Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

УЖЕСТОЧЕНА УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ЗА НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИКОВ

.docx
Скачиваний:
12
Добавлен:
24.01.2021
Размер:
20.88 Кб
Скачать

УЖЕСТОЧЕНА УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ЗА НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИКОВ (КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 31 ДЕКАБРЯ 2017 ГОДА N 494-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 228.1 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ")

Ермолович Я.Н., профессор кафедры уголовного права и криминологии ФГКОУ ВО "Московская академия Следственного комитета Российской Федерации", доктор юридических наук.

31 декабря 2017 г. Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон "О внесении изменения в статью 228.1 Уголовного кодекса Российской Федерации". В соответствии с принятым Законом п. "а" ч. 2 ст. 228.1 УК РФ был дополнен указанием на территорию воинской части в качестве места совершения преступления. В ст. 228.1 УК РФ установлена ответственность за незаконные производство, сбыт или пересылку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылку растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества. Квалифицированной разновидностью рассматриваемого состава преступления является сбыт наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, совершенный в следственном изоляторе, исправительном учреждении, административном здании, сооружении административного назначения, образовательной организации, на объектах спорта, железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта или метрополитена, в общественном транспорте либо помещениях, используемых для развлечений или досуга (п. "а" ч. 2 ст. 228.1 УК РФ). Рассматриваемый квалифицированный состав был дополнен указанием на совершение этого же преступления на территории воинской части. Таким образом законодатель признал повышенную общественную опасность сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов на территориях воинских частей. Если ранее это преступление квалифицировалось по ч. 1 ст. 228.1 УК РФ и влекло за собой наказание в виде лишения свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового, то в настоящее время оно наказывается лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового, т.е. ранее указанное преступление относилось к категории тяжких преступлений, а в результате пенализации стало относиться к категории особо тяжких преступлений.

Анализ статистических показателей судимости военнослужащих за совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ (ст. ст. 228 - 234 УК РФ), показывает, что количество указанных преступлений снижалось до 2006 г., затем отмечается рост количества подобных преступлений. На фоне снижения количественных показателей других преступлений этот процесс свидетельствует о росте уровня преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков. Так, например, хищения и незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в структуре преступности офицеров составляют в среднем за прошедшие 17 лет 2,94% от общего числа совершенных преступлений, при этом максимальное количество рассматриваемых преступлений в относительных показателях было совершено офицерами в 2013 г. и составляло 4,71% от совершенных офицерами преступлений, наименьшее количество рассматриваемых преступлений было совершено в 2002 г. и составляло 0,59% от общего количества совершенных офицерами преступлений. Последние 10 лет наблюдается рост количества осужденных за рассматриваемые преступления. По сравнению с показателями 2000 г. в относительных показателях количество совершенных офицерами преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, выросло более чем в 7 раз. В абсолютных показателях также наблюдается рост количества рассматриваемых преступлений по сравнению с показателями 2000 г. практически в 7 раз. В общем количество совершенных всеми военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, выросло с 3,14% в 2000 г. до 8,9% в 2014 г. Несмотря на то что преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, составляют малую долю от совершаемых военнослужащими преступлений, динамика этих преступлений не может не настораживать.

Следует иметь в виду, что в ч. 2 ст. 228.1 УК РФ предусмотрена ответственность только за сбыт наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. Тогда как незаконные производство или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, совершенные на территории воинской части, будут по-прежнему квалифицироваться по ч. 1 ст. 228.1 УК РФ.

В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 г. N 14 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами" отмечается, что под незаконным сбытом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов следует понимать незаконную деятельность лица, направленную на их возмездную либо безвозмездную реализацию (продажа, дарение, обмен, уплата долга, дача взаймы и т.д.) другому лицу (приобретателю). При этом сама передача лицом реализуемых средств (веществ) приобретателю может быть осуществлена любыми способами, в том числе непосредственно, путем сообщения о месте их хранения приобретателю, проведения закладки в обусловленном с ним месте, введения инъекции. Об умысле на сбыт указанных средств (веществ) могут свидетельствовать при наличии к тому оснований их приобретение, изготовление, переработка, хранение, перевозка лицом, самим их не употребляющим, количество (объем), размещение в удобной для передачи расфасовке, наличие соответствующей договоренности с потребителями и т.п. Вместе с тем не может квалифицироваться как незаконный сбыт реализация наркотического средства или психотропного вещества путем введения одним лицом другому лицу инъекций, если указанное средство или вещество принадлежит самому потребителю и инъекция вводится по его просьбе, либо совместно приобретено потребителем и лицом, производящим инъекцию, для совместного потребления, либо наркотическое средство или психотропное вещество вводится в соответствии с медицинскими показаниями. В тех случаях, когда лицо в целях лечения животных использует незаконно приобретенное наркотическое средство или психотропное вещество (например, кетамин, кетамина гидрохлорид), в его действиях отсутствуют признаки преступления, влекущего уголовную ответственность за незаконный сбыт этих средств или веществ. Сбыт следует считать оконченным преступлением с момента выполнения лицом всех необходимых действий по передаче приобретателю указанных средств (веществ) независимо от их фактического получения приобретателем, в том числе когда данные действия осуществляются в ходе проверочной закупки или иного оперативно-розыскного мероприятия, проводимого в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности". Изъятие в таких случаях сотрудниками правоохранительных органов из незаконного оборота указанных средств, веществ, растений не влияет на квалификацию преступления как оконченного.

Кроме того, предметами преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 228.1 УК РФ, являются только наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги, тогда как в ч. 1 этой же статьи, кроме указанных предметов преступления, в число предметов преступления включены также растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, либо их части, содержащие наркотические средства или психотропные вещества.

Определение наркотических средств и психотропных веществ дается в Федеральном законе от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах". Наркотическими средствами признаются вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 г. Под психотропными веществами понимаются вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 г. Аналогами наркотических средств и психотропных веществ признаются запрещенные для оборота в Российской Федерации вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят <3>. Конкретный перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, содержится в Постановлении Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681 "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями).

Криминообразующим признаком в п. "а" ч. 2 ст. 228.1 УК РФ выступает место совершения преступления - территория воинской части, которое относится к факультативным признакам состава преступления, т.е. не обязательно для квалификации, но в отдельных случаях, как рассматриваемый, имеет квалифицирующее значение.

Российское законодательство не содержит легального определения понятия "воинская часть". В научной литературе выделяются специфические признаки воинской части, благодаря наличию которых воинские части становятся участниками специальных военно-административных отношений:

- финансирование исключительно за счет средств федерального бюджета Российской Федерации;

- самостоятельность воинской части (корабля) проявляется в первую очередь в боевой деятельности, и, как следствие этого, воинская часть обладает необходимой для этого административно-хозяйственной самостоятельностью;

- повседневная деятельность воинских частей регулируется специальными военно-административными актами - общевоинскими уставами и уставами отдельных родов войск;

- наличие Боевого знамени воинской части и связанный с этим особый порядок формирования воинской части и специфическое (более нигде не присутствующее) основание для расформирования воинской части;

- наличие двойного собственного наименования (действительного и условного).

Воинская часть должна иметь, как правило, условное наименование, которое включает в себя словосочетание "войсковая часть" и пяти- или четырехзначное цифровое обозначение, также воинские части имеют печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием. В соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации. Воинская часть Вооруженных Сил Российской Федерации может являться юридическим лицом в форме федерального казенного учреждения. Дислокация воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется в соответствии с задачами обороны и социально-экономическими условиями мест дислокации. Передислокация воинских частей в пределах территорий, переданных в пользование Министерству обороны Российской Федерации, осуществляется по решению Министра обороны Российской Федерации, а от соединения и выше - по решению Президента Российской Федерации. Дислокация воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации допускается на основе международных договоров Российской Федерации.

Таким образом, под воинскими частями понимаются финансируемые из федерального бюджета Российской Федерации боевые формирования, являющиеся в тактическом, административном и хозяйственном отношении самостоятельными организационными единицами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба, повседневная деятельность которых регламентируется специфическими военно-административными актами - общевоинскими и специальными уставами, положениями, наставлениями и другими нормативными правовыми актами. К воинским частям относятся полки (корабли 1-го ранга), бригады, отдельные батальоны, дивизионы и авиаэскадрильи, не входящие в состав полков, корабли 2-го ранга, отдельные роты, не входящие в состав батальонов и полков, корабли 3-го ранга, а также другие им подобные воинские формирования.

Кроме того, создание и деятельность воинских частей как административно-хозяйственных единиц предусмотрены не только в Вооруженных Силах Российской Федерации, но и в войсках национальной гвардии, Федеральной службе безопасности и Службе внешней разведки Российской Федерации и других федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба.

Толкование термина "воинская часть" неоднозначно, в различных документах в этот термин вкладываются различный объем и содержание. В частности, этот термин употребляется в одном ряду с такими терминами, как "соединение" и "подразделение". Легального определения ни одного из этих терминов нет. Воинская часть занимает промежуточное положение между соединением и подразделением. Подразделением является структурный и системный элемент воинской части, не обладающий административно-хозяйственной самостоятельностью и другими признаками, присущими воинской части. Соединением является совокупность воинских частей или одна воинская часть, но выполняющая такие же задачи, как и соединение (например, мотострелковая бригада), структурно объединенные в единую систему для выполнения задач по функциональному предназначению. Органы управления соединения могут являться отдельной воинской частью. Основными соединениями Вооруженных Сил Российской Федерации являются мотострелковые бригады. В расширительном толковании под воинскими частями понимаются любые органы военного управления (например, центральное продовольственное управление, научно-исследовательский институт, отдельный радиотехнический узел, обособленный отдел хранения и т.п.).

Помимо военного законодательства, термин "воинская часть" используется в ч. 2 ст. 12 УК РФ, где устанавливается уголовная юрисдикция Российской Федерации в отношении военнослужащих воинских частей Российской Федерации, дислоцированных за пределами Российской Федерации, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, а также в международных договорах Российской Федерации для обозначения ограниченных контингентов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба, размещенных на территориях иностранных государств.

Соответственно под территорией воинской части следует понимать участок (участки) территории с четко обозначенными и согласованными границами, на которых дислоцирована воинская часть.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 494-ФЗ "О внесении изменения в статью 228.1 Уголовного кодекса Российской Федерации" был опубликован в "Российской газете" 9 января 2018 г. Поскольку сам указанный Закон не устанавливает порядок его вступления в силу, то в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" он вступает в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, т.е. 20 января 2018 г. С этой даты следует квалифицировать преступления по п. "а" ч. 2 ст. 228.1 УК РФ. Поскольку рассматриваемый Закон устанавливает преступность деяния и усиливает наказание, то в соответствии со ст. 11 УК РФ обратной силы не имеет.