Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

А.С. Донченко, Т.Н. Осташко, История ветеринарной медицины. Древний мир - начало ХХ века

..pdf
Скачиваний:
346
Добавлен:
01.09.2020
Размер:
83.27 Mб
Скачать
Лист из трактата по гиппиат-
рии Джордано Руффо

а не компиляция сочинений гре- ческих и римских авторов. Предложенные им способы лечения лошадей рациональны и свободны от суеверий. Сочинение Руффо считают первым в средневековой Европе руководством по ветеринарии. В те- чение почти четырех веков оно служило учебным пособием для ветеринаров различных стран. Очень популярен был также трактат по гиппиатрике Лоренцо Руссо (Русиус), который римский ветеринар написал примерно в середине XIV в. Книга Руссо включает 181 главу, из которых 76 полностью заимствованы у Руффо. Полагают, что Руссо пользовался также работами антич- ных гиппиатров, однако конкретные источники неизвестны. Другие

средневековые труды по патологии лошадей тоже полны заимствований у античных авторов. Оригинальностью отличается со- чинение француза Æ. äå Áðèå по патологии овец. Средние века оставили многочисленные материалы о болезнях собак и птиц. Страсть королей и высшей знати к соколиной и псовой охоте, разведению скаковых лошадей побуждала специально заказывать работы по ветеринарной медицине. За такие сочинения порой выплачивались весьма значительные вознаграждения. Трактат по птицеводству написал и сам император Фридрих II.

Оценивая качество средневековых трудов по ветеринарии в целом, сошлемся на мнение Л. Муле: «Средние века дали мало, эта эпоха была, скорее, периодом обратного движения в ветеринарной эволюции. Между появлением гиппиатрик греческих, трактата Вегеция, ветеринарных трудов арабов и переводом этих самых работ в XVI веке есть пробел, который авторы Средних веков и не старались заполнить, не постигая его».

Опустошительные эпидемии и эпизоотии средневековые хроники объединяли общим наименованием «мор». Судя по сохранившимся описаниям, «мором» называли различные заболевания (чуму, тиф, оспу, дизентерию и др.) и нередко смешанные эпидемии. Начиная с VI в. Западную и Центральную Европу с частой периодичностью поражала чума крупного рогатого скота. В Гре-

71

ции и Италии, во Франции и Германии свирепствовала повальная болезнь, которой заболевали одновременно и люди, и животные. Период с 800 по 1316 г. в летописях большинства европейских стран характеризуется как время ужасных бедствий. За этот период зафиксировано свыше 20 тяжелейших эпизоотий, из них 5 — среди крупного рогатого скота, 2 — среди лошадей, 12 поражали различные виды скота, а 4 были губительны для животных и людей. Эпизоотии среди крупного рогатого скота были скоротечны: за короткое время погибали все животные. Летописные хроники сообщают, что в 1275 г. в Англию было занесено заболевание, которое по описанию соответствует оспе овец; по мере распространения эпизоотии в последующие 28 лет овцеводство в Англии было практически уничтожено. С 1301 по 1313 г. в Риме свирепствовала эпизоотия среди лошадей; по свидетельствам очевидцев тех лет, больные лошади не поднимали головы, глаза у них слезились, падеж был весьма высок. В 1411 г. вся Европа пострадала от эпизоотии среди овец, для болезни были характерны лихорадка и сыпь на коже.

В XVI—XVII вв. эпизоотии продолжали опустошать европейские страны. В Северной Италии, Англии, Франции в 1514 г. гибнет скот от болезни, которую современные исследователи определяют по описанию как ящур. С 1515 г. во Франции свирепствовала чесотка овец, постепенно распространившаяся по всей Европе. Большинство заразных болезней с тяжелыми кожными поражениями называли чумой. В 1609 г. чума крупного рогатого скота отме- чалась в Центральной и Западной Европе, сначала в Богемии, а с 1610 г. — в Эльзасе, Саксонии, Баварии и Голландии. Тридцатилетняя война (1618—1648) способствовала распространению чумы крупного рогатого скота по всей Европе. Во многих странах не осталось животных для обработки полей и перевозки грузов. В 1682 и 1683 гг. во Франции, а затем в Италии, Швейцарии, Германии и Польше вновь появился ящур, которым заражались и люди, и животные. В 1690—1692 гг. в Северной Италии было зарегистрировано заболевание овец, сопровождавшееся тяжелыми кожными поражениями; после нескольких дней недомогания большинство овец слепло, часть погибала от истощения.

Эпизоотии усугубляли и без того тяжелое эпидемиологическое положение средневековых городов. Во время вспышек чумы, холеры, оспы именно в городах была самая высокая смертность. Средневековая Европа пережила две пандемии чумы: «чуму Юстиниана», которая в VI в. пришла из Египта и в течение почти 60 лет опустошала страны Средиземноморья, и «черную смерть»

72

1346—1348 гг., завезенную с Востока через Италию. Смерть наступала через несколько часов после заражения. В Генуе умерло 50 % населения, в Венеции — 70, в Лондоне — 90 %. В течение столетий в европейских странах разрабатывалась система мер борьбы с мором. Накапливался опыт, подсказывавший, что в период распространения инфекции необходимо особенно тщательно следить за санитарным состоянием городов, бороться с крысами, строго соблюдать необходимые карантинные меры и т. п. Появились учения о чуме, холере, проказе, инфлуэнце, чесотке, трахоме, дифтерии и других инфекциях. В XIV в. они были включены в особый свод новых учений о «заразных болезнях» (от лат. morbid contagiosi).

Во время мора устанавливали карантины в портовых городах, закрывали сухопутные границы. В 1539 г., например, во избежание заноса чумы крупного рогатого скота в Венецию и Падую был полностью запрещен ввоз животных из Венгрии и Далмации. Для борьбы с эпизоотиями применяли специальные меры, аналогич- ные противоэпидемическим. В ряде стран и крупных городов публиковались специальные правила-регламенты, имевшие целью предотвратить занос и распространение заразы. В 1550 г. во Франции, например, был издан «Мандат о чесотке овец», применявшийся и в отношении других болезней животных. Этот документ — одно из первых противоэпизоотических наставлений средневековой эпохи. Мандатом предписывалось убивать больных овец и не вывозить животных из зараженной местности; запрещалось перегонять отары, дабы не распространять инфекцию и др. Необходимость выполнения предписаний мандата неоднократно подтверждалась. В отдельных случаях прибегали к более радикальным действиям. Английский врач Бэтс при вспышке чумы крупного рогатого скота (1665) заставил убить в очагах эпизоотии в те- чение трех месяцев 6 тыс. голов скота и таким образом приостановил распространение болезни. Кроме полного уничтожения зараженных животных Бэтс рекомендовал сжигать падаль, дезинфицировать скотские помещения, после чего оставлять их на 3 месяца незанятыми. Врач полагал, что чума в Лондоне среди людей в 1665 г. распространилась вследствие плохой уборки с улиц трупов животных.

Позднее Средневековье (XV—XVII вв.) в Западной Европе было временем больших перемен. В недрах феодализма зарождался новый, капиталистический способ производства, начал формироваться новый социальный слой — буржуазия. Идейным содержанием раннебуржуазной культуры стал гуманизм (от лат. humanus

73

«человеческий») с его интересом к многогранной личности. Новая идеология расшатывала основы теолого-схоластических представлений. Культура и наука, преодолевая сопротивление церкви, постепенно приобретали светский характер. Усилился интерес к знаниям, полученным от античного мира, арабских и других восто- чных стран. В XV—XVI столетиях стали известны оригиналы гре- ческих рукописей Галена, которые существовали ранее только в арабских переводах. Был обнаружен греческий оригинал «Гиппократова сборника», найден энциклопедический труд Корнелия Цельса «О медицине». С появлением книгопечатания античные тексты получили вторую жизнь в иллюстрированных изданиях. Книгопечатание сделало возможным получать сотни экземпляров относительно дешевых книг, что оказало большое влияние на развитие и ветеринарной медицины.

В эпоху Возрождения характерными чертами естествознания и медицины стали утверждение опытного метода в науке и метафизическое мышление. Это было шагом вперед по сравнению со схоластическим мышлением классического Средневековья. Одним из первых против схоластической медицины выступил выдающийся врач и химик Филипп Ауреол Теофраст (Бомбаст фон Гогенгейм), более известный как Парацельс (1493—1541). Он родился в Швейцарии, учился медицине в итальянском, немецком и французском университетах, много путешествовал по Европе. Около 1515 г.

получил звание врача, работал в Зальцбурге, Страсбурге; в 1526 г.

 

стал профессором университета и

 

городским врачом в Базеле. Вся дея-

 

тельность Парацельса была направ-

 

лена против схоластики и слепого

 

почитания авторитета древних (Га-

 

лена и др.). Он стремился создать

 

медицинскую науку, основанную на

 

опыте и наблюдениях: «Теория вра-

 

ча — это опыт. Никто не может

 

стать врачом без науки и опыта».

 

Парацельс отвергал учение древних

 

о четырех соках человеческого тела

 

и считал, что совершающиеся в че-

 

ловеческом теле процессы являются

 

химическими. «Изменения, проис-

 

ходящие в теле, — химического

 

свойства, и болезни тела должны

Парацельс

исцеляться химическими препара-

 

74

тами. Жизнь — в основном химиче- ский процесс, а тело — химическая лаборатория, в которой принципы ртути, серы и соли смешиваются, реагируют, приносят болезнь или здоровье», — писал Парацельс. Он изучал терапевтическое действие различных химических элементов и соединений. Парацельса считают одним из основателей ятрохимии — нового научного направления, использующего химические препараты для лечения различных заболеваний.

Парацельс утверждал, что уни-

 

версального средства от всех болез-

 

ней не существует, что следует ис-

Леонардо да Винчи

кать специальные средства против

 

каждой конкретной болезни. В своих работах ученый-врач широко использовал опыт народной медицины и ветеринарии. В 1536 г. была издана «Большая хирургия» Парацельса, учение о раневых инфекциях и лечении язв. Помимо введения в практику новых химических лечебных препаратов он пересмотрел и растительные препараты, стал выделять и применять лекарства в виде тинкстур, экстрактов и эликсиров; развил новое для того времени представление о дозировке лекарств, использовал минеральные источники для медицинских целей.

Большой интерес к анатомическим исследованиям проявлял гениальный итальянский художник и ученый-энциклопедист Леонардо да Винчи (1452—1519). Живопись побудила его еще в юношеские годы ученичества углубленно изучать анатомию. В 1487— 1495 гг. Леонардо серьезно занимался анатомическими исследованиями в Милане, где он работал с врачом Марком Антонио (изу- чение анатомии требовало сотрудничества врачей с художниками, поскольку фотографии тогда не было). Анатомией человека и животных Леонардо продолжал заниматься и в последующие годы своей жизни — и как художник, и как ученый. Леонардо да Винчи одним из первых в Европе начал систематически изучать анатоми- ческое строение человека, уделяя при этом особое внимание функциям внутренних органов, скелета и мускулов. Он описал и зарисовал многие мышцы, кости, нервы и внутренние органы. Анатомические зарисовки великого живописца по точности и мастер-

75

ству превосходят не только современные ему работы, но и многие последующие.

Многочисленные анатомические рисунки Леонардо да Винчи представляют собой некую совокупность изображений, позволяющих судить об общих закономерностях строения организма. Составленные Леонардо тексты, поясняющие рисунки имеют принципиально важное значение. Леонардо-биолог стремился объяснить функцию того или иного органа. Великий художник и ученый Леонардо намеревался написать обобщающий труд по анатомии и предполагал начать его с описания развития зародыша. Его интересовали также вопросы сравнительной анатомии человека и животных. Анатомические работы Леонардо да Винчи на полвека опередили исследования основоположника современной научной анатомии Андреаса Везалия, но остались неизвестными современникам. Только во второй половине XVIII в. из сохранившихся записей и рисунков было составлено 13 книг, среди которых «Книга о животных», «О полете птиц», «Анатомические тетради» и др.

Превращение анатомии в научную систему знаний связано прежде всего с именем Андреаса Везалия (1514—1564). Его отец был аптекарем при дворе Карла V. Везалий учился медицине в двух университетах (в Монтелье и Париже), в 23 года получил степень доктора медицины и стал профессором Падуанского университета — передового научного центра того времени. Везалий хо-

Андреас Везалий

Титульныé лист книги Везалия

 

«О строении человеческого тела»

76

рошо знал труды Галена, к которому относился с большим почтением, переводил и готовил его книги к изданию. К XVI в. в Северной Италии жесткий церковный запрет на вскрытие трупов был отменен, и ученый смог пополнить и уточнить свои знания в области анатомии. Анатомируя человеческие трупы, Везалий убедился, что взгляды Галена на строение тела человека во многом ошибочны. Он исправил более 200 ошибок Галена, правильно описал скелет человека, мышцы и многие внутренние органы; установил отсутствие в сердечной перего-

родке отверстий, через которые, со- Мигель Сервет гласно учению Галена, кровь должна была проникать из правого желудочка в левый и контактиро-

вать с пневмой; описал клапаны сердца и таким образом создал предпосылки для обоснования кругового движения крови и открытия системы кровообращения У. Гарвеем.

В 1543 г. был издан главный труд А. Везалия «О строении человеческого тела» в 7 книгах. Обобщая достижения анатомии предыдущих столетий, Везалий неоднократно ссылается на работы великих анатомов Александрийской школы — Герофила и Эразистрата, цитирует Аристотеля и Авиценну, а также других известных авторов. Экспериментально обоснованные выводы ученого вызвали ярость схоластов-галенистов. В 1546 г. он был изгнан из Падуанского университета, обвинен в посягательстве на авторитет канонизированного церковью Галена и осужден на смерть. Впоследствии смертный приговор заменили паломничеством в Иерусалим. На обратном пути в Европу А. Везалий заболел и умер в расцвете сил и таланта.

Примеру Везалия последовали другие ученые. В 1553 г. испанский философ-богослов и врач Мигель Сервет (1509—1553) впервые в Европе описал малый круг кровообращения, ссылаясь на новые достижения естествознания. Многие философские и естественнонаучные положения этого труда входили в противоречие с догматами церкви. Сервет был объявлен еретиком и предан жестокой казни — сожжен живым на костре вместе со своей книгой. Тем не менее исследования движения крови неустанно продолжались.

77

Р. Коломбо (1516—1559), возглавивший после Везалия кафедру анатомии в Падуанском университете, изучал движение крови в легких и описал свои наблюдения в труде «Об анатомии» в 15 книгах (1559). Иероним Фабриций (1533—1619), учитель У. Гарвея, описал и первый продемонстрировал работу (1603) венозных клапанов, доказав таким образом одностороннее движение крови по венам в направлении сердца. Анатомические исследования в эпоху Возрождения затронули многие системы организма. Бартоломео Евстахий (1510—1574) в 1563 г. впервые подробно описал орган слуха у человека (слуховая труба названа его именем). Габриэль Фаллопий (1523—1562) изучал строение репродуктивных органов, развитие человеческого зародыша и его сосудистой системы, он впервые описал строение и функции маточных (фаллопиевых) труб. Усилиями многих ученых эпохи Возрождения был заложен фундамент научной анатомии, на основе которого впоследствии получили развитие физиология, терапия, хирургия.

Рождение физиологии и эмбриологии как науки связано с именем выдающегося английского врача Уильяма Гарвея (1578—1657). Ему принадлежит заслуга в создании теории кровообращения. В возрасте 21 года У. Гарвей окончил Кембриджский университет, в 24 года в Падуанском университете (Италия) стал доктором медицины. По возвращении на родину Гарвей получил второй диплом — доктора медицины Кембриджского университета. Был назначен профессором кафедры анатомии, физиологии и хирургии в

Бартоломео Евстахий

Уильям Гарвей

78

Лондоне. Основываясь на достижениях Везалия, Коломбо, Фабриция, Гарвей математически рассчитал и экспериментально обосновал теорию кровообращения, согласно которой кровь возвращается к сердцу по малому и большому кругам. Уче- ный доказал научную несостоятельность учения Галена, господствовавшего в течение 1500 лет. Замкнутость круга кровообращения У. Гарвей объяснял прямым соединением артерий и вен посредством мель- чайших трубочек; эти трубочки — капилляры — были открыты М. Мальпиги лишь через 4 года

после смерти Гарвея. После много-

Титульный лист

книги

Гарвея

летней проверки в эксперименте

«Ана-томическое

исследование

У. Гарвей изложил свою теорию в

о движении сердца и

крови

фундаментальном труде «Анатоми-

у животных»

 

ческое исследование о движении сердца и крови у животных» (1628). Теория Гарвея подвергалась жесточайшим нападкам и обвинениям со стороны современников и церкви за посягательство на авторитет древних ученых и религиозно-идеологическое мировоззрение, господствовавшее тогда в естествознании.

У. Гарвея считают также одним из основателей современной эмбриологии. В книге «Исследования о зарождении животных» (1651) он обобщил результаты многолетних исследований эмбрионального развития беспозвоночных и позвоночных животных (птиц и млекопитающих) и сделал вывод, что «яйцо есть общее первоначало всех животных». Из яйца происходят не только животные яйцеродящие, но и живородящие — млекопитающие и че- ловек. Это утверждение У. Гарвея было поистине гениальной догадкой: лишь 175 лет спустя российский ученый К. М. Бэр открыл яйцеклетку млекопитающих. Гарвей выступал противником преформизма (теория спонтанного самозарождения) и считал, что организмы развиваются из яйца «путем прибавления частей, отделяющихся одна от другой».

В Средние века естественно-научные причины эпидемий и эпизоотий еще не были известны. Огромные размеры бедствий и беспомощность перед ними человека вызывали величайшее смятение и суеверный ужас. Одни ученые связывали эпидемии с зем-

79

летрясениями, которые, по их утверждению, во все времена совпадали с опустошениями от повальных болезней. По мнению других (их было большинство), эпидемии вызывали «миазмы», «заразные испарения», возникающие в результате гнилостных процессов под землей и поднимающиеся на поверхность при извержении вулканов. Третьи считали, что развитие эпидемий направляется особым положением звезд и планет, оно связано с лунными и солнечными затмениями и т. д.

Первую научно обоснованную концепцию распространения заразных болезней выдвинул Джироламо Фракасторо (1478—1553), итальянский ученый — врач, физик, астроном и поэт, один из выдающихся деятелей эпохи Возрождения. Медицинское образование он получил в Падуанском университете и уже будучи профессором этого университета написал основополагающий труд «О контагии, контагиозных болезнях и лечении» (1546) в 3 книгах. Первая из них содержит систематическое обобщение взглядов предшественников — Гиппократа и Фукидида, Аристотеля и Лукреция Кара, Плиния Старшего и Галена, Абу Бакра, Ибн Сины и других медицинских авторов — на происхождение и лечение заразных болезней. Вторая книга посвящена описанию конкретных заразных болезней (оспы, кори, чумы, малярии, бешенства,

Джироламо Фракасторо

Титульный лист книги Фракасторо

 

«О контагиях, контагиозных бо-

 

лезнях и лечении»

80

Соседние файлы в предмете История Биологии