Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Третий семестр 1 занятие.docx
Скачиваний:
11
Добавлен:
24.01.2021
Размер:
158.68 Кб
Скачать

Часть 3 ст. 229 ук рф указывает следующие квалифицирующие хищение или вымогательство наркотических средств или психотропных веществ обстоятельства:

  • совершение указанных деяний организованной группой (п. «а»);

  • в отношении наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере (п. «б»);

  • с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, или с угрозой применения такого насилия (п. «в»);

  • лицом, два и более раз судимым за хищение либо вымогательство (п. «г»).

Под насилием, опасным для жизни или здоровья, следует пони­мать насилие, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего, вреда здоровью средней тяжести, а также легкого вреда здоровью. Убийство потерпевшего в ходе хищения или вы­могательства указанных предметов либо умышленное причинение тяжкого вреда его здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего, следует дополнительно квалифицировать по ст. 105 (соответствующему пункту) или ч. 4 ст. 111 УК РФ.

Лицо может быть привлечено к уголовной ответственности в соответствии с п.«г» ч. 3 ст. 229 УК РФ, если оно ранее уже дважды осуждалось за хищение либо вымогательство и прежние судимос­ти не сняты и не погашены в установленном законом порядке.

Содержание признаков субъективной стороны и субъекта ст. 229 ук рф Субъект и субъективная сторона контрабанды наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров

Определение круга лиц, ответственных за контрабанду наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, имеет существенное значение для правильной квалификации деяния.

Как правило, описание субъекта рассматриваемого преступления сводится к указанию его общих признаков - любое вменяемое, физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста (за исключением п. «б» ч. 2 ст. 229.1 УК РФ, предусматривающего совершение контрабанды специальным субъектом, должностным лицом с использованием своих служебных полномочий). Однако, хотя субъект контрабанды наркотиков и являйся общим, он имеет свои особенности, влияющие на обоснование квалификации преступных действий. Л. Ф. Рогатых отмечает: «...на практике, в связи с тем, что таможенное законодательство знает понятия «декларант», «перевозчик», а также потому, что в перемещении участвуют несколько человек, возникают трудности с определением лица, ответственного за незаконное перемещение».

Учитывая бланкетный характер ст. 229.1 УК РФ, необходимо рассматривать деятельность, связанную с перемещением через таможенную границу наркотических средств, психотропных веществ их прекурсоров или аналогов, растений либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры в соответствии с понятиями таможенного законодательства. Таможенный кодекс таможенного союза, действующий на территории Российской Федерации с 1 июля 2010 г., раскрывает следующие понятия: декларант, перевозчик, заинтересованные лица, иностранное лицо, Российское лицо и др.

Декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (п. 6 ст. 4 ТК ТС). При этом согласно ст. 186 ТК ТС, декларантами могут быть:

1) лицо государства - члена таможенного союза:

  • заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена;

  • имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами - при отсутствии внешнеэкономической сделки;

2) иностранные лица:

  • физическое лицо, перемещающее товары для личного пользования;

  • лицо, пользующееся таможенными льготами в соответствии с главой 45 настоящего Кодекса;

  • организация, имеющая представительство, созданное на территории государства - члена таможенного союза в установленном порядке, - при заявлении таможенных процедур временного ввоза, реэкспорта, а также таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления только в отношении товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств;

  • лицо, имеющее право распоряжаться товарами не в рамках сделки, одной из сторон которой выступает лицо государства - члена таможенного союза;

3) для заявления таможенной процедуры таможенного транзита - лица, указанные в подпунктах 1) и 2) настоящей статьи, а также:

  • перевозчик, в том числе таможенный перевозчик;

  • экспедитор, если он является лицом государства - члена таможенного союза.

При таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан: произвести таможенное декларирование товаров; представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством таможенного союза; предъявить декларируемые товары в случаях, установленных ТК ТС, либо по требованию таможенного органа; Уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату в соответствии с ТК ТС; соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующей таможенной процедуре; выполнять иные требования, предусмотренные ТК ТС.

Перевозчик - лицо, осуществляющее перевозку товаров и (или) пассажиров через таможенную границу и (или) перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем в пределах таможенной территории таможенного союза, или являющееся ответственным за использование транспортных средств

С. А. Фомичев считает, что перевозчик из числа исполнителей контрабанды наркотиков исключается в силу его роли при осуществлении ввоза или вывоза товаров с территории России. Он лишь может выступать соучастником в совершении контрабанды наркотических средств и психотропных веществ. Однако, на наш взгляд, данная позиция является спорной. Например, гр-н России X., приобрел на территории Турции товары, нанял для их перевозки гр-на Турции М., владельца грузовика (он же водитель). При этом гр-н X. передал гр-ну М. товар, сопроводительные документы на него, а сам возвратился в Россию самолетом и встретил товар не на границе, а по месту нахождения предприятия в Санкт-Петербурге. Установлено, что товаро- транспортные документы содержали недостоверные сведения о количестве товара и его наименовании: вместо зимних пальто из дорогостоящего материала, было указано, что перевозятся мужские пиджаки, в них было спрятано психотропное вещество «Амобарбитал». Гр-н М. при пересечении таможенной границы представил декларацию вместе с вышеуказанными документами, впоследствии был задержан сотрудниками таможни.

В том случае, если о недостоверности сведений, содержащихся в документах, было известно М., то его необходимо привлекать к уголовной ответственности за контрабанду психотропных веществ в качестве исполнителя, как лицо, перемещающее данное вещество с обманным использованием документов. Гр-н X, в свою очередь, выступает физическим пособником и подстрекателем, поскольку предоставил средства совершения преступления (поддельные документы) и склонил к совершению преступления.

Л. Ф. Рогатых утверждает, что в подобных случаях нужно вести речь о соисполнительстве.По нашему мнению, это противоречит теории соучастия, а также ч. 2 ст. 33 УК РФ. Чтобы признать виновного соисполнителем преступления, необходимо, чтобы он выполнил полностью или часть объективной стороны преступления. В анализируемом примере такого не происходит действия, образующие объективную сторону, совершает лишь rp-н М.

В соответствии с Таможенным кодексом Таможенного Союза перевоз товаров через таможенную границу может осуществляться таможенным перевозчиком.

Согласно ст. 18 ТК ТС таможенный перевозчик - юридическое лицо государства-члена таможенного союза, отвечающее условиям, определенным статьей 19 ТК ТС.

Таможенный перевозчик осуществляет перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Таможенного Союза в соответствии с его законодательством.

В соответствии со ст. 21 ТК ТС таможенный перевозчик обязан:

1) соблюдать условия и выполнять требования, установленные настоящим Кодексом, при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;

2) вести учет товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита и представлять в таможенные органы отчетность о перевозке таких товаров, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза;

3) исполнить обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в случаях, предусмотренных статьями 227 и 228 настоящего Кодекса;

4) не разглашать, не использовать для собственных целей и не передавать иным лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством государств - членов таможенного союза, полученную от отправителя товаров, их получателя или экспедитора информацию, составляющую государственную, коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну (секреты), либо другую конфиденциальную информацию;

5) информировать таможенный орган, включивший юридическое лицо в реестр таможенных перевозчиков, об изменении сведений, заявленных им при включении в реестр таможенных перевозчиков, в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня изменения таких сведений.

Некоторые ученые считают, что таможенный перевозчик, а именно: физическое лицо, действующее в рамках предоставленных перевозчику полномочий, может выступать в качестве специального субъекта контрабанды в случаях, когда умышленное неисполнение или ненадлежащие исполнение возложенных на него обязанностей по перемещению товаров через таможенную границу, в том числе по совершению необходимых действий по представлению документов и т. п., повлияло или могло повлиять на принятие решения о выпуске товаров, то есть содержит необходимые для квалификации признаки объективной стороны преступления.

Таможенный представитель - юридическое лицо государства - члена таможенного союза, совершающее от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза (п. 34 ст. 4 ТК ТС).

Мы полагаем, при незаконном перемещении наркотических средств, психотропных веществ их прекурсоров или аналогов, растений либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, вопрос о субъекте контрабанды должен решаться в зависимости от характера совершенных действий и содержания умысла, а не от наименования лица, занимающегося соответствующей деятельностью.

Наряду с субъектом преступления, обязательным элементом любого состава преступления является его субъективная сторона. Согласно мнению В. Н. Кудрявцева, субъективная сторона преступления представляет собой психическую деятельность лица, непосредственно связанную с совершением преступления, отражение (возможность отражения) в сознании субъекта объективных признаков содеянного, характеризующее отношение к ним субъекта.

Эта точка зрения в науке уголовного права является преобладающей.

Определение субъективной стороны ст. 229.1 УК РФ является одной из сложных проблем правоприменительной практики. Она имеет важное юридическое значение, поскольку четкое уяснение ее признаков является важным условием правильной квалификации контрабанды наркотических средств, психотропных веществ их прекурсоров или аналогов, растений либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, разграничения ее со смежными составами преступлений и определения степени общественной опасности данного преступления.

Субъективная сторона контрабанды наркотических средств, психотропных веществ их прекурсоров или аналогов, растений либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, представляет собой психическую оценку субъектом своей деятельности, направленной на незаконное перемещение наркотиков через таможенную границу.

Контрабанда наркотиков относится к составам с исключительно умышленной формой вины, что в юридической литературе не вызывает споров. С. А. Фомичев отмечает, что обусловлено это тем, что рассматриваемый состав преступления сконструирован как формальный. В таких составах преступлений предметом желания, характеризующим волевой момент вины, являются сами действия, которые по своим объективным свойствам обладают общественной опасностью независимо от наступления вредных последствий. Сознательно совершаемые действия всегда желательны для виновного лица, поэтому умысел в преступлениях с формальным составом всегда прямой.

Преступление признается совершенным с прямым умыслом, если лицо, его совершившее, осознавало общественную опасность своего деяния (действия или бездействия), желало совершения данного преступного деяния.

Применительно к контрабанде наркотических средств, психотропных веществ их прекурсоров или аналогов, растений либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, осознание означает, что виновное лицо действует, нарушая при этом установленные таможенным законодательством правила перемещения наркотиков, предусмотренных статьей 229.1 УК РФ.

В правоприменительной практике встречаются случаи, когда виновный не осознает общественной опасности перемещаемого им предмета.

Так, например, гр-н Широнов Т. К.-оглы совершил покушение на контрабанду наркотиков, т. е. переместил через таможенную границу Российской Федерации психотропное вещество «Кетамин», в отношении которого установлены специальные правила перемещения через таможенную границу.

Гр-н Широнов Т. К.-оглы в декабре 2007 г. на законном основании, имея на руках рецепт врача серии ГА № 025607 от 21 декабря 2007 г., выписанный ему врачом-терапевтом поликлиники № 1 г. Н. Уренгоя, в аптеке в медицинских целях приобрел психотропное вещество «Кетамин». 28.12.2007 г. гр-н Широнов Т. К.-оглы, имея при себе данное психотропное вещество и нарушая Постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 1996 г. № 278 «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ», в установленном порядке не задекларировал психотропное вещество «Кетамин». При прохождении таможенного досмотра пассажиров авиарейсом №781 «Уфа-Баку» в международном терминале аэропорта г. Уфы он был задержан оперуполномоченным отдела по борьбе с контрабандой наркотиков Башкортостанской таможни.

В показания, гр-н Широнов Т. К.-оглы утверждал. что не знал о том, что психотропное вещество «Кетамин» необходимо декларировать при пересечении через таможенную границу.

С. В. Максимов считает, что «отсутствие у виновного осведомленности о включении того или иного товара, например, в перечень стратегически важных сырьевых товаров или наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, не является основанием для освобождения его от ответственности за контрабанду такого рода предметов».

Другой точки зрения, учитывая состояние субъективной ошибки (заблуждение) виновного лица, придерживается Б. В. Волженкин, который отмечает: «для вменения квалифицированной контрабанды, нужно чтобы сознанием виновных охватывались те характеристики предметов контрабанды, которые повышают ответственность за содеянное».

По мнению А. И. Бойко и Л.Ф. Рогатых: «любой из признаков, квалифицирующих контрабанду в качестве преступления, может быть вменен в ответственность виновного лица, если он охватывался его сознанием и, следовательно, входил в предметное содержание вины. Разумеется, это положение в полной мере распространяется и на все квалифицирующие контрабанду признаки, предусмотренные ст. 229.1 УК РФ».

Верной, на наш взгляд, является позиция Б. В. Волженкина, но в случае если будут собраны доказательства по делу о том, что лицо осознавало специальные характеристики предмета контрабанды, ответственность, по нашему мнению, должна наступать по ст. 226.1 или ст. 229.1 УК РФ.

Законодатель в числе обязательных признаков субъективной стороны контрабанды называет лишь вину. Мотив и цель при квалификации ст. 229.1 УК РФ значения не имеют.

Итак, мы приходим к выводу, что субъект контрабанды наркотических средств, психотропных веществ их прекурсоров или аналогов, растений либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, хотя и является общим, но имеет существенные особенности, отличающие его от субъектов других преступлений. Таможенный кодекс Таможенного Союза, действующий на территории Российской Федерации с 1 июля 2010 г., определяет субъекты контрабанды в соответствии с его функциями и конкретными действиями. Это такие лица, как декларант, нарушающий порядок декларирования перемещаемых через таможенную границу товаров; перевозчик - лицо, которое осуществляет перевозку через границу контрабандных товаров по поручению; заинтересованные лица - иностранцы, должностные лица и др. Каждый из указанных лиц является субъектом контрабанды, имеет особенности по признаку общественной опасности и степени вины, что должно влиять на строгость наказания на стадии вынесения приговоров судом.

Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ их прекурсоров или аналогов, растений либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, совершается с прямым умыслом, то есть виновное лицо должно осознавать незаконное перемещение наркотиков и желает этого.