Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Осетино-ингушский конфликт.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
04.05.2022
Размер:
4.64 Mб
Скачать

1.9. 1956–1989. Созревание факторов конфликта

В 1960 — начале 1970-х годов постепенно созрела решимость ингушской элиты предпринять шаги к возвращению Пригородного района в состав ЧИ-АССР. В декабре 1972 года группа ингушей направила в ЦК КПСС письмо «О судьбе ингушского народа», в котором был выражен призыв «соблюдать ленинскую национальную политику» и передать ПР ингушскому населению.

16–19 января 1973 года в Грозном проходили многолюдные митинги ингушей, где высказывались те же требования. Однако митинги в конце концов были разогнаны, а ситуация законсервирована (если не считать некоторых шагов, ускоряющих социально-экономическое развитие ПР, об эффективности которых будет сказано ниже).

В самом Пригородном районе в 1960–1970 годы начался медленный и незаметный процесс, который окажет, как представляется, значительное влияние на содержание современных конфликтных отношений: это процесс постепенного обновления частного жилого фонда в Пригородном районе. Важная для анализа конфликта сторона этого процесса состоит в том, что в эти два десятилетия осетины, проживающие в ПР, выстраивают себе НОВЫЕ ДОМА, делая тем самым решающий шаг к превращению чужого для них района в родину своих детей. В этих новых, уже собственно осетинских домах появляются новые поколения осетин, осетин Пригородного района, для которых ингушские требования о передаче ПР выглядят как покушение на их права жить дома и распоряжаться домом по своему усмотрению.

К началу 1980-х годов историческая конструкция конфликта, его социально-структурные и психологические измерения были уже вполне готовы к взрыву. Не хватало нескольких существенных факторов «федерального уровня» — нового общего кризиса государственности и политической институциализации национальных движений со взаимонеприемлемыми целями, превращения радикальных политических взглядов в массовое легитимное явление.

Можно сказать, что 1981 год, когда в г. Орджоникидзе произошли массовые демонстрации, закончившиеся столкновениями местного населения с войсками, — это конец «предыстории конфликта» и начало его современного разворачивания (правда, подавленного на протяжении десяти лет).

Таблица 5.

Площадь и население оспариваемой Ингушетией части территории Северной Осетии (на 1.1.1989)

Площадь (тыс. га)

Население, тыс. чел

Всего

В том числе:

осет.

инг.

рус.

Пригородный район

81,5

50,3

25,5*

26–27**

19,4*

26–27**

3,5*

5–6**

«Моздокский коридор»

24,0

1,2

1,2

Правобережная часть Владикавказа

7,5

134,6

55,4

53–54***

8,8

3–4***

49,5

47–48***

Примечания:

Территория Пригородного района, входившая до 1944 года в состав Чечено-Ингушской АССР и оставшаяся после 1957 года, при восстановлении ЧИАССР, в составе Северной Осетии (то есть за вычетом Джераховского ущелья). А именно, ныне нас. пункты Майский, Чермен (до 1944 года — Базоркино), Донгарон (Цуроюрт), Куртат (Гадабор-шево), Дачное (Яндиево), Камбилеевское (Галгай-юрт), Октябрьское (Шолхи), Сунжа (Ахки-юрт), Комгарон (Таузен-юрт), Тарское (Ангушт), Чернореченское, Терк (Длинная Долина), Балта, Редант I и II, Попов Хутор (Мецхальский), Южный, Карца, Эзми.

* данные без нас. пунктов Карца, Южный, Редант и Попов Хутор, входящих ныне в состав территории, подчиненной Владикавказской городской администрации (по переписи 1989 года).

** вместе с нас. пунктами Карца, Южный, Редант и Попов Хутор (оценка).

*** без поселков Южный и Карца (оценка).