Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ФБучебноепособие.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.32 Mб
Скачать

3.2. Социальный патронаж семьи с особым ребенком как реабилитационная практика

Социальный патронаж как реабилитационная практика рассматривается многими исследователями. В первую очередь к ним относятся Алексеева Л.С., Осипова И.И., Панов А.М., Мардахаев Л.В., Холостова Е.И., Басов Н.Ф.Традиционно патронаж понимался как вид социального обслуживания индивидуальных клиентов, отдельных категорий семей, в том числе относящихся к группам риска. Это социальное обслуживание заключается в постоянном социальном надзоре, регулярном посещении их жилищ социальными работниками, оказании им необходимой экономической, материально-бытовой и иной социальной помощи. По сути речь идет о включении в повседневный быт ребенка изучение его образа жизни.

Образ жизни как способ организации людьми своей жизнедеятельности проявляется в разнообразных - структурных, содержательных и динамических характеристиках. Они в свою очередь зависят от материально- биологических, социально-нравственных и личностных факторов бытия конкретного человека, его семьи. В соответствии с культурно-антропологической концепцией образа жизни Э. А Орловой формы жизнедеятельности людей определяют четыре базовых процесса: организация материальных и социальных основ жизнеобеспечения, процессов социализации, социальной коммуникации и восстановление энергетических затрат. Организация материальных и социальных основ жизнеобеспечения членов семьи предполагает возможность для ее членов заниматься профессиональной трудовой деятельностью, вести домашнее хозяйство, а также приобретать и употреблять товары и услуги. Что касается социализации как формы жизнедеятельности, то здесь важным является факт реальной доступности к образованию для всех челнов семьи (дошкольного ,школьного профессионального), возможность участвовать в общественной жизни, заниматься любимым делом, спортом, физической культурой. Показателем образа жизни семьи является также сам процесс коммуникации, который имеет место в профессиональной жизни, в общении с друзьями, с членами семьи, получение информации из средств массовой коммуникации, из путешествий. Образ жизни семьи характеризуется также способом восстановления энергетических затрат, который происходит через питание, соблюдение личной гигиены, в процессе сна и отдыха. В социальной медицине также существует свое теоретическое представление о компонентах понятия «образа жизни». В частности, по мнению медиков, образ жизни включает четыре характеристики – экономическую— «уровень жизни», социологическую — «качество жизни», социально-психологическую — «стиль жизни» и социально-экономическую — «уклад жизни». Во всех этих и вышеуказанных характеристиках четко прослеживается социально-антропологическое измерение образа жизни каждого человека. Способы и характер решения всех проблем, с которыми сталкивается человек, как член семьи, с одной стороны имеют непосредственный и или опосредованный социальный характер, с другой, индивидуальный, т.е. определяются его субъектной позицией, смысловой картиной мира. Последние отличаются стабильностью и устойчивостью. Не случайно отечественные медики считают, что надо лечить не болезнь, а человека (М. Я. Мудров). Идею об антропологическом подходе, ориентированном на внутрений мир человека, на его потенции и имеющиеся возможности при решении всех социальных и экзистенциальных проблем, можно проследить у многих известных психологов (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Д. А Леонтьев, К. А. Абульханова-Славская и др.).

Современная реабилитационная практика постепенно переносит акценты с деятельности по оказанию разного рода услуг (юридических, медицинских, психологических, материальных ) на организацию сопровождения, задачей которого является изменение смысловой картины мира нуждающегося человека, в формировании его активной позиции и вовлечения в процесс постепенного преобразования собственного образа жизни в связи с осложненной жизненной ситуацией. Сегодня понятийное поле социальной работы несет в себе значительную долю психолого- педагогического взаимодействия антропологического типа. Это взаимодействие как сопровождение образа жизни обогащено такими понятиями как смысл, автономия, ресурс, качество жизни, самоорганизация. Оно ориентировано на целостное бытие всех членов семьи и др.

Работники социальных служб, сопровождающие семьи с детьми с инвалидностью, имеют дело с разными образами жизни, индивидуальными жизненными планами взрослых и детей, которые становятся явными в непосредственном общении и взаимодействии с окружающим миром. Сопровождение не может больше базироваться на чисто функциональных отношениях к определенной норме развития и стремлением к их достижению и преодолению дефицитов. семейное сопровождение особых детей, по нашему мнению, заключается в предоставлении им и их родственникам предлжений осмысленной деятельности в смыслозадающем (смыслонесущем) окружении. Другими словами речь идет о внесении серьезных изменений в образ жизни семьи. Окружение включает расширенный семейный контекст (семью, ближайших родственников), связи с соседями (соседи по квартире, игровая площадка во дворе), общественные связи, которые устанавливаются в различных сеттингах (локальных целевых пространствах) типа бассейна, супермаркета и др. Здесь мы имеем в виду повседневное бытие, опыт обыденного сознания людей, живущих своей повседневной жизнью среди других с связанных с ними разными интерактивными отношениями [2].

Специалист по социальной работе, социальный педагог, психолог, дефек-толог должен всегда иметь в виду, что целью семейного сопровождения яв-ляется не овладение ребенком конкретной моторной или психической функ-цией, а приобретение им возможности организовывать и преобразовывать свой жизненный мир. В конечном счете эффективность работы социально-реабилитационного центра, ориентированного на семью, зависит от характе-ра и содержания активности особых детей, от их возможностей изменять мир или соучаствовать в его изменении.

В основе социально- педагогической деятельности по семейному сопровождению, т.е. профессиональной работы в рамках педагогической, не медицинской, модели, лежит рефлексия образа особого ребенка, его окружения. Причем этот процесс является обоюдным процессом для всех участвующих лиц. Как следует из современных представлений из области специальной педагогики и психологии, инвалидность представляет собой особое состояние бытия, которое требует особого отношения и особого сопровождения. Однако, как показывает реальная практика сопровождения, ее сложно определить какими-то жесткими теоретическими рамками. Реабилитационная практика с особыми семьями и их детьми базируется на позициях, описанных в главе 1 (1.3.).

Социальный патронат семьи с особым ребенком как форма социального обслуживания осуществляется в двух видах: надомного социального обслуживания и социального контроля. Надомное социальное обслуживание - это оказание помощи пожилым людям и инвалидам, семьям, воспитывающим детей и подростков с ограниченными возможностями, находящихся в домашних условиях, лишенных помощи своих близких и не способных или мало способных к передвижению и самообслуживанию, нуждающихся в социальной поддержке. Порядок и содержание, периодичность и объемы надомного социального обслуживания инвалидов регламентируются Федеральным законом "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", Постановлениями Правительства Российской Федерации от 25.11.95 № 1151 "О федеральном перечне гарантированных государственных социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания", от 24.06.96 № 739 "О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами".

Социальный контроль – как вид патронажа заключается в изучении социального состояния и поведения отдельных семей, клиентов путем осуществления приема, обследования жилища, проведения бесед, организации наблюдения за ними. Отклонения в параметрах состояния или поведения семьи клиента могут стать причиной вмешательства для проведения каких-либо коррекционных действий, принятия мер экономической, организационной, юридической, психологической, медицинской и т.п. помощи.

В настоящее время имеет место смена акцента с контроля условий жизни на оказание реальной помощи детям и семьям в рамках индиви-дуальной программы реабилитации (ИПР). В этом контексте оправданным является определение социального патронажа как полифункциональной гуманитарной технологии, которая включает обследование семьи с целью выявления социально-психологических, педагогических, пространственно-временных условий жизни семьи, а также разработку и совместную реализацию индивидуальной для каждой семьи с особым ребенком программы реабилитации. В целом, речь идет об изменении, более полном определении содержания базовых понятий и сущности технологий, составляющих социальный патронаж. Раскроем это более подробно.

1.Изменился смысл понятия «инвалид»: это человек, обладающий определенными ресурсами и возможностями, исключающими его изоляцию от здоровых, включенный в окружающую жизнь, испытывающий удовлетворение и радость от своей жизни. Социальная работа с ребенком–инвалидом исходит не из его недостатков (не из того, чего у него нет), а из его возможностей.

2.Изменилось понимание объекта социальной работы: им является не только сам ребенок–инвалид, но и его семья. Апробация различных моделей работы с особыми детьми показывает, что без участия родителей, при наличии у них неразрешенных социальных проблем, переживании отчаяния, вины, безысходности, в условиях изолированного содержания детей в специализированных социальных учреждениях, полноценный процесс социализации, становления личности, включения в нормальную жизнь ребенка–инвалида невозможен. Поэтому в программе реабилитации патронаж ориентирован на семью с ребенком–инвалидом.

3.Особое место в социальной работе с детьми–инвалидами, их семьями отводятся субъектно- ориентированным технологиям самопомощи и поддержки, направленных на обеспечение возможно полной жизнедеятельности детей и семьи в целом. Все технологии имеют ярко выраженный социальный характер.

Во многих социальных учреждениях создаются специальные службы социального патронажа, которые, по мнению Л. С. Алексеевой, должны выполнять следующие, четко обозначенные функции:

* изучение и анализ жизненной ситуации потенциальных и реальных клиентов (семей и детей группы социального риска); Типология семьи.

* комплексное и системное воздействие на эту ситуацию и на клиентов с целью социального оздоровления;

* обеспечение последующего социального контроля за жизнедеятельностью клиентов для недопущения рецидивных явлений асоциального плана

Отечественные ученые формулируют принципы социального патронажа, к которым относятся:

1. Системность. Этот принцип предполагает построение процесса социального патронажа как системы практических действий, взаимосвязанных и взаимоувязанных в рамках единой программы. При этом проблемы клиентов рассматриваются не изолированно, а в контексте взаимосвязей, взаимоотношений внутри их семей, производственного и социального окружения;

2. Комплексность. Программа социального патронажа формируется и реализуется на основе подхода, предполагающего использование не разрозненных мер и мероприятий, а их комплекса, т. е. всего необходимого спектра социальных услуг, объективно отвечающих интересам клиентов. Соблюдение этого принципа исключает разработку программ, не адекватных трудной жизненной ситуации клиентов;

3. Оптимальное использование потенциально-положительных резервов социального, производственного и семейного окружения клиентов. Служба социального патронажа должна выявлять в окружении клиентов своих потенциальных союзников, оценивать имеющиеся у них и не используемые (или используемые не в полной мере) созидательные возможности, приводить эти возможности в действие, опираться на поддержку родственников, друзей, коллег знакомых клиентов, способных внести вклад в решение их жизненных проблем. Одновременно служба социальною патронажа принимает усилия по мобилизации потенциала тех систем (органов и учреждений), которые могут и обязаны помогать семьям и детям, но в силу различных причин пока не делают этого;

4. Укрепление собственного потенциала клиентов для самостоятельного решения своих жизненных проблем. Служба социального патронажа заботиться, чтобы содействовать клиентам в овладении новыми знаниями, умениями и навыками, с помощью которых они имели бы возможность осуществить самопомощь, независимо от внешней поддержки решать свои личные и социальные трудности. При этом следует исходить из того, что причиной социальной дезадаптации зачастую является недостаточный уровень образования и общей культуры. У отдельно взятой социальной службы нет возможности помочь клиентам решить эту задачу, но для системы социального патронажа это реально;

5. Приоритет профилактической направленности в процессе социального патронажа. Служба социального патронажа призвана как можно раньше выявлять опасные тенденции в социальном здоровье населения и купировать их дальнейшее развитие, незамедлительно принимая адекватные меры. Необходимо добиваться устранения факторов социального риска, осуществлять превенцию кризисных ситуации в семьях и в детской среде;

6. Уважение автономности семьи и личности, получающей помощь, ее прав на свободный выбор своего пути развития (если ее образ жизни не угрожает жизни и здоровью детей и ближайшего окружения). Помощь службы социального патронажа эффективна только тогда, когда способствует поддержанию, сохранению и позитивному развитию семьи как целостного образования. Меры по изъятию из семьи детей или иных ее членов оправданы лишь в том случае, когда исчерпали все иные возможности;

7. Объективная оценка потребностей семьи и личности и оказание помощи в реально возможном объеме, без стремления к неосуществимым идеалам и искусственным образцам. Служба социального патронажа настраивает клиентов на ответственный подход к решению собственных проблем, на принятие жизни во всей необходимости их достойно преодолевать. Специалисты службы должны ставить перед своими клиентами реалистичные требования и задачи, исходить при этом из реальных условий и желания помочь семье или личности преодолеть типичное для кризисов отчуждение от мира, открыть в себе внутренние ресурсы, стать творцом своей судьбы и обрести гибкость в отношениях с окружающими;

8. Дифференцированный подход к клиентам, представляющим различные группы семей и детей. В практической деятельности служба социального патронажа исходит от того, каковы конкретные трудности и проблемы клиентов (насилие, нищета, неготовность к семейной жизни, алкоголизм, детская наркомания, безнадзорность и т. п.), насколько они запущены, опасны ли и в какой мере сложившаяся ситуация для семьи, детей, ближайшего окружения и широкого социума;

9. Адресный характер. Социальный патронаж адресуется и предоставляется конкретным семьям и детям в соответствии с характером возникающих у них социальных и личностных проблем и особенностью ситуации, которая профессионально диагностируется как трудная и опасная для них самих и окружающих;

10. Взаимодействие и содействие, заключающееся в создании условий для осознания клиентами своей позиции по отношению к специалистам службы и совместной работе с ними по корректировке ситуации;

11. Разделение ответственности между клиентами и специалистами на решение кризисной жизненной ситуации и постепенная, но целенаправленная, ее передача клиентам;

12. Создание условий для самостоятельного творческого освоения клиентами системы взаимоотношений с окружающим миром и со своей ближайшей средой, а также для совершения личностно значимых жизненных поступков и выбора.

Этапы (стадии) социального патронажа: