияние оказывают воздушные силы, могущие действовать во всех сферах операций совместно с другими силами и, кроме того, действующие независимо в своей собственной сфере операций. Воздушная армия — единственная, могущая действовать во всех сферах.

Стремясь прежде всего к повышению коэфициента полезного действия воздушных сил, мы тем самым обеспечиваем и максимальное полезное действие всей совокупности сил. Из этого следует, что исследованию подлежат в первую очередь воздушные силы и все возможности их применения. «Не следует ставить проблему: каким образом использовать воздушные силы для наибольшего облегчения сухопутных и морских операций? Надо задаться более общей проблемой: каким должно быть использование воздушных сил, чтобы их эффективность оказала наибольшее влияние на весы победы?» (декабрь 1927 г.).