Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Актуальные проблемы социальных и психологических наук+++.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.82 Mб
Скачать

Литература и источники

1. Всероссийский центр изучения общественного мнения. https://wciom.ru/

2. Ирхин, Ю. В. Политическое лидерство: критерии эффективности / Ю. В. Ирхин // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. – 2014. – № 3 (35) Т. 7. – С. 6-14.

Научный руководитель – к.с.н., доцент Головацкий Е.В., ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»

УДК 316.334.3

Религиозные конфессии: сибирские ценности соседства и толерантности Логунова л. Ю., Соколик е. В.

ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»

vinsky888@mail.ru, sokolik.zhenya@yandex.ru

Актуальность изучения межкультурного диалога между христианской и мусульманской культурами заключается в необходимости поиска точек соприкосновения между представителями конфессий, живущих по соседству. Очевидна разность культурных миров, но общность повседневных задач, которые соседи могут вместе решать.

Соседство двух культурных миров, сопровождающееся конфликтами, длится не одну сотню лет (падение Византии, крестовые походы, испанская Реконкиста, арабо-исламская экспансия, Османские завоевания европейских государств). Такое конфликтогенное соседство вынуждало мусульман и христиан учиться договариваться и уживаться на одной территории. Несмотря на неоднозначность взаимодействия, диалог между ними существовал всегда: шло взаимопроникновение позитивных элементов повседневной культуры. У мусульман христиане позаимствовали для себя много новшеств: орошение полей, выращивание риса, культивирование фиников, гранатов, сахарного тростника. Они научились производству качественного шелка, ткацкому промыслу, овцеводству, усовершенствовали навыки добычи руды и обработки металлов. Из оружия христиане позаимствовали арбалет, копье с перевязью; из растений – кунжут, абрикосы и арбуз, в искусстве – орнамент арабеска, мозаичный стиль декорирования помещений, искусство каллиграфии и др. Мусульмане, в свою очередь, переняли опыт и знания христиан в отраслях военного и морского дела, научились разводить виноградники и даже пить вино (в Болгарии).

Еще один результат такого взаимодействия – возникновение новых этноконфессиональных групп. Например, боснийцы – славяне по происхождению и языку, но мусульмане по вероисповеданию. Свою национальную идентичность представители мусульманской Боснии определяют не по территории или национальности, но по принадлежности к мусульманской вере. В Болгарии субэтнос – помаки (болгары-магометане) [1]. Для них родной язык болгарский, а вероисповедание мусульманское.

Российская история свидетельствует об особых отношениях представителей разных конфессий к своей родине. Мусульмане не раз вставали на защиту России (во времена Смуты, во время Первой и Второй мировых войн). Такой исторический опыт является примером межнациональной солидарности.

В Сибири отношения между соседями разных национальностей и вероисповеданий мирное. Это особенность ментальности сибирской общности. Сибирь – это исторически большой котел, огромная территория «без национальных и конфессиональных границ, где сложилась еще одна черта сибирства – толерантность. Бесконечные волны вольных и невольных переселенцев сталкивались и перемешивались в единую массу ... При этом столкновении нивелировались национальные и религиозные различия [2]. Результаты интервью (г. Прокопьевск, 10 респондентов, 2017 год) показали, что представители разных религиозных взглядов могут успешно взаимодействовать на бытовом уровне, работать вместе, создавать семьи, иметь «дружеские» отношения. Сибиряки не судят о человеке по его религиозной принадлежности. «У нас место такое – Сибирь, здесь все мусульмане привычные»; «Тут в Сибири … мусульмане свои, может потому что место такое. Сюда же всех ссылали, и хочешь, не хочешь, приходилось, как-то общаться …, мусульмане и христиане в Сибири всегда жили мирно, никогда не было конфликтов на религиозной почве». «Отношения у меня со многими христианами хорошие. Врагов я себе, хвала Аллаху, не нажил. Коран нам предписывает относиться терпимо ко всем религиям».

Мусульмане в Сибири хорошо ассимилированы, находят общий язык с представителями иной религии. Различия в вере принимаются, но на повседневном уровне этим различиям не придается особого значения. Мусульмане с христианами заключают браки, оставляя при этом за супругом свободу выбора вероисповедания. «У меня муж христианин. Дети у меня, один мусульманин, а другой крест носит. Я к этому нормально отношусь».

Однако, ощутим внутренний конфликт между носителями разных культурных картин мира. Данный конфликт проявляется на уровне социокодов культуры [4; 3, с. 69] интерпретации ценностей, норм в повседневной жизни, стереотипов восприятия друг друга. И если принципиальных расхождений в ценностях не существует, то особенности социокода определяют различия в нормах повседневных практик. Культура мусульманского мира формировалась вокруг идеи о необходимости силового захвата ресурсов (например, оазисов в пустыне). Европейские территории воспринимаются мусульманскими нациями в качестве ресурсов, необходимых для развития. «Пассионарные» культуры стремятся к расширению территорий или влияния [5]. Христианские культуры – земледельческие, оседлые, «усталые». Их идея – миссионерство, силе и власти противопоставляется – чувства любви к ближнему. Такая позиция расценивается магометанами как слабая, достойная атаки и агрессии. Возможно, в этом и заключено абсолютное непонимание друг друга представителями этих разных полюсов культуры, длящееся столетия. Такую картину можно наблюдать и сегодня в Европе. Умиротворенная, уставшая Западная цивилизация из последних сил пытается сдерживать свои границы от наплыва мигрантов мусульман – представителей молодой и энергичной культуры, пытаясь сохранять основы своей христианской идентичности, перемешанной с ценностями европейской культуры. Мультикультурность, как одна из таких ценностей, по признанию европейских политиков, сегодня потерпела полный крах.

Диссонанс социокодов усиливает напряженность между соседствующими конфессиями. Так, общими для двух религий являются ценности веры, догматов, семьи, жизни, справедливости, гуманизма и др. Конфликтогенной зоной становится осознание различий в значимости веры и священных книг. «Как многие религии ислам трактуют, что нужно убивать неверных, где бы вы их не встретили. Контексты вырывают из Корана и говорят».

Функционирование стереотипов о представителях разных религий приводит к дистанцированию соседей. Ответы респондентов подтверждают существование стереотипов. «Женщины, которые ходят замотанные у нас по городу, не внушают доверия», считает христианка. Мусульманин жалуется: «Два года назад супруга работала воспитателем в детском саду, в итоге родители детей стали возмущаться, опасаться, – жену уволили». Стереотипизируется представление о положении женщин в исламе: «Мусульманство как вера женщину не наделяет такими правами как свобода выбора, слова». Мусульмане в ходе интервью неоднократно обращали внимание на то, что считают христиан идолопоклонниками: «Они в какой-то мере для меня даже язычники, потому что в моем понимании, не может икона, сотворенная людьми, приносить какую-то пользу; «Они поклоняются иконам и мощам. Это же чистой воды идолопоклонство»; «Коран говорит, что они заблудшие».

Мусульманин видит мир с позиций Корана: «Истинная религия перед Всевышнем – только ислам»; «На данное время я на сто процентов уверен, что истинная религия для человечества – ислам. Все остальное дано от Всевышнего, но искажено и испорчено»; «Каждый человек, как в Коране сказано, рожден мусульманином»; «В Коране можно найти ответы на все случаи жизни».

У христиан представление о мусульманах сложилось на основе опыта толерантности и гостеприимства. По мнению респонденттки-христианки, «споры в общении, конечно, возникают, как и у любых людей … независимо от вероисповедания. … Если мне человек нравится, приятен, я буду с ним общаться, пусть он будет иудей, мусульманин, язычник». Мусульманин отвечает так: «Я принимаю выбор каждого из людей, принимаю религию любого вида, считаю, что Бог один …, это выбор каждого. Создатель един, поэтому, я положительно отношусь к каждой религии». Его слоав подтверждает хритианин: «Вот где-то там, я не знаю, а то, что мы здесь все вместе живем, у нас место такое – Сибирь. Здесь все мусульмане привычные». Сибирские мусульмане разделяют позицию соседей-иноверцев: «Отношения у меня со многими христианами хорошие. Врагов я себе, хвала Аллаху, не нажил. Коран нам предписывает относиться терпимо ко всем религиям».

Разные способы социализации, общения и образа жизни «некомпоиментарных» культур искажают восприятие иноверцев, что препятствует конструктивному диалогу. Но сибиряки – люди разных убеждений и религиозных взглядов на протяжении многих лет успешно работали вместе, создавали семьи, жили по соседству и помогали друг другу в бытовых вопросах. Особенности климата, условий выживания и единая историческая судьба, несмотря на непреодолимые культурные противоречия, демонстрируют в повседневной жизни примеры сотрудничества и толерантности. В религиях, проповедующих любовь, доброту, сострадание, нет места для нетерпимости.