Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

2544

.pdf
Скачиваний:
4
Добавлен:
07.01.2021
Размер:
16.06 Mб
Скачать

рионова. По его возвращении домой отправился в далекую Сибирь Иван Ларионов вместе со своими сыновьями: Аполлоном, Петром, Дмитрием, Иваном и Яковом, вместе с ними ехали и сватовья: Доронин Степан и Ремезов Иван. До Тюмени ехали железной дорогой, а дальше шли своим ходом, то есть на лошадях и пешком.

На обзаведение государство дало им денег на коня, на зерно и питание. Местом проживания поселенцам определили деревню Новоархангеловка Любинского района. Но туда не доехали, остались зимовать в Баженово, нанялись в работники, расселились по баням. И лишь весной вышлина отведенноеместо, расселилисьна берегуозера.

Царь в честь рождения дочери выделил переселенцам красного дерева на строительство и готовые рубленые избы. У баженовского лавочника Железовского брали на развод под будущий приплод ягнят, телят, зерно, а нижнеиртышский Нифонтов привозил картошку, которую также давал под будущий урожай.

Обследовавший жизнь поселенцев уездный чиновник в июне 1892 г. писал, что все взрослые заняты заготовкой леса для изб, а малые дети с матерями ходят в Баженово и Шипицино за подаянием к старожилам. Из этого же обследования известно, что Ивану Ларионову было тогда 56 лет, его сыну Петру – 35 лет, у Петра был сын Яков четырех лет.

Так Ларионовы закрепились в Михайловке. Прошли годы, Яков Петрович женился на Анастасии Акатьевне, которая родилась в 1880 г. в д. Михайловка, вместе они вырастили 9 детей: семерых сыновей – Григория, Пантелея, Прокопия, Петра, Федора, Михаила, Николая и двух дочерей – Прасковью и Марию. Крестьянская семья жила в старом домике. Много было забот и хлопот, но не сетовали супруги на судьбу. Жили они дружно, себя кормили, хотя считались бедными. В 1938 г. Яков Петрович заболел и умер. Все тяготы жизни легли на плечи Анастасии Акатьевны. Дети работали вместе с матерью в колхозе и дома.

И вот грянула Великая Отечественная война. С первых дней стала Анастасия Акатьевна провожать сыновей на фронт. А потом горе накатилось неотвратимой волной. Полетели в дом извещения о гибели сыновей. Григорий стал первым, так как был военным. Михаила призвали в армию 20 сентября 1939 г., он был стрелком. Убит 25 апреля 1943 г., похоронен в Ленинградской области. Пантелей был призван 21 августа 1941 г., погиб и похоронен в Кировоградской области. Ушел на фронт и Федор 21 августа 1941 г. Ушли Петр и внук Григо-

101

рий 8 февраля 1944 г., зятья Егор Федорович Ремизов и Иван Никитович Коляда. Погибли все.

Казалось бы – не устоять против такого удара. Устояла. Член колхоза им. Буденного с 1931 г., она по привычке успевала работать в колхозе и дома. Приходилось самой ходить в лес и вязанкой носить дрова, пни, хворост, кору. Сдавала государству мясо, молоко, шерсть. Не сломило простую крестьянскую женщину невосполнимое горе. Мужественно и спокойно несла она свой крест. И только лишь потому, что знала: не просто пали её сыновья, а пали на поле битвы за своё Отечество.

В трудные послевоенные годы, когда в каждой семье было своё горе и утрата, к Анастасии Акатьевне подошли с общими мерками. Как часто бывает, вспоминаем о человеке, когда его рядом нет.

Теперь память об Анастасии Акатьевне увековечена в памятни-

ках.

В1973 г. в деревне Михайловка был открыт обелиск героямземлякам, отдавшим свои жизни на защиту Отечества. Память о сыновьях А.А. Ларионовой увековечена на этом обелиске в центре деревни. Памятник был спроектирован местным учителем изобразительного искусства – П.И. Калининым, а в мае 2007 г. обелиск отреставрирован.

1 сентября 2000 г. в Михайловской средней школе была открыта Памятная доска, посвященная А.А. Ларионовой.

8 мая 2002 г. в г. Омске и 22 июня 2002 г. в р.п. Саргатское были торжественно открыты памятники Анастасии Акатьевне Ларионовой, простой сибирской женщине, жительнице д. Михайловка Саргатского района, матери, отдавшей на алтарь Отечества семерых сыновей.

При жизни Анастасию Акатьевну не баловали ни власти, ни судьба. Никто не ведает, сколько выпало ей бессонных, рвущих душу ночей, как кричало от боли сердце. И только спустя 30 лет после смерти А.А. Ларионовой материнский ее долг был оценен по достоинству.

Вг. Омске памятник установлен рядом с музеем воинской славы омичей. Авторы памятника – скульптор С.А. Голованцев и архитектор М.М. Хахаев. Скульптор изобразил не символ, но живую женщину, сумел точно выразить в памятнике психологические переживания персонажа, ставшие понятными и близкими каждому. Мать Анастасия изображена стоящей у калитки в простой старой одежде.

102

Скорбное лицо обрамлено платком, горе запечатлелось в морщинах лба. Глаза устремлены вдаль в надежде увидеть силуэты детей. Левая рука сильно прижата к сердцу, чтобы сдержать его боль. Одна живая душа разделяет ее чувства – это собака, прижавшаяся к ногам хозяйки. А женщина стоит босая на земле, соединяясь в единое целое с ней и сливаясь в сознании людей в образ матери-земли. Удивительно простое, но пронзительное решение образа простой русской женщины. Сзади мать Анастасию окружают семь березок, напоминающих о погибших сыновьях. Памятник выполнен без высокого постамента и не подавляет своими размерами. Он соразмерен человеку и окружающему пространству. Его отмечает глубокое гуманистическое содержание и большая выразительность.

Найти данные о жизни А.А. Ларионовой оказалось нелегко, восстановить прошлое я попыталась из воспоминаний односельчан и родственников, тех людей, которые общались с Анастасией Акатьевной лично.

Поделился своими воспоминаниями ветеран Великой Отечественной войны Петр Павлович Доронин:

«…Яков был у них отец, жили они дружно. По порядку помню: Пантелей, Григорий, дальше Прокопий, Фёдор (он со мной в колхозе работал), Михаил – помоложе, Николай и Петька. Лошадь имели, работали все, сено косили, скирдовали. Пантелей и Прокопий на нашей улице жили с семьями, Григорий жил в городе.

Война началась, одного за другим стали призывать братьев Ларионовых, и меня вскоре призвали.

В ноябре 1945 г. я пришел домой, в колхозе тогда было 40 человек, и никто тогда ни словечка не замолвил о Настасье. Агафонов тогда был председатель, прихожу я к нему, говорю: «Слушай, хоть бы воз дров привезти бабе Насте». Он ответил: «Есть у тебя время – вези». Нет, никакого внимания не было по отношению к матери, только после её смерти зашевелились. Может, время такое было, люди очерствели. У неё ведь и два зятя погибли, один из Глебовки, другой из Преображеновки…»

Рассказывала внучка Анастасии Акатьевны, дочь погибшего сына Пантелея, Вера Пантелеевна Верещагина:

«…Всех проводила баба Настя на фронт, я тогда еще маленькой была. Нашего папку забрали сразу, как началась война, вскорости его и убили. Бабушка была одна, но огород садила, скотину держала. Я была маленькая, у неё жила, скучно ей было.

103

Она всё ребят своих ждала.

В то время носили вещи продавать, меняли на картошку, а мы огород большой садили. Она всё покупала: материал на костюмы, да на пальто: «Вот придут мои ребята, будут себе шить костюмы». Она всё ждала, что кто-нибудь да вернется.

Часто бабушка Настя повторяла: «Вот придут мои ребятушки, тогда хорошо нам будет». Моему мужу она говорила: «Я, сынок, никогда не была в больнице, я никогда не болела. У меня только глазки не видят». Она была худенькая, высоконькая, а зубы у неё были все целые, даже когда уж совсем старенькой стала. А глаза выплакала, да высмотрела на дорогу… Хоть у мамы и семья была, но я почему-то всё у бабы Насти жила, наверное, скучно ей было одной…».

Воспоминания эти позволяют увидеть, как тяжело приходилось Анастасии Акатьевне. В каждом рассказе правда, боль, слезы… и нравственная чистота, патриотизм, словом, все то, чего нам так не хватает сегодня.

Всего 184 моих земляка не вернулись с фронта (их имена – на обелиске в центре деревни), а ведь у каждого – своя история, семья, судьба…

СОЛДАТ ПОБЕДЫ ЗАХАРЧЕНКО ИВАН ИВАНОВИЧ

С. Захарченко, гр. ПГСб-10П1 (научный руководитель канд. ист. наук, доц. Н.В. Кабакова)

Подвигу лежит дорога в вечность, и над ним не властвуют года.

Более шести десятков лет минуло с тех пор, множество событий, больших и малых, прошло. Но не властно время над памятью. 9 мая, в День Победы, собирает дедушка детей и внуков и ведёт к могиле своего отца, а моего прадеда, Ивана Ивановича Захарченко. Прадедушка похоронен в селе Красный флаг, Москаленского района, Омской области. Умер он 23 февраля 1986 г. От своего деда я узнал много интересного о моем предке. К тому же, у дедушки сохранились записи прадеда о войне.

104

И.И. Захарченко родился 18 августа 1918 г. в с. Новоцарицино в семье крестьянина. Жизнь его не баловала. Семья была большая, работать в селе дети начинали в то далекое время очень рано. Само село Красный флаг – исторический памятник. В 1920 г. здесь образовалась коммуна. Государство выделяло деньги и технику на ее содержание. Родители прадедушки работали и жили в бригаде, которая находилась в пяти километрах от села. Домой приходили только по субботам. А дети оставались дома одни.

Так прошло детство, и наступила юность, а вместе с ней пришла пора службы в армии. В 1939 г. Иван Иванович был призван на действительную военную службу. Тревожно было в это время в мире. 1 сентября 1939 г. началась Вторая мировая война. Служил прадед на Дальнем Востоке пограничником.

22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война. Шли ожесточенные бои за столицу нашей Родины, Москву. Враг был на окраине города. 5 декабря 1941 г. началось контрнаступление наших

войск под Москвой. Но сил

 

 

не хватало, и стали образо-

 

 

вываться

отряды

ополчен-

 

 

цев. В то же время Ставка

 

 

принимает еще одно реше-

 

 

ние о переброске с Дальнего

 

 

Востока под Москву не-

 

 

скольких

дивизий.

Именно

 

 

сибиряки

выиграли

битву

 

 

под Москвой, как признава-

 

 

ли многие полководцы. Иван

 

 

Иванович, будучи участни-

 

 

ком того сражения, был тя-

 

 

жело ранен, попал в госпи-

 

 

 

 

таль, где пролежал восемь

 

 

месяцев. А потом вновь про-

 

 

должился

фронтовой

путь

 

 

солдата.

 

 

 

 

 

В 1942 г. прадедушка

 

 

вступил в партию. И до кон-

 

 

ца своей жизни он оставался

 

 

 

 

в рядах КПСС.

 

 

Иван Иванович Захарченко. 9 мая 1985 г.

105

Вот дальнейшие вехи фронтового пути моего прадеда: Сталинградская битва, когда земля горела под ногами, от взрывов не было видно солнца, кровавой казалась вода в Волге, но никто не отступил; форсирование Днепра; освобождение Правобережной Украины и её столицы Киева.

Воктябре 1943 г. прадед получил свою первую награду: он был награжден медалью «За отвагу».

После войны Иван Иванович много читал. У него была прекрасная библиотека. Когда вышел роман К. Симонова «Живые и мертвые», он сказал моему дедушке: «Нет здесь и половины того, что было на самом деле». Дедушка у него спрашивал, страшно ли было на войне, и прадед отвечал: «Конечно, страшно. Тот, кто говорит, что не страшно, лжёт. Всем страшно. Каждый просто выполнял свой долг, думал о судьбе Родины, которую топтал враг. Ненависть к нему придавала силы».

Прадед был разведчиком, помощником командира взвода. Его воинское звание – сержант. Пять раз он был ранен за время войны и столько же возвращался в строй.

После сокрушительных поражений под Сталинградом, на Курской дуге, на Правобережной Украине гитлеровская Германия пыталась во что бы то ни стало удержать страны Восточной Европы на своей стороне. Но наши войска в 1944 г. перешли советскую границу. Началось победное шествие Красной армии по странам Восточной Европы.

Вначале октября 1944 г. войска 2-го Украинского фронта, в составе которого воевал И.И. Захарченко, завершив освобождение Румынии, подошли к венгерской границе и развернули наступательные действия, имевшие целью вывести Венгрию из войны и повернуть её против Германии. Начались ожесточенные сражения. В конце декабря 1944 г. наши войска завершили окружение крупной группировки противника. Упорные бои за освобождение Будапешта продолжались почти два месяца. 13 февраля 1945 г. советские войска освободили столицу Венгрии – Будапешт от немецко-фашистских захватчиков.

А дальше была Австрия, освобождение Вены, а в апреле начался штурм Берлина. Во всех этих операциях принимал участие и мой прадед, Иван Иванович Захарченко.

106

Иван Иванович Захарченко.1939 г.

Передо мной фотография. С неё на меня смотрит красивый человек. Простой, открытый взгляд, среднего роста, подтянут. В его внешности нет ничего героического. Таким был мой прадед.

Впоследствии, после войны, Иван Иванович работал учетчиком на животноводческой ферме. Прожил прадед всего 68 лет. Я думаю, что на его здоровье сказались ранения, фронтовые переживания, послевоенная разруха.

У моего прадеда 14 наград, из них пять фронтовых: медали «За отвагу», «За освобождение Будапешта», «За освобождение Вены», «За взятие Берлина», орден Отечественной войны II степени. К 40-летию Победы И.И. Захарченко был награжден орденом ОтечественнойвойныIстепени.

Вот такой у меня героический прадед, о котором бережно хранится память в нашей семье.

107

МОИ ПРЕДКИ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

А. Козлова, гимназия № 26, 4 «3» класс (научный руководитель Н.И. Светлая)

Вспомним всех поименно Горем вспомним своим… Это нужно не мертвым, Это надо живым…

Р. Рождественский «Реквием»

Уже прошло более 70 лет с того момента, как 22 июня 1941 г. без официального объявления войны гитлеровская Германия вместе с многочисленными союзниками напала на нашу страну, которая тогда называлась Союзом Советских Социалистических Республик. Наши предки ответили на это вероломное нападение Отечественной войной, т.е. все силы народа были направлены на победу над фашистами, и не было ни одной советской семьи, которой не коснулось бы черное крыло войны. 28 млн человек, наших прадедов не вернулись с фронта, но победа ковалась не только на фронте, а и в тылу, когда по 12–14 часов трудились на заводах, делая снаряды; в поле, выращивая продукты питания для солдат. Я заинтересовалась, а какую роль сыграли мои предки в победе над Гитлером, чем они занимались в период с

1941 по 1945 гг.

Мой папа рассказывал мне, что оба его дедушки погибли на фронте, причем не только он сам, но и дедушка с бабушкой никогда не видели своих отцов, хотя кое-что все-таки об их судьбах удалось узнать, причем многое, благодаря электронному Интернет-архиву, составленному к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Папин дедушка по отцовской линии, Михаил Кононович Козлов (1914 г. рожд.), был призван на фронт после победы Красной армии под Москвой в январе 1942 г. Он воевал в составе 146-й отдельной лыжной стрелковой бригады, был командиром взвода. Как только эту бригаду сформировали, сразу бросили под город Демянск Новгородской области, где шли ожесточенные бои. Прадедушка погиб в битве у деревни Белый Бор (возле Демянска), которую немцы в самом начале войны превратили в неприступную крепость. Она была взята 26 ав-

108

густа 1942 г., но мой прадедушка не дожил до этого, погибнув 15 августа.

Папин дедушка по материнской линии, Валехжан Шакамалов (1909 г. рожд.), был связистом. Его призвали в армию зимой 1942– 1943 гг. После окончания курсов связистов он воевал в артиллерийском пушечном полку с февраля по октябрь 1943 г., налаживал связь в тяжелейших условиях, дослужился до ефрейтора. Он погиб, прокладывая связь через реку Днепр. Данные об этом хранятся в военных архивах.

Мамин дедушка по отцовской линии, Петр Ефимович Бейгул, на фронт не призывался, поскольку имел военную бронь, т.к. работал в шахте в известном центре по добыче угля г. Черемхово Иркутской области, причем был одним из лучших шахтеров: дедушка рассказывал, что фотография прадеда висела на доске почета, т.е. он постоянно перевыполнял норму выработки угля. Уголь был необходим фронту. Сталь, из которой отливали танки, катюши, гаубицы и другие орудия, выплавлялась в доменных печах, для этого и был необходим высококачественный уголь, добывавшийся в Черемхово. Ра-

ботать приходилось по 12–14 часов в день, конечно, не было никаких выходных и отпусков. Но шахтеры понимали, для какой цели они трудятся, что они здесь в тылу тоже приближают победу. Был даже лозунг «Все для фронта, все для победы».

Мамин дедушка по материнской линии, Василий Яковлевич Годлевский (1925 г. рожд.), был призван на фронт зимой 1944 г., когда Красная армия уже выходила на границы СССР, и началось освобождение народов Европы от фашистов. Зимой 1945 г. мой прадедушка участвовал в боях по освобождению Польши. В январе во вре-

109

мя Висло-Одерской операции Красной армии он был ранен, осколком снаряда ему оторвало стопы обеих ног, после чего он попал в госпиталь, где и провел остаток войны и даже встретил день Победы. После этого прадедушка вернулся в село Гладиловка Тюменской области. К сожалению, он умер в 1948 г. черездва года после рождения бабушки.

Родной дядя моей бабушки, Алексей Иванович Смольников(1925 г.рожд.), был призван на фронт осенью 1943 г., когда шло контрнаступление Красной армии после битвы на Курской дуге. Он был летчиком, и воевал в составе 1-й

воздушной армии, входившей во 2-й Украинский фронт. В октябре он был ранен на реке Днепр, попал в госпиталь, где пролежал до лета 1944 г. Затем он участвовал в Ясско-Кишеневской операции, в ходе которой 24 августа был освобожден Кишенев (столица Молдавии), а затем в освобождении Болгарии. После этого бабушкин дядя участвовал в боях за освобождение Будапешта. А закончилась война для него на территории Чехословакии, после освобождения ее столицы Праги

8 мая 1945 г.

110

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]