Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

542

.pdf
Скачиваний:
4
Добавлен:
07.01.2021
Размер:
645.68 Кб
Скачать

корректировать с непременным учетом типологических особенностей.

Для того чтобы правильно решить вопросы типологии преступников, что имеет большое научное и практическое значение, необходимо определить принципиальные методологические подходы к этим приемам научного познания.

В целом же типология представляет собой расчленение целого на отдельные группы по наиболее важным, сущностным признакам.

Опираясь на результаты проведенного исследования, целесообразно выделить следующие чаще всего встречающиеся типы преступников, умышленно причинивших тяжкий вред здоровью: «уличный», алкогольно-наркотизированный и семейнобытовой. Выделение каждого типа осуществлялось на основе его наиболее существенных характеристик, отличающих его от других, содержащих признаки, относящиеся к определенной сфере жизни, мотивам поведения, особенностям личности.

Каждому выделенному типу дано название, отражающие характер преступных действий, степень устойчивости преступной установки, мотивационные критерии и другие психологические свойства. Каждое название в определенной мере условно.

По сфере проявления такого преступления, как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, мы, прежде всего, выделили «уличный» и семейно-бытовой типы.

«Уличный» тип («хулиганствующий»)

К нему мы отнесли всех тех лиц, которые причинили тяжкий вред здоровью на улицах, площадях, скверах и в других местах, которые можно отнести к общественным.

«Уличный» тип преступника непостоянен в своих социальных связях и отношениях с окружающими. Ему свойственна эмоциональная неустойчивость, высокая реактивность поведения, когда оно обычно принимает форму разрушительной реакции на внешние раздражители, сугубо субъективно воспринимаемые и оцениваемые. У некоторых представителей этого типа ярко выражено стремление к лидерству, подчинению себе других. Они вспыльчивы, долго помнят нанесенную действительную или мнимую обиду, агрессивны, вспышки ярости возникают легко и по любому незначительному поводу. В этом состоянии их поведение

40

может становиться неуправляемым, и они способны применить грубое насилие, выражающееся в убийствах, умышленном причинении вреда здоровью разной степени тяжести, в некоторых случаях влекущих смерть потерпевшего. Очень часто совершаемые ими преступления отличаются жестокостью.

Им свойственна враждебность, вспыльчивость, мстительность даже по отношению к незнакомым, случайным людям. Представители этого типа импульсивны, и импульсивность является их свойством, что выражается в неожиданных и кратковременных аффективных взрывах. Они несдержанны и склонны поступать по первому побуждению под влиянием внешних обстоятельств или собственных эмоций.

Изучение уголовных дел (по ст. 111 УК РФ), позволили определить, что жертвами «уличных» преступников в 15,7% были незнакомые люди, на которых они нападали во время учинения хулиганских действий.

По данным проведенного эмпирического исследования к числу преступников «уличного» типа относятся и те, которые в общественных местах умышленно причинили тяжкие телесные повреждения: из мести – 2,7%; на почве национальной или религиозной ненависти – 1%.

Насилие для такого типа столь же привычно, как каждодневный прием пищи, оно впитывается с детства, становится привычной формой общения и принятым способом разрешения конфликтов, даже случайных.

Семейно-бытовой тип

Представителями этого типа являются не только те, которые причинили тяжкий вред здоровью членам своей семьи, но и соседям.

Семейно-бытовому типу свойственны эмоциональные нарушения, психологическая, а иногда и социальная отчужденность, а также трудности, связанные с усвоением моральных и правовых норм. Последнее может зависеть от ненадлежащего нравственного воспитания. Они умышленно причиняют тяжкий вред здоровью чаще всего в связи с накопившимся аффектом в отношении того или иного члена семьи или ситуации, причем аффект возникает и развивается по своим внутренним закономерностям и автономно от

41

среды. Поэтому бывает так трудно, а часто и невозможно урезонить домашнего дебошира.

Для них насилие в быту, как и для «уличных» преступников, обычный способ поведения, также вели себя многие из их непосредственного бытового окружения.

Значительно возросшие за последние годы агрессивность и жестокость людей, выражающиеся в высоком уровне насильственных преступлений, прямо связаны с нарушением эмоциональных коммуникаций в семье. Эти коммуникации сейчас ослабли, семья меньше, чем ранее, способна эффективно контролировать поведение своих членов, которые, в свою очередь, далеко не всегда находят в ней возможность психологической разрядки и отдыха.

Сквернословие и побои четко представлены в отношениях родителей и детей, между супругами, между соседями. Изучение уголовных дел данной категории преступлений наглядно показывает, что преступник по отношению к своей жертве (из числа всех жертв) являлся членом семьи или родственником – 23,7%, намного реже соседом (5,3%) или приятелем (7,3%).

Обычная житейская практика убедительно свидетельствует о том, что в семье супругов-алкоголиков или постоянно пьющих, причинение телесных повреждений жене (мужу) совершается чаще и, как правило, в нетрезвом виде. Но это, как известно, не делает опьянение причиной совершения преступления. Опьянение лишь снимает внутренние запреты и возвращает, образно говоря, в состояние «дикости».

Поскольку среди всех преступников, признанных виновными в причинении тяжкого вреда здоровью, привычных пьяниц и даже алкоголиков, а также наркоманов достаточно много, как уже отмечалось выше, можно говорить и об алкогольно-

наркотизированном типе.

Его составляют те, кто находится в химической зависимости от алкоголя и наркотиков. Чаще всего такие субъекты оказываются нa социальном дне, и их ресоциализация представляет собой исключительную сложность. Как правило, она должна сопровождаться лечением.

Дезадаптация и отчуждение подобных лиц стремительно прогрессируют при наступлении таких поводов, как распад семьи,

42

уход от родителей, а также освобождение из мест лишения свободы,

– иными словами, их «скатывание» имеет место тогда, когда значительно ослабляется или вообще перестает действовать привычный, но достаточно жесткий социальный контроль. Здесь наблюдается внешне противоречивая картина: многие из них стремятся избавиться от такого контроля, но, обретая «свободу», в силу своей общей неприспособленности к жизни, весьма слабых субъективных адаптационных возможностей быстро деградируют. Некоторые из них осознают это, но не находят в себе сил изменить ставший обычным образ жизни, они систематически пьянствуют.

В аспекте потребления спиртных напитков представляют интерес данные, полученные в результате опроса преступников (осужденных по ст. 111 УК РФ). 85% из случайно сложившихся пьянствующих уличных компаний, ответили утвердительно о связи между совершением рассматриваемых преступлений и злоупотреблением алкоголя, наркотиков.

Подавляющее большинство не находят ничего предосудительного в доведении себя до состояния сильного алкогольного опьянения, в нецензурной брани в процессе выпивки и иных формах агрессии. К числу запретов, принятых в таких группах, относятся неформальные правила, регулирующие поведение участников компании, связанное с выпивкой: нельзя часто пить за чужой счет, наливать себе спиртного больше, чем другим, присваивать деньги или купленную на общие деньги водку, навязываться в компании, не внеся своей доли. В условиях дефицита денежных средств, при повышенной потребности в алкоголе такие проступки влекут суровые групповые санкции. Нетрудно заметить, что многие из перечисленных норм достаточно нравственны (например, запрет на присваивание общих денег), в то же время все они весьма красноречиво характеризуют этот низший, материально необеспеченный слой общества. Между тем в рамках именно этого «пьяного» (или «полупьяного») слоя совершается преступления, предусмотренные, в частности ст. 111 УК РФ. Причем в значительной части таких преступлений в нетрезвом виде были и преступники, и жертвы.

К этому типу отнести группы привычных пьяниц и алкоголиков, собирающихся для распития спиртных напитков. Между ними весьма возможны конфликты, которые нередко заканчиваются нанесением вреда здоровью разной степени тяжести и даже убийств.

43

В этих группах преступники, жертвы и свидетели относятся к низшему слою общества, это – социальное дно. Его составляют давно опустившиеся люди, большинство из которых давно не работают или работают лишь урывками, имеют невысокое образование и т.д.

Среди лиц, умышленно причинивших тяжкий вред здоровью, выделяется еще одна типологическая группа – совершившие это преступление по корыстным мотивам. Их не очень много, но они весьма опасны – пытаясь завладеть чужим имуществом, деньгами и т.д., они способны нанести жертве телесные повреждения. Такое бывает при разбойных нападениях или нападениях банды. Очень часто повреждения бывают излишними в том смысле, что и без них можно было бы завладеть деньгами или желаемым имуществом. Они наносятся потому, чтобы показать силу и жестокость нападающего, его полное торжество над жертвой.

Среди представителей этого типа довольно много молодых людей, для которых совершение преступлений представляется удачным способом показать себя.

Тяжкий вред здоровью может быть нанесен при изнасилованиях и насильственных действиях сексуального характера.

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно создать модель личности преступника, умышленно причиняющего тяжкий вред здоровью. Это чаще всего мужчина до 30 лет, безработный, имеющий рабочую специальность, со средним образованием, злоупотребляющий алкоголем.

Он импульсивен, что выражается в неожиданных и кратковременных аффективных взрывах. Он причиняет тяжкий вред здоровью чаще всего в связи с накопившимся аффектом в отношении того или иного человека или ситуации. Он не сдержан и склонен поступать по первому побуждению под влиянием внешних обстоятельств или собственных эмоций.

Подвержен влиянию внешнего окружения и тем нравам, которые господствуют в нем.

Совершает, преступление впервые (с применением холодного оружия или предметов, которые использует в качестве такого оружия), в состоянии алкогольного опьянения в ходе конфликтов со своим знакомым, родственником или членом семьи. Вину свою обычно признает.

44

_______________

45

4. ПРИЧИНЫ УМЫШЛЕННОГО ПРИЧИНЕНИЯ ТЯЖКОГО ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ

Проблемы определения причин преступности, связанной с умышленным причинением тяжкого время здоровью, несомненно, является дискуссионной в современной криминологии и неоднократно прежде поднималась в научных работах исследователей. Однако анализ различных точек зрения относительно спектра детерминанта рассматриваемого вида преступности позволяет определить те наиболее характерные причины, на которых наиболее часто останавливали внимание ученые-криминологи, а также в определенной степени дополнить этот спектр собственными выводами автора.

Причиной чаще всего считается объективная связь между явлениями, одним из которых собственно и является причина, порождающая при определенных условиях другое явление – следствие. Применительно к криминологии приведенная выше общая схема причинно-следственных связей дает основание говорить о причинах преступности как негативных социальных явлениях, которые порождают и воспроизводят преступность как свое закономерное следствие1.

Комплекс причин умышленного причинения тяжкого вреда здоровью можно условно представить в виде трех относительно самостоятельных сегментов. Первый из них включает в себя самые общие причины преступности, которые одновременно служат таковыми и применительно к умышленному причинению тяжкого вреда здоровью. Второй сегмент, включает в себя причины совершения всех или большинства преступлений, связанных с умышленным причинением тяжкого вреда здоровью. И, наконец, третий сегмент – это группа причин совершения конкретных преступлений рассматриваемого вида.

1 См.: Четвериков В.С. Криминология: Учебное пособие. М., 1996. С. 45.

44

Исследования общих причин преступности в отечественной криминологии ведутся более ста лет. И за этот период учеными получены результаты, позволяющие выявить, систематизировать и ранжировать множество факторов, влияющих на преступность в целом, свести их в единый многофакторный криминогенный комплекс. На основе многих изысканий в области поиска и определения причин преступности постепенно сформировалась криминологическая теория. В свою очередь, теоретическая концепция причин преступности стала базой для разработки основных подходов к предупреждению и противодействию отдельных видов преступлений.

Значительный вклад российских криминологов в построение целостной концепции причин преступности, сделанный в последние два десятилетия, основывается на методологических подходах различных криминологических научных школ. Однако и сегодня многие российские криминологические школы, вобравшие в себя базовые принципы науки советского периода, недостаточно дифференцированы в научной проблематике причин преступности2.

Между тем сделав экскурс в относительно недавнее прошлое отечественной криминологии, можно убедиться в том, что еще тричетыре десятилетия назад весь причинный комплекс преступности сводился, в основном, к двум факторам: 1) пережиткам в сознании людей, унаследованном от прошлой эпохи, отставании сознания от бытия; 2) тлетворному влиянию капиталистического окружения3. Подобное примитивное тоталитарное мышление, насильственно внедренное в криминологическую науку того периода, разумеется, не давало и могло дать хоть сколько-нибудь четких ориентиров относительно истинных причин преступности и, более того, затушевывало эти причины, искажало действительность и серьезно затрудняло предупреждение преступности и борьбу с ней.

Однако преступность должна объективно рассматриваться как социально и исторически обусловленное объективное явление, присущее в большей или меньшей степени любому современному человеческому обществу. Таким образом, становится очевидным, что преступность непосредственно связана с условиями жизни

2См.: Антонян Ю.М. Причины преступности. М., Издательский дом КАМРОН,

2005. С. 168.

3См.: Там же. С. 169.

45

именно того общества, в котором она существует, со всей системой общественных отношений. При этом преступность динамично развивается во взаимосвязи с конкретным обществом, которым данная преступность была порождена.

Как известно, социальные отношения отличаются многообразием и комплексностью, существуют на микро- и макроуровнях. Под макроуровнем социальных отношений, как правило, подразумевается отношения между человеком с одной стороны и обществом, государством – с другой. Говоря о микроуровне социальных отношений, обычно подразумевают внутригрупповые и межгрупповые взаимоотношения, а также отношения между отдельными людьми и их непосредственным социальным окружением, межличностные отношения между родственниками, друзьями, знакомыми, то есть в ближайшем окружении человека. Оба уровня отношений характеризуются частым столкновением интересов отдельных людей, социальных групп. На почве таких острых конфликтов интересов возникают стимулы для совершения преступлений.

По мнению ряда отечественных криминологов, к причинам преступности следует отнести социальные процессы, явления, порождающие, обусловливающие и стимулирующие совершение преступных деяний.

Помимо причин преступности в криминологии выделяются также условия, способствующие совершению преступлений. Под условиями в данном контексте понимаются конкретные и объективно существующие проблемы, недостатки в экономической, культурной, идеологической и иных сферах жизни общества. Причем условия сами по себе не порождают преступления, однако же способствуют, облегчают их совершению4.

По данному вопросу еще М.Д. Шаргородский выразил мнение, что «причинами преступности в широком смысле этого слова можно считать все те обстоятельства, без которых она не могла бы возникнуть и не может существовать. Но не все обстоятельства играют активную роль. Причинами преступности являются те активные силы, которые своим действием порождают ее существование. Причины конкретного преступления – это, таким

4 См.: Криминология. М., 1976. С. 124.

46

образом, те активные силы, которые вызывают у субъектов интересы и мотивы для его совершения»5.

Профессор Н.Ф. Кузнецова называла причины «основными детерминантами человеческой деятельности» и далее указывала, что «ее причинами признаются потребности и интересы, определяющие мотивацию»6.

Следует учитывать, что зачастую причины преступности имеют значение для криминологического анализа не сами по себе, не в отдельности друг от друга, а в комплексе, в некой совокупности, во взаимной детерминации. И лишь в этом едином и взаимообусловленном качестве подобные причины оказывают кумулятивное действие на преступность.

Целый ряд ученых-криминологов сходятся во мнении, что причинно-следственные связи в социальной среде нередко представляют собой сложную, длинную цепочку взаимодействующих звеньев между объективной действительностью и ее субъективным восприятием. Такая цепочка включает в себя индивидов, социальные группы и в целом все общество7.

Важный вклад в теорию причинности преступности внес профессор Д.А. Шестаков, разработавший целостный концептуальный методологический подход к основным уровням воспроизводства преступного поведения8. Методологически предлагается триединство в анализе причинного комплекса преступности – причины общесоциальные, социальнопсихологические и индивидуальные. Доказывается важная роль в продуцировании преступного поведения положений о социальных противоречиях. Далее, по мнению Д.А. Шестакова, образование социально-деструктивного механизма основано на взаимодействии

5Шаргородский М.Д. Преступность и ее предупреждение. СПб, 1966. С. 30.

6Кузнецова Н.Ф. Проблемы криминологической детерминации. М., МГУ, 1994. С. 187.

7См., например: Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 1982. С. 180.

8См.: Шестаков Д.А. Преступность как свойство общества. СПб. СПБГУ, 2001. С. 83, 106; Он же. Понятие преступности в российской и германской криминологии

//Правоведение. 1997. № 3. С. 107; Он же. Российская уголовно-правовая политика под углом зрения исторической тенденции к смягчению репрессии // Правоведение. 1998. № 4. С. 155.

47

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]