Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Формальная логика.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
6.39 Mб
Скачать

6 Маркс к. Н Энгельс ф. Соч., т. 20, с. 138.

Ф. Энгельс в произведении «Анти-Дюринг» писал о фор­мальной логике, что она представляет «прежде всего метод для отыскания новых результатов, для перехода от известного к неизвестному».5 В этом высказывании Энгельса имеется в виду то, что формальная логика исследует законы, по которым из каких-либо утверждений с необходимостью вытекают новые, от­личные от них утверждения. Методологическое значение для всех наук имеет, в частности, положение формальной логики о том, что всякая истинная теория должна быть свободна от логических противоречий.

С другой стороны, требования, вытекающие из законов диа­лектической логики, выступают в качестве методологических принципов для всех наук, в том числе и для формальной логи­ки, для которой содержание, составляющее ее предмет, есть сама структура мысли, взятая в отвлечении от конкретного со­держания. Диалектическая логика, например, учит, что абст­рактной истины нет, истина всегда конкретна; она также утверждает, что на определенном этапе изучения объекта, а именно, когда выделены и зафиксированы его всеобщие свой­ства и отношения, правильным в научном отношении методом дальнейшего его изучения будет метод восхождения от аб­страктного к конкретному. Разумеется, эти требования являются всеобщими, а поэтому они относятся и к формальной логике.

Всеобщность диалектики как методологии состоит не только в том, что ее положения имеют методологическое значение для всех наук, но и в том, что они играют методологическую роль при рассмотрении любых сторон изучаемых объектов. Этим диалектика в своей функции методологии отличается от мето­дологической функции положений других наук, в частности от положений, например, математики или формальной логики.

Исходя из закономерностей познания, можно заключить, что математические методы исследования станут применяться в бу­дущем во всех науках, но это не будет означать того, что мате­матические методы всеобщи в том же самом смысле, в каком речь идет о всеобщности диалектики как метода познания, по­тому что математические методы применимы только для иссле­дования пространственных и количественных отношений в изу­чаемых объектах; качественные же стороны объекта ими не вскрываются.

Формально-логические методы имеют силу только в изуче­нии структуры выводного знания. Следовательно, формальная логика в методологическом плане также отличается от диалек­тики; сфера применимости методологической функции послед­ней, следовательно, шире, чем сфера приложения методологи­ческой функции формальной логики.

Из сказанного видно, что следование методологическим принципам диалектики в процессе исследования предполагает, что выполняются при этом все требования, вытекающие из фор­мально-логических законов.

§ 6. Практическое значение формальной логики

В параграфах, предшествующих данному, уже показано, что соблюдение законов формальной логики в процессе получения выводного знания является необходимым условием достижения истины. А так как выводное знание имеет место во всех сферах мыслительной деятельности, то знание этих законов полезно в практике мышления любого человека, независимо от харак­тера его профессии. Это не значит, конечно, что человек, не изучавший формальную логику, лишен возможности познавать мир вообще или делать научные открытия. Есть немало людей, которые являются неплохими мыслителями, не изучая логики. В этих случаях люди обходятся естественной логикой, которой они пользуются безотчетно. В то же время встречаются люди, изучавшие логику и нарушающие логические законы, правила.

Этот факт, однако, не может служить возражением против утверждения об исключительно большой пользе изучения ло­гики точно так же, как не может служить возражением против утверждения о пользе изучения грамматики и арифметики факт, что при хорошем знании правил данных дисциплин люди нару­шают их, а некоторые люди и без знания этих правил довольно грамотно говорят и правильно считают.

Конечно, без известной естественной логики невозможна по­знавательная деятельность мышления. Но если на основе этой естественной логики создана наука логики, то это значит, что мы приобрели мощное орудие, позволяющее работать в обла­сти познания более продуктивно, с большей эффективностью, чем при помощи только одной естественной логики.

Логика нужна всюду, где возникает потребность приводить в определенный порядок разрозненные, эмпирические понятия, систематизировать их и определять их точный смысл. Но особо важное значение она имеет:

  1. для научной деятельности, так как логика дает нужную подготовку для занятий наукой. Каждая наука имеет дело с пе­реработкой понятий, с систематизацией знаний, и в этом деле немаловажную роль играет знание логических правил. В наше время масса научных знаний увеличивается небывалыми ранее темпами, а следовательно, растут трудности усвоения этих зна­ний. Логика может и должна быть средством, помогающим уменьшить эти трудности, способствуя овладению логическим строем науки, что избавляет от необходимости усвоения массы деталей, содержащихся в ней. Овладение логикой, несомнен­но, способствует развитию творческого мышления, его актив­ности;

  2. особенно важна логика для занятий в области филосо­фии, потому что здесь познание в большей степени, чем в кон­кретных специальных науках, пользуется абстракциями и го­раздо больше удалено от твердой почвы опыта;

  3. большое значение имеет знание логики в научных спо­рах. Если два или более участников дискуссии исходят из одних и тех же истинных посылок, но в ходе рассуждений приходят к разным результатам, то все они не могут быть истинными,— истинным может быть только один результат, вывод. В этом случае, чтобы принудить противника встать на истинный путь, надо раскрыть логические ошибки в его рассуждении, для чего необходимо знание логических правил.

Очень часто знания логических правил бывает вполне до­статочно, чтобы обнаружить несостоятельность какого-либо рассуждения. Следующий пример может пояснить сказанное. Американский логик Беркли в одной своей книге сообщает, что в недалеком прошлом в речи одного из американских сена­торов содержались слова: «Все коммунисты нападают на меня. Он нападает на меня. Следовательно, он коммунист». Беркли совершенно справедливо заметил, что с логической точки зре­ния данное рассуждение сенатора тождественно следующему: «Все гусеницы едят капусту. Я ем капусту. Следовательно, я гусеница».

Данное рассуждение сенатора — пример нарушения элемен­тарного логического правила. Главной причиной этой логиче­ской несообразности была, видимо, ненависть сенатора к ком­мунистам, а не его незнание логики. Но очень часто та же са­мая логическая ошибка допускается людьми именно по причине незнания логических правил. Автору этих строк во время лекций по логике для первокурсников приходилось нередко спрашивать студентов, например, следует ли заключение из утверждений: «Все электроны имеют отрицательный заряд. Данная частица — электрон?». И большая часть студентов обычно отвечала непра­вильно;

4) логика, кроме всего сказанного, имеет большое значение для выражения мыслей в письменной и устной речи. Ведь для того, чтобы слушатель или читатель с большей легкостью вос­принимал мысли, излагаемые другим человеком, последний должен придать своим мыслям соответствующий порядок, ко­торый по существу есть логический порядок.

С созданием аппарата символической логики формальная логика стала играть более важную роль в развитии науки, осо­бенно после того, как методы математической логики нашли применение в технике, в исследовании оснований матема­тики, а также в разработке логических принципов построения науки.

Следует заметить, что одного знания логических правил не­достаточно для успешной деятельности в той или иной обла­сти науки, потому что, во-первых, успехи в любой науке гораздо в большей степени зависят от глубины и широты познания того содержания, которое логикой оставляется вне поля зрения, чем от знания логических законов; во-вторых, успехи науки, особен­но в наиболее сложных, обобщающих теориях, зависят от овла­дения учеными методологией материалистической диалектики и диалектической логикой. Но, как уже было замечено, подлинно диалектическое мышление предполагает подчинение формально­логическим законам,