Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Кле М. Психолгия подростка..doc
Скачиваний:
28
Добавлен:
07.02.2015
Размер:
279.55 Кб
Скачать

III. Отрочество в жизненном цикле человека: определение, продолжительность, проблематика

1. Продолжительность отрочества в жизненном цикле

Отрочество — период жизни, лежащий между детством и взрослостью. Это кажущееся простым определение содержит проблему, особенно если речь заходит о конечной точке отроче­ства. Несомненно, что пубертат представляет собой его легко определяемое начало/ а постепенное половое созревание значи­тельно меняет процесс взросления, но с окончанием отрочества, совпадающим с включением индивида в общество взрослых, все обстоит иначе.

.Достижение пубертата знаменует вступление в отрочество, универсальная точка отсчета которого определяется биологиче­ским созреванием: в течение относительно короткого периода, в среднем 4 лет, в организме произойдут глубокие изменения — и тело приобретает свои окончательные половые особенности. Одна­ко использование простых и очевидных биологических критериев провоцирует ряд затруднений. Во-первых, хронологический воз­раст является не слишком точным индикатором биологического

возраста, особенно если учесть характеризующие пубертат огром­ные межиндивидуальные различия. Эти различия может увидеть каждый: одна девочка 13 лет может обладать телом взрослой женщины, в то время как ее подруга того же возраста будет иметь детскую фигуру.

Далее, если для девочки появление первых менструаций является определенным показателем пубертатного созревания, то установление мужской половой зрелости проходит в отсутст­вие четких признаков, так как, хотя наличие в моче живых сперматозоидов может быть точно определено в лабораторных условиях, за ее пределами следует прибегнуть к таким призна­кам, как развитие яичек или оволосение лобка.

Наконец, периоду созревания половых органов, ответствен­ных за первые менструации у девочек и выработку семенной жидкости у мальчиков, предшествует период от 1 до 2 лет, во время которого постепенно формируются пубертатные механиз­мы. Более разумно связать начало отрочества с появлением этих первых признаков, лежащих в начале полового созревания.

*

120

Но основная проблема в установлении продолжительности отрочества в ходе индивидуального развития состоит в определе­нии его конца. Отрочество заканчивается с вхождением челове­ка в мир взрослых, однако, по крайней мере в нашем обществе,

достижение взрослого статуса на имеет точных, общепринятых критериев. Переход от отрочества к взрослости представляет, скорее, усложняющийся процесс, за которым стоит важный период индивидуального развития. Можно выделить определен­ное число событий, которыми отмечен этот переход: окончание учебы, включение в рынок труда, уход из родительского дома, нахождение партнера и создание собственной семьи. Однако, как мы уже это отмечали в I главе, порядок этих событий и время их протекания меняются в ходе истории. Достижение взрослого статуса также меняется в зависимости от эпохи и культуры; в нашем обществе оно не институализировано и опре­деляется по смутным, изменчивым и нормативным критериям.

А. Продолжительность отрочества: психологическая перспектива

Трудность нахождения конца отрочества ясно прослеживается в разных определениях продолжительности подросткового возраста,

приводимых в психологической литературе. «В психологическом плане отрочество — это состояние души, способ существования, возникающий с начала пубертата и кончающийся тогда, когда индивид достигает независимости в своих поступках, т.е. когда он созрел социально и эмоционально и обладает необходимым опытом и мотивацией для исполнения роли взрослого» (Stone, Church, 1973, p. 217). Небольшую ясность вносит Хоррокс, когда утверждает: «Отрочество кончается, когда индивид достигает социальной и эмо­циональной зрелости и получает опыт, способность и желание при­нять на себя роль взрослого, выражающуюся в широком веере поступков — так, как она задана той культурой, в которой живет» (Horrocks, 1978, р. 15).

Эти дефиниции отражают, скорее, замешательство исследовате­лей, когда речь заходит об исчерпывающем определении окончания отрочества; это период развития между детством и взрослостью, имеющий биологическое начало и определяемый культурой конец. Подростковый период — всеобщее явление, хотя, как мы отмечали в I главе, в качестве специфического этапа жизненного цикла он признан сравнительно недавно- Мысль о существовании состояния, отличного от детства и взрослости, характерна для всех известных обществ и исторических периодов (Eisenstadt, 1960). Везде, во

121

всех культурах существуют слова для обозначения этого состоя­ния (Linton, 1936). Однако продолжительность отрочества силь­но варьирует в зависимости от культурного контекста. Этот период относительно короток у примитивных племен и продол­жителен в нашей культуре, охватывая практически все десяти­летие между 11 и 20 годами.

Б. Конец отрочества: психоаналитическая перспектива

Тем не менее Петер Блос (Bios, 1979) попытался решить проблему окончания отрочества, выделив четыре психологиче­ских критерия, позволяющих провести границу между типич ными структурами подросткового и взрослого самосознания.

Первый из этих критериев — то, что Блос называет «вторич­ным процессом индивидуализации в отрочестве». Его механизмы соотносимы с механизмом интроекции первого объекта любви — образа матери, позволяющим ребенку сформировать первое при­митивное представление о самом себе и наметить первую грань между субъективной реальностью и внешним миром. Механизмы этих процессов вновь активизируются во время пубертатного пери­ода. Однако в это время будет найдена грань между двумя субъек­тивными реальностями: представлением о себе и интериоризованными родительскими образами, что необходимо связано с отдалением или деидеализацией объекта любви и что, согласно Блосу» может вызвать такие разрушительные последст­вия для личности» как уход в свой втгутренний мир или в асоци­альное поведение.

Второй критерий связан с «временной протяженностью» само­сознания. Подросток впервые сталкивается с реальностью времени, необходимостью правильного осознания своего прошлого и составле­нием планов на будущее. Экзистенциальная тревога, связанная с этим новым опытом, впервые сталкивает его с трагическими аспек­тами бытия. Отныне юноша осознает «остаточные травмы», отме­ченные нарциссическими шрамами ностальгии и навеки утерянными детскими иллюзиями, являющиеся не чем иным, как личной драмой каждого человека.

Согласно Блосу, этот длительный процесс становления взрос­лого самосознания завершается формированием половой принад­лежности. Это понятие отлично от той «родовой принадлежности», которая была сформирована ранее, когда ребенок столкнулся с необходимостью принятия телесного образа Я определенного пола. Это более общий процесс, ибо он включает в себя интеграцию

122

неадекватных (мужских или женских) составляющих «родовой принадлежности» в рамках новой психической структуры — Я-концепции, что ведет к постепенному отказу от инфантиль­ных привязанностей и к формированию характерных для взрос­лого стабильных межличностных отношений.

В. Отрочество и ювость: социологическая перспектива

В конце 60-х годов Европу и США потрясли многочисленные социальные движения: и майские события 1968 г. во Франции, и волнения в американских студенческих городках вывели мо­лодежь на авансцену политической и общественной жизни. В это время было опубликовано множество социологических ра­бот, которые пытались раскрыть лежащее за этими движениями становление молодежи как особой социальной группы, имеющей общие установки и специфические притязания. Этот феномен напоминал «открытие» отрочества в начале века.

Кенистон (Keniston, 1970), исследовавший в 60-е годы различ­ные группы молодых инакомыслящих американцев, не колеблясь, указывает на то, что отныне в жизненный цикл человека врывает­ся новый период. Группа, которую он обозначает как молодежь, реализовала традициишые подростковые задачи: члены этой груп­пы восстали против семейной опеки с заданной и стабильной сексуальной жизнью, свидетельствующей об определенных мо­ральных, этических и политических обязательствах. Эти юноши и девушки остаются, однако, динамичными, они не завершают свое юношеское развитие и стремятся противопоставить себя обществу.

созданному взрослыми.

Кенистон сделал свои выводы, исходя из наблюдений за представителями привилегированных классов — молодыми аме­риканскими студентами, которые отказались от системы отцов­ских привилегий ради создания коммун или ради активного включения в более радикальные политические движения (на­пример, движение протеста против войны во Вьетнаме). Однако сегодня значение этих движений протеста представляется гораз­до более скромным: мы не уверены, что подобная концепция юности имеет будущее в общественном сознании и может по­влечь за собой точные теоретические формулировки.

Однако эта частная проблема встает вновь, как только речь заходит об определении этапов жизненного цикла человека: что есть молодость — продолжение отрочества или начало взрослой жизни?

123

Авторы большинства работ по психологии развития придержи­ваются второго мнения и выделяют в жизненном цикле человека три больших этапа: детство, отрочество, взрослость. Детство подраз­деляется на три периода: период вскармливания, раннее д<угство и школьный возраст. Взрослый возраст также делится на три периода: молодость, средний возраст и пожилой возраст. На первый взгляд подобное деление может показаться произвольным, но оно оказьша-ется уместным, если обратиться к специфике каждого отрезка жиз­ни в терминах тех задач, которые свойственны каждому этапу развития. Каждый период характеризуется совокупностью социаль­ных и психологических достижений, которые, конечно, несовер­шенны, но имеют определенное значение для всех представителей данной возрастной группы. Общепринятым является представление о том, что отрочество характеризуется такими психосоциальными потребностями, как освобождение от родительской опеки и установ­ление половой идентичности. Реализация этих задач озиачает завер­шение отрочества и начало взрослого возраста. Отныне молодой человек сталкивается с другими задачами, связанными в основном с выбором партнера и профессиональной самореализацией — тем, что среди прочего определяет судьбу человека в нашем обществе.