Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

2544

.pdf
Скачиваний:
6
Добавлен:
07.01.2021
Размер:
16.06 Mб
Скачать

Изучение психологического типа молодого солдата-сибиряка основано на воспоминаниях ветеранов. Это ещё неопубликованные материалы, собранные студентами СибАДИ в рамках программы Академии Исторических Наук по созданию многотомного издания «От солдата до генерала. Воспоминания о войне». Большинство ветеранов родом из Омской области и прилегающих районов, 1924–1926 гг. рождения. Все они попали на фронт в 1942–1943 гг.

В Сибири на момент начала войны было наводнение, вызванное разливом Иртыша, и вспыхнувшая впоследствии эпидемия сибирской язвы, что привело к неурожаю и голоду. Это усиливало отчаяние, ненависть к врагу и желание бороться у тех, кто остался в тылу. Известие о нападении фашистов на Родину вызвало шок, застигло многих врасплох. Для них, юношей и девушек 16 – 18 лет, мир уже разделился на две части – то, что было до начала войны, и то, что после. У многих накануне прошел выпускной бал. Начало взрослой жизни совпало с началом войны.

Никто не ставил под сомнение то, что будет бороться с врагом. Были даже случаи исправления в собственных документах своего возраста, чтобы скорее попасть на фронт, но большинство молодых людей всё-таки шли воевать по призыву и проходили обучение в военных учебных заведениях разного профиля.

И вот наступал момент, когда новоиспеченные солдаты сталкивались с врагом лицом к лицу. В непривычном грохоте обстрелов, свисте пуль трудно было что-либо понять. Смешивались чувства страха, тревоги, неопределенности. Молодость и желание отличиться у многих притупляло чувство страха. Первый бой оставлял неизгладимое впечатление, и почти для всех ветеранов он стал самым запоминающимся.

Огромное значение для солдата имели боевые товарищи. Именно благодаря взаимной поддержке солдаты не падали духом. Особый случай – когда вместе воевали родственники. Им было легче оттого, что рядом находился родной человек, но война есть война, тревога за близкого не покидала ни на минуту. Но не только родственники – просто земляки оказывали огромную моральную поддержку. Вообще для солдата товарищ – это не только знакомый человек, друг, но и вообще любой солдат, воюющий с ним на одной стороне. Когда ветераны рассказывают о товарищах, они всегда употребляют местоимение «мы» – их «я» неотделимо от бойцов, шедших рядом. Все были равны и друг другу одинаково важны и близки. Не имели значение ни на-

121

циональность, ни вероисповедание, была только воля к победе, которую осуществить возможно, только всенародно сплотившись. Гибель товарищей была тяжелым горем, невосполнимой утратой.

На войне были люди, которые помимо крепких товарищеских чувств испытывали чувство ответственности за солдат – это командиры подразделений. Для бойцов, особенно для новобранцев, командир был как отец. Он постоянно подбадривал, давал советы, защищал. С именами представителей верховного командования – И.В. Сталина и Г.К. Жукова, шли в каждый бой. Образ И.В. Сталина был неразделим с образом Родины.

Солдаты-сибиряки особенно остро ненавидели врага, вероломно напавшего на их Родину, разрушившего их планы на будущее, укравшего их молодость, их счастье, жизни родных и близких. Ненависть к врагу объединяла ещё больше. По мнению ветеранов, враг был излишне самоуверен, и, возможно, это его и погубило.

Отдельно хотелось бы отметить особенности женского военного пути. Судьба каждой женщины, прошедшей войну, уникальна и посвоему трагична. Военная специализация у них отличалась от мужской – как правило, им доставались профессии медсестер и связисток. Связисток называли «глазами и ушами армии». Но, пожалуй, самая опасная профессия была у военных медсестер, ведь им нужно было вытаскивать раненых с поля боя, прямо из-под огня, приходилось сдавать кровь для раненых и в истощенном состоянии продолжать работу. Всякая женщина, прошедшая войну, – это великая Женщина.

И вот наступил день, к которому так долго шли – конец войны, Победа. Даже мужчины не могли сдержать слез. Это были и слезы счастья, и горькие слезы утраты родных и близких… Одно объединяло всех – радость, великая радость и большие надежды, вера в светлое будущее, в мирное будущее, которое они отвоевали для себя и своих потомков. Ветеранам трудно передать те чувства, которые они испытали в тот момент, поэтому не каждый говорит об этом. Неизгладима память о войне. Поломанные судьбы, искалеченная молодость – такое никто не может забыть.

Итак, молодой солдат-сибиряк – человек, особенно остро ненавидящий врага и жаждущий бороться за Родину, стойкий, сильный, выносливый, самоотверженный. Семья и Родина – его главные ценности. Значение Победы для него огромно и невыразимо словами. Память – священна!

122

Иван Захарович Горскин. 2008 г.

ЭХ, ВСПОМНИМ, БРАТЦЫ, СТАРИНУ, КАК МЫ РАБОТАЛИ В ВОЙНУ!

О. Новикова, гр. ЭУТс-10В1 (научный руководитель канд. ист. наук, доц. Н.В. Кабакова)

Война всегда нас будет волновать – это такая великая беда, которая на четыре года покрыла нашу землю, и это никогда не будет забываться, и всегда к этому будут возвращаться все…

В. Высоцкий

Сегодня все начали постепенно забывать те подвиги, которые совершали наши дедушки и бабушки в далеких 1941–1945 гг. Уже давно отстроились разрушенные войной города, внедряются новые технологии, о которых в те, уже далекие 1940-е, годы даже и не мечтали. Но мы должны помнить, как они боролись и на фронте, и в тылу за наше будущее!

Из тех героев уже многих нет в живых, и тем важнее свидетельства поныне здравствующих. Мой дедушка, Иван Захарович Горскин, труженик тыла, рассказывает о своем военном детстве. Ему, тринадцатилетнему мальчишке, пришлось бросить школу и пойти трудиться на благо нашего народа, нашей страны.

«Хочу рассказать о себе и своих ровесниках, вместе с которыми в лихую годину своим трудом мы тоже ковали долгожданную победу. Трудно приходилось и тем, кто сражался на поле боя, и тем, кто остался дома: женщинам и детям.

123

Родился и вырос я в деревне Маломогильное. Детство и юность хорошо запечатлелись в моей памяти, наверное, потому что испытать

ипережить пришлось многое. Помню, как в 1933 г., во время коллективизации, отец, вступив в колхоз, отдал две лошади и двух коров. А его мать, моя бабушка Анна, не захотела объединять свое хозяйство с коллективным, на своем подворье оставила корову и жеребца Кольку. Но властям это не понравилось, пришли уполномоченные и силой забрали и Кольку, и корову. Так и остались мы ни с чем. Бывало, наведут нам с сестрой Любой водички с сахаром (когда он был, а случалось это редко), мы макали туда хлеб, а мать приговаривала: «Ешьте, дети, тюрю, молока-то нету. Где корова наша? Увели Советы». Да, было и такое.

До войны отец работал в колхозе. Мне было лет восемь, ходил с ним в поле, ухаживал за лошадьми. Во время сенокоса на лошадях перевозили копны. А в десять лет я уже греб на граблях.

Когда началась война, мне не исполнилось и тринадцати лет. Отец ушел на фронт, мать осталась с нами, четырьмя детьми. Так было почти в каждой семье. В деревне в основном женщины, дети и старики. Школу пришлось бросить. Я должен был помогать матери, потому что – мужчина, к тому же, самый старший. Зимой 1942 г. пошел работать в колхоз. Так началась моя трудовая жизнь.

Бригада дает наряд: до обеда съездить на поле за сеном, после обеда – за дровами. На завтра – что-нибудь другое. Случалось, возил хлеб в Любино, на элеватор. И так всю зиму. В апреле, как только стает снег, выезжали на табор: я и одиннадцать моих сверстников. Сейчас многих из них уже нет в живых, но память то и дело напоминает о былом. Это были хорошие друзья, прекрасные люди, с которыми работали и в войну, и после, делили пополам и радости, и горе: Василий Васильевич и Иван Васильевич Лукины, Григорий Иванович Филимонов, Владимир Петрович Чебаков, Николай Васильевич Субботин, Иван Прохорович Пахотин, Николай Михайлович Халуев. Вместе с нами трудились и девчата: Шура Филимонова, Лида Малетина, Клара Исакова и другие. Поварихой была Женя Проскурякова, ей было лет четырнадцать, а готовила она на двадцать человек.

Вот выезжаем мы на табор и живем там все лето. В пять часов утра нас будит бригадир, кормит повариха. После запрягали лошадей

ипахали до 10–11 часов вечера с небольшим перерывом на обед. За день нужно было вспахать норму – один гектар, и пять гектаров проборонить. А это значит – пройти по полю 50 км, и не только пройти, а

124

удержать огромный и тяжелый плуг, управлять им и лошадьми. И мы проходили, потому что, если не пройдешь, не дадут пайку – килограмм хлеба. Ходили за плугом и уставали до того, что с утра ты держишь плуг, чтобы он не упал, а вечером сам за него держишься, чтобы не упасть. И так до середины июня.

Домой нас не отпускали. В субботу запрягали пару лошадей, возили в баню, и опять – на табор.

А в июне начинался сенокос. Здесь было уже легче. Косить – не пешком ходить. Когда исполнилось нам по пятнадцать лет, косьба сменилась другой работой. Дали в руки вилы, и мечи сено. В августе поспевала рожь. Запрягали лобогрейки и убирали хлеб. Скошенная масса падает, и нужно вилами не только успеть убрать, но и уложить в кучи, чтобы можно было вязать снопы. Днем косили, а ночью возили с полосы и скирдовали. Всякое бывало. Иногда пока едешь, уснешь, лошади везут тебя, куда им надо, пока кто-нибудь не догонит и не разбудит.

Вот и до обмолота дожили. Женщины и девчата день и ночь крутят веялку, подрабатывают зерно. А мы грузим подводы и везем зерно в Любино, на элеватор. Утром выезжали, а возвращались часа в два–три ночи. И так изо дня в день. До самого снега на таборе и жили. А если до зимы обмолот не успевали сделать, приходилось и в это холодное время года на молотьбу ездить.

Так и работали всю войну. «Все для фронта, все для победы!» – этот лозунг для нас был главным.

В1945 г. война закончилась долгожданной победой. Отец вернулся с фронта. Где-то в 1943 г. в сражении под селом Старорус (Белоруссия) он потерял ногу, лежал в госпитале. Но для нас он был героем. Я же после войны в школу уже не вернулся, а так и продолжал работать.

В1947 г. мне исполнилось 18 лет, и я пошел в армию. Меня и еще нескольких ребят определили на флот и направили в Порт-Артур (Китай), где располагалась наша военно-морская база. Большее время службы мы проводили в море, всего на несколько дней высаживаясь на берег. Правда, когда в море были штормы, мы оставались на берегу, на базе. Мы работали на минном складе. Когда шторм заканчивался, опять выходили в море.

125

Сослуживцы. 1948 г.

После пяти лет службы я вернулся домой. Немного отдохнув, уехал в г. Омск. Там поступил на курсы судовых мотористов. Меня поселили в общежитие. На одном из вечеров ко мне подошла познакомиться девочка. Её звали Варвара. Мы провели весь вечер вместе и с тех пор больше не расставались. После окончания курсов я пошел работать крановщиком, и мы с Варей сняли квартиру, а через год у нас родилась дочка, Люда. Но в 1956 г. работы не стало, и мне пришлось записаться добровольцем на целинные земли. Нашу семью отправили в Любинский район, на Северную МТС. Там у нас родилась вторая дочка, Таня. Проработав год на МТС трактористом, после закрытия станции, я пошел конюхом на Большемогильский молочный завод. В 1958 г. у нас родилась дочка Оля.

В 1961 г. меня перевели в село Шулаевка. А через два года родился долгожданный сын, Иван. Когда ему исполнилось восемь лет, мы вернулись в Большемогильное. Меня приняли на молочный завод заведующим молокоприемным пунктом. Но в 1978 г. завод закрыли, и меня перевели в поселок Красный Яр в Любинский молочноконсервный комбинат кладовщиком сахарного склада, где я прорабо-

126

тал до 1994 г. Когда я вышел на пенсию, мне были присвоены звания ветерана труда и ветерана Великой Отечественной войны.

Сейчас мне 82 года. У меня четверо детей и девять внуков, которых я очень люблю, и которые любят меня.

Родные и близкие

Со временем у меня упало зрение, и из-за этого я иногда чувствую себя ненужным, но моя семья меня всячески поддерживает. Своими словами и действиями они поднимают во мне силу духа, и мне хочется жить и радовать окружающих».

127

АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВИЧ КОЛЕСНИКОВ

М. Рогатко, гр. МТ-10Д1 (научный руководитель канд. ист. наук, доц. А.А. Козлова)

Первое знакомство с Александром Дмитриевичем Колесниковым у меня произошло на встрече, посвященной его юбилею. Александр Дмитриевич произвел на меня огромное впечатление, это действительно легендарный человек!!!! Знакомясь с его жизнью, я еще больше стала восхищаться им!!!

А.Д. Колесников – сибиряк в четырнадцатом поколении, родился 19 августа 1919 г. в селе Афонькино, Ишимского уезда, Тобольской губернии (по-новому Казанского района Тюменской области) в крестьянской семье. По окончании Афонькинской начальной

школы учился в ШРМ (школе рабочей молодежи) села Ильинского, а затем на рабфаке в Ишиме.

В1938 г. поступил на истфак Уральского университета, но до конца доучиться не смог: в 1940 г. призвали в армию, на советскофинскую войну. Воевал доблестно, о чем свидетельствует его первая медаль «За отвагу». Служил на должности комсорга 295-го артиллерийского полка 138-й стрелковой дивизии (позже 70-й Гвардейской).

Всоставе этой дивизии в 1941 г. и начался боевой путь Александра в Великой Отечественной войне.

С десантом высаживался в Крыму, в марте 1942 г. за отражение особенно ожесточенной танковой атаки немцев был награжден медалью «За отвагу».

Вапреле 1942 г. назначен помощником начальника политотдела 138-й дивизии по комсомолу. Участник Сталинградской битвы.

128

17 июля в районе станицы Цимлянской дивизия вступила в бой с прорвавшимся из-под Барвенкова противником. Сражалась в Сальских степях, защищала Котельниково, Абганерово. В один из самых напряженных моментов боя врагам удалось обойти 650-й полк и окружить его штаб. В это время шла на пополнение рота учебного батальона. Александр остановил ее и организовал контратаку на прорвавшихся гитлеровцев. Штаб полка был освобожден. За это А. Колесников был удостоен второй медали «За отвагу».

В конце сентября 1942 г. 138-я дивизия была снята с передовой на южной окраине Сталинграда, переправлена за Волгу и переведена в резерв Ставки. Но уже 14 октября, когда бои достигли наивысшего накала, дивизия была подчинена 62-й армии, и командарм генерал Чуйков тут же приказал переправиться через реку и занять территорию завода «Баррикады». В ночь на 15 октября бойцы дивизии прошли через территорию завода и заняли позиции на восточной окраине Скульптурного парка. Там разгорелись жестокие бои, Александр по своей должности всегда находился в частях, а не при штабе. Он проводил комсомольские собрания, прямо на передовой выдавал комсомольские билеты, совместно с политработниками подбирал комсоргов рот, батальонов и полков.

18 октября по приказу командарма части 308-й и 138-й дивизий, сражавшихся в Скульптурном парке, вынуждены были отойти непосредственно в заводские цехи: противник обошел их на флангах. С этого дня бои шли уже непосредственно на «Баррикадах» – совпадение случайное, но символическое.

Позже Александр принял участие в Курской битве, форсировал Днепр, воевал на Правобережной Украине. Был трижды ранен, а после четвертого ранения признан ограниченно годным к службе, но остался в армии.

Демобилизовался в 1945 г. в звании майора и был направлен на должность секретаря Омского обкома комсомола, заведующим областным отделом культпросветработы, продолжая заочно учиться. С отличием закончил Омский пединститут и Высшую партшколу. С 1948 г. начал изучать историю Сибири, обратившись к исследованию центральных и областных архивов. С 1959 г. – на преподавательской работе. В 1967 г. защитил кандидатскую диссертацию по теме «Заселение и освоение Среднего Прииртышья в XVIII – первой половине XIX вв.» и был привлечен к написанию «Истории Сибири», первые тома которой вышли в 1969 г.

129

В 1973 г. Александр Дмитриевич защитил докторскую диссертацию на тему «Изменения в размещении и численном составе русского населения Западной Сибири в XVIII – начале XIX вв.». Одной из главных тем его научных интересов, исследований была история Великой Отечественной войны, в особенности подвиги земляковсибиряков. Помимо научных и научно-популярных работ, а их у него опубликовано около 400, писал и художественную прозу: в свет вышло более 30 книг и брошюр.

Не ограничиваясь научной и писательской деятельностью, Александр Дмитриевич занимается и общественной работой. Он был инициатором создания и четверть века активным руководителем Омского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, организатором и участником многочисленных научнопрактических конференций. В течение 10 лет был председателем Омского отдела Географического общества, был в составе редколлегии и научным консультантом «Книги памяти» (11 томов), «Солдаты Победы» (8 томов).

За активную и многолетнюю научную и общественную деятельность А.Д. Колесников отмечен званиями лауреата премии им. М.В. Певцова, он – почетный член Русского географического общества и Омского регионального отделения Русского географического общества, Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.

Участник Великой Отечественной войны Александр Дмитриевич Колесников награжден четырьмя орденами и тремя медалями «За отвагу» и др.

В 2007 г. удостоен знака и диплома «Общественное признание», учрежденного объединением «Форум» «Общественное признание».

Александр Дмитриевич прекрасный исследователь истории нашего края – Сибири. Об этом свидетельствуют его научноисследовательские работы. Научные исследования доктора исторических наук, профессора Александра Дмитриевича Колесникова содержат разнообразный по тематике материал. В поле его зрения на протяжении ряда десятилетий оказывались вопросы, связанные с изучением истории освоения и заселения Сибири, возникновением русских деревень, процессами роста русского сибирского населения, обусловленные механическим и естественным приростом. В основу разработки коренных вопросов сибирской истории А.Д. Колесников положил важный методологический тезис С.В. Бахрушина о необходимости

130

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]