Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Философия. Учеб. пособие для студентов вузов. В.Ф. Берков, П.А. Водопьянов, Е.З. Волчек 2017.doc
Скачиваний:
102
Добавлен:
06.07.2020
Размер:
2.28 Mб
Скачать

14.2. Высшая ценность

С последующим развитием философии понимание проблемы человека обогащается рядом существенных мо- ментов. Эпоха Возрождения (XIV-XVI вв.) с ее глубоким интересом к культурному наследию античности явилась, по выражению швейцарского историка Я. Буркхардта, "открытием человека". Суть гуманизма как социокультур- ного феномена в том, что, в противоположность господ- ствовавшим во времена средневековья воззрениям на ни- чтожность человека, личность провозглашается высшей ценностью. Человек свободен, обладает достоинством, спо- собностью к творческому развитию; его знания - соци- альная сила, могущество и торжество разума - таковы принципы нового видения человека.

У истоков европейского гуманизма стоят Ф. Петрарка. А. Данте, Леонардо да Винчи, Т. Мор, Э. Роттердамский, Н. Макиавелли, Д. Бруно, Лоренцо Балла, Пико делла Мирандола, Ф. Бэкон, Н. Коперник и ряд других выдаю- щихся мыслителей и ученых, поэтов и художников. Они выступали против духовного засилья церкви, призывали к свободомыслию и научному исследованию природы. Гу- манистические идеи получили свое выражение и распро- странение не только в Западной Европе, но и в Византии, в странах Восточной Европы. Философы эпохи Возрож- дения видели суть человека в том, что он - "прекрасный труд природы" (Данте), "величайшее орудие природы" (Леонардо да Винчи), "величайшее чудо, ... поскольку он воплощает в себе весь мир и способен обратиться в лю- бую природу, так как ему дана власть следовать любому, какому пожелает, свойству вещей" (Помпонацци).

Выдающийся белорусский просветитель и первопечат- ник Франциск Скорина (1490 - не позднее 1551), развивая мысль итальянского философа-гуманиста П. Помпонацци и признавая его личное и непосредственное идейное

223

влияние на себя, реалистически переосмысливает понятие человеческого бытия как высочайшей самоценности. Для Скорины особую важность приобретают моральные макси- мы личностных действий - человеколюбие и справедли- вость. Ренессансные традиции гуманистического видения человека конкретизируются в воззрениях более поздних

мыслителей.

В философии Нового времени предпринимается по- пытка раскрыть сущность человека не только через разум- ность, моральность, социальность и даже богоподобность, как это делалось прежде, но с учетом его природно- биологической основы. Т. Гоббс в определении человека исходит из признания основой его бытия суммы природ- ных - как физических, так и духовных - способностей, которые, однако, получают возможность подлинно чело- веческой реализации лишь в обществе, государстве на ос- нове так называемого общественного договора.

По Гоббсу, именно государство как "искусственный человек" дает возможность осуществления и развития всех основных качеств людей - разумности, стремления к благополучию, к счастью, справедливости, добродетели и т.д. В полном соответствии с гуманистической традицией прошлого Гоббс подчеркивает также достоинство и могу- щество человека, основой которых является общество и государство. Гоббс в значительной мере повлиял на раз- витие философской антропологии в Европе и Северной Америке XVIII и XIX вв.

Материалистическую линию в трактовке человека продолжает Д. Локк. Он ставит вопрос о единстве тела и духа в человеке. В своей концепции воспитания, оказав- шей значительное воздействие на Руссо и последующую педагогическую и философскую мысль Европы, Локк придает важную роль формированию как физического, так и духовного совершенства личности. "Здоровый дух в здоровом теле", - вот, по его мнению, наиболее полное выражение счастливого состояния человека в мире.

Представители французского материализма XVIII в. обосновывают в дальнейшем еще более глубоко материали- стический подход к человеку. "Физическая чувственность, - писал Гельвеции в работе "О человеке", - это сам человек и источник всего того, чем он является". Признавая дви- жущими силами действий и поступков людей физические

224

ощущения удовольствия и страдания, из которых форми- руются чувства самосохранения и самолюбия, принцип "разумного эгоизма", французские материалисты пришли к пониманию решающей роли интересов как осознанных потребностей, мотивирующих поведение человека. Собст- венно, по Гельвецию, интерес и возникает из склонности человека к наслаждению. Для него чувственные впечатле- ния, себялюбие, наслаждение и правильно понятый лич- ностный интерес составляют основу всей морали.

В своей материалистической трактовке человека французские мыслители стремились преодолеть религи- озно-спиритуалистические концепции с их дуалистическим противопоставлением тела и духа. Но они здесь сами до- пускали неправомерные упрощения, что давало основания для критики и упреков в их адрес.

Свойственную французским материалистам механи- цистскую односторонность в трактовке проблемы челове- ка стремились преодолеть выдающиеся представители классической немецкой философии И. Кант, И. Фихте, Г. Гегель. Они настаивали на том, что не природно- чувственные отношения составляют сущность человека в обществе. Так, Кант разделяет мир человека и человече- ских отношений на сферу явлений, где человек проявляет себя как природно-чувственное существо, и сферу умопо- стигаемых процессов, где он рассуждает и совершенствует свои поступки в соответствии с высшими принципами разума. Эта специфически человеческая сфера мораль- ности нередко отождествлялась Кантом с человеческой культурой вообще, с духовностью и даже социальностью цивилизованного человека. Здесь, в сфере умопостигае- мого мира свободная воля так называемого практического разума принуждает индивида действовать не в силу эгои- стически-себялюбивых стремлений к чувственному удо- вольствию, счастью, а в силу общественного - морального по своей сути - долга в соответствии с выдвигаемыми свободным разумом целями.

Моральность с ее императивами, писал Кант, бес- конечно возвышает ценность человека как мыслящего существа. Моральный закон открывает в личности жизнь, независимую от животной природы и даже всего чувст- венно воспринимаемого мира. Гегель также полагал, что в реализации своей духовной сущности человек преодоле-

8 Зак. 83 225

вает природность через включение личности в многообра- зие отношений общественной жизни (семья, собствен- ность, государство, право и т.д.).

Великие представители классической немецкой философии отвергали утверждение о фундаментальной, сущностной врожденности зла и порочности человека. Они оптимистически заявляли, что люди должны иметь возможность надеяться на свое совершенствование при- ложением собственных сил, ибо каждый из них может стать добрым человеком. И наоборот, отвергая механицист- ские представления некоторых мыслителей-просветителей о гипертрофированном стремлении к удовольствию и себя- любию "естественного человека", они считали, что себя- любивый интерес - корень всякого зла в индивиде и об- ществе.

Человек, согласно немецким философам, является творцом самого себя через многообразие своей практиче- ской деятельности. Однако они эту деятельность понима- ли абстрактно как деятельность мышления, воли, духа. Во многих случаях, правда, ими признавалась огромная роль в становлении человеческой личности труда, языка, ре- альной жизни индивида. "Нет человека вообще, - отмечал Гегель, - он всегда конкретен". Но в соответствии со сво- ей философией абсолютной идеи мыслитель, возвеличи- вая всеобщее в человеке и его личности, советовал не придавать чрезмерно большого значения своеобразию че- ловека.

Немецкие философы научно отвергали необходи- мость связывать цель и назначение человека с Богом и вообще со сверхъестественным. Они указывали, что все цели и смысл человеческого существования заключаются в самом человеке. Подлинное назначение человека в мышлении и его прогрессе, утверждал Фихте.

Вместе с тем нельзя согласиться с немецкими мыс- лителями в том, что понятие человека как свободного и разумного индивида не нуждается не только в каком-либо высшем существе, стоящем над ним, но и в каком-либо материальном основании для своей собственной воли.

В рамках классической немецкой философии, в значительной степени под влиянием идеалистической концепции человека, сложилась и кантовская этика долга,

226

которая поставила под сомнение принцип наслаждения и счастья, во всяком случае, подчинила его принципу долга. Выдвинутый Кантом категорический императив, требо- вавший в своих мотивах и постулатах относиться к чело- вечеству и в своем лице, и в лице любого другого челове- ка только как к высшей цели и никогда как к средству, хотя и давал достаточно фундаментальное подтверждение абсолютной самоценности человеческой личности, однако основу нравственности искал в разуме. Между тем люди сознательно черпают свои нравственные воззрения в ко- нечном счете из практических отношений.

Своими выводами о качественной специфике зако- нов общества, о роли трудовой деятельности в становле- нии человека, о диалектике свободы и необходимости в эволюции человеческого духа немецкие философы- идеалисты внесли значительный вклад в создание предпо- сылок для формирования антропологизма Л. Фейербаха и марксистской теории общества и человека.