3. Проблема происхождения жизни
Наблюдая окружающую природу, человек разделил ее на мир живых и неживых тел. Многие считают характерным свойством живого тела его способность к движению. Однако известно множество живых тел, но неподвижных, например, губки, почти все растения. С другой стороны, известен ряд тел, способных к активному движению, но неживых, например машины. Движение - это способ существования материи как живой, так и неживой.
Жизнь – первичная реальность, целостный процесс, непрерывное творческое становление «живого». Жизнь противостоит не жизни, всему неорганическому, застывшему. В результате в понятие жизни включились биологические и культурно-исторические явления. Так как «жизнь» находится в постоянном движении и противоречии, наука не может быть эффективным средством ее познания. Наука и лежащий в ее основе рассудок пользуются аналитическими методами, разлагающими явления жизни на отдельные части. Связи между предметами наука может выяснить, а потому она может изменить мир в пользу человека, создавать новые предметы и пр. однако понять сущность мира наука (и вообще разум) бессильна. Разум всегда человечески ориентирован, имеет цель, а «жизнь» выше любой целесообразности. Поэтому на первое место выходят не рациональные, а интуитивные формы познания (интуиция, понимание, миф, формы символического – образного познания, к примеру, искусства и т. д.).
Поскольку проблемы интуиции, понимания, вживания и т. п. протекают, прежде всего, в сознании личности и не могут быть доступными каждому человеку, возникает проблема «аристократизации» познания. Познание истины носит недемократический характер, она не доступна каждому в процессе обучения. Отсюда высокая оценка личности и ее творчества. Человек реализует себя как личность в истории и культуре. Его творчество соответствует «жизни», оно есть процесс и одновременно результат биологической и социальной приспособляемости. Человек живет в истории, но история не имеет объективных законов. Она имеет судьбу, и человек имеет судьбу. Общая история людей – это фикция. Культура и цивилизация имеют каждая свою судьбу, возникая, развиваясь и разрушаясь соответственно циклам времени. Цивилизация и культура настолько своеобразны, что не может быть и речи о полном понимании и серьезном влиянии их друг на друга. Следовательно, каждая цивилизация и культура имеют свои ценности, и эти ценности меняются. Есть ли ценность «жизни» безотносительно специфики культур? Да, есть. Это ценности, отражающие «стадные инстинкты», мораль рабов (христианскую), массовые предубеждения (равенство, справедливость) и т. п. Исторически такие инстинкты мы фиксируем на этапе античной цивилизации в Древней Греции. Стремление к жизни, отсутствие страха смерти, желание быть сильнее других, воля к власти, благородство и аристократизм духа – таковы основные установки и ценности философии жизни.
Мы знаем, что жизнь есть и она столь разнообразна что, по крайней мере, пока нельзя провести ярко выраженную границу между живой материей и неживой.
