Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
вопросы мчп.docx
Скачиваний:
134
Добавлен:
12.06.2021
Размер:
428.53 Кб
Скачать

46. Международный подряд: материально-правовое и коллизионное регулирование

Договор подряда - это контракт, по которому подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению заказа и сдаче итогов работы другой стороне, а заказчик в свою очередь принимает обязательства по принятию выполненной работы и ее оплате.

Во внешнеэкономических связях договором подряда (международный подряд) обычно оформляются внешнеэкономические сделки, связанные с выполнением каких-либо строительных, геолого-разведочных, проектно-изыскательских, монтажных, консультационных и

информационных услуг в сфере научной организации и управления производством (консалтинговые услуги) и других видов работ. По договору подряда подрядчик обязуется выполнить за свой риск определенную работу по заданию заказчика из его или своих материалов, а заказчик обязуется принять и оплатить выполненную работу. Это наиболее распространенное определение договора подряда, применяемого во внешнеэкономических связях. Оно в целом соответствует и общим положениям договора о подряде, установленным ГК РФ (ст. 702-705). Однако отношения сторон по осуществлению работ и их оформление договором подряда во внешнеэкономической деятельности имеют некоторые особенности.

Отношения по международному подряду регулируются нормами национального права (главным образом коллизионными и гражданско-правовыми), нормами международных договоров и обычаями международного делового оборота, сложившимися в сфере подрядных отношений. [Абдуллин А.И. Становление и развитие науки международного частного права в России: проблема понимания природы международного частного права в трудах российских правоведов XIX века // Журнал международного частного права. 1996. № 3 (13)]

ГК РФ подрядные отношения в целом подчиняет общим коллизионным правилам для договорных обязательств: стороны могут выбрать права - lex voluntatis; при отсутствии выбора права соглашением сторон применяется право страны, с которой договор наиболее тесно связан - Law of the Contract (ст. 1211). При этом законодатель в качестве презумпции наиболее тесной связи указывает на право страны, где находится место жительства или основное место деятельности стороны, обязательство которой имеет главное значение для содержания договора. Для договора подряда такой стороной является подрядчик (подп. 5 п. 3 ст. 1211). Однако в отношении двух договоров подряда предусмотрена другая презумпция наиболее тесной связи: для договора строительного подряда и договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ - это право страны, где в основном создаются предусмотренные соответствующим договором результаты (lex loci solutionis).

47. Международный факторинг: материально-правовое и коллизионное регулирование

В настоящее время не существует действующего международного правового акта, который содержал бы унифицированные коллизионные нормы, позволяющие установить право, подлежащее применению к договору международного факторинга. Конвенция Организации Объединенных Наций об уступке дебиторской задолженности в международной торговле 2001 г. (далее — Конвенция ООН) содержит как материальные, так и коллизионные нормы. Однако применение Конвенции ООН для регулирования международных факторинговых отношений осложнено рядом факторов. Во-первых, данная Конвенция не вступила в силу (ее ратифицировала лишь одна страна, в то время как, согласно ст. 45 Конвенции ООН, для вступления ее в силу необходима ратификация пяти стран). Во-вторых, поскольку Конвенция ООН не является актом специального регулирования факторинговых сделок (в целом она регулирует отношения по уступке дебиторской задолженности и при этом в ней не указывается, на основании какого договора такая уступка должна произойти), многие вопросы факторинговых отношений остаются нерегулированными (например, порядок финансирования кредитора, порядок оказания фактором кредитору дополнительных услуг и т. п.).

В связи с отсутствием унифицированного коллизионно-правового регулирования факторинговых отношений возникает необходимость обратиться к национальному законодательству.

В России, так же как и в большинстве стран мира, специального закона о трансграничном факторинге нет, в связи с чем регулирование исследуемых правоотношений осуществляется на основе положений гражданского законодательства РФ. Для российского гражданского права финансирование под уступку денежного требования является сравнительно новым институтом, регламентации которого посвящена гл. 43 ГК РФ.

Согласно российской коллизионной норме международного частного права при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве, по общему правилу, к договору применяется право стороны, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора. По договору финансирования под уступку денежного требования такой стороной обычно является финансовый агент, соответственно применяется право страны его основного места деятельности.