Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

1 Контрольная работа / 1-18_Философия_2

.doc
Скачиваний:
78
Добавлен:
23.06.2014
Размер:
39.42 Кб
Скачать

Философия, контрольная работа №1, тема №18.

1. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ, или философия су­ществования — направление совр. философии, возник­шее накануне 1-Й мировой войны и Октябрьской рево­люции, в России (Шестов, Бердяев), после 1-й мировой войны в Германии (Хайдеггер, Ясперс, Бубер) и в период 2-й мировой войны во Франции (Сартр, Мерло-Понти, Камю, де Бовуар). С идеями экзистенциализма во Франции Г. Марсель выступил еще во время 1-й мировой войны, но как направление французского экзистенциализм сформировался только в 40-х гг. В 40—50-х гг. экзистенциализм получил распространение и в других европейских странах, а в последние годы также и в США. В Италии представителями этого направления являются Э. Кастеллп, Н. Аббаньяно, Э. Пачн, с Испа­нии к нему близок Ортега-и-Гасет, в США идеи экзистенциализма по­пуляризируют У. Лоури, У. Баррет, Дж. Эди. К экзистенциализму близки религиозно-философские направления: персонализм (франц. школы, представленной Мунье, Педонселсм, Лакруа) и диалектич. теология (К. Барт, П. Тпллих, Р. Бультман). Среди писателей 20 в. близкие экзистенциализму умо­настроения выражают Э. Хемингуэй, А. Сент-Экзю-перы, С. Беккет и др.

Экзистенциализм не является академической доктриной, его основная тема — человеческое существование, судьба личности в современном мире, вера и неверие, утрата и обретение смы­сла жизни, близкая любому художнику, писателю, поэту, с одной стороны, делает это направление популярным среди художественной интеллигенции, а с другой — побуждает самих экзистенциалистов обра­щаться к языку искусства (Сартр, Камю, Марсель). Различают экзистенциализм религиозный (Ясперс, Марсель, Бердяев, Шестов, Бубер) и атеистический (Хайдеггер, Сартр, 1,.1мю, Мерло-Понти, де Бовуар). Однако название атеистического по отношению к экзистенциализму (в частности, Хайдеггера и Камю) несколько условно, т. к. важный мотив экзистенциалистского творчества — признание того, что бог умер, сопровождается утверждением невозможности и абсурдности жизни без бога. Своими предшественниками экзистенциалисты считают Паскаля, Къеркегора, Унамуно, Достоевского и Ницше. В философском отношении на экзистенциализм оказали преобладающее влияние философия жизни, феноменология Гуссерля и Шелера.

2. Учение о бытии. С философией жизни экзистенциализм сближает стремление понять бытие как нечто непосред­ственное и преодолеть интеллектуализм как традицион­ной рационалистической философии, так и науки, предпола­гающий опосредование — этот основной принцип мышле­ния. Бытие, согласно экзистенциализму, не есть ни эмпирическая реальность, данная нам во внешнем восприятии, ни та система связей, которая конструируется научным мышлением, ни мир умопостигаемых сущностей, познание которого состав­ляло задачу классического рационализма; во всех этих слу­чаях проводится различение и даже противопоставле­ние субъекта объекту. Преодоление этой противополож­ности субъекта и объекта, если таковое допускается, как, например, у Спинозы или Гегеля, для рационалистов возможно лишь в мышлении и есть конечный пункт, цель их философствования. Согласно экзистенциализму, бытие дол­жно быть постигнуто как некая изначальная непосред­ственная, нерасчлененная целостность субъекта и объек­та; познаваемое и познающее в их целостности дол­жны совпасть, и бытие может быть постигнуто только через самое себя. Но в отличие от философии жизни, поставившей сходную задачу и выделившей в качестве изначального и подлинного бытия само переживание, экзистенциализм стремится преодолеть психологизм и найти ядро непосредственного переживания, которое не может быть названо просто переживанием, т. е. чем-то субъективным. В качестве такого ядра экзистенциализм выдвигает переживание субъ­ектом своего «бытия-в-мире». Бытие здесь дано непо­средственно, в виде собственно бытия — существования, или экзистенции. Для описания ее структуры многие представители экзистенциализм (Хайдеггер, Сартр, Мерло-Понти) прибегают к феноменологическому методу Гуссерля, выде­ляя в качестве структуры сознания его направлен­ность на другое, интенционалъностъ. В отличие от того, что в философии жизни называлось «жизнью», переживанием, к-рое как бы замкнуто в себе, экзи­стенция открыта, она направлена на другое, стано­вящееся ее центром притяжения. Согласно атеистическому варианту экзистенциализма, экзистенция есть бытие, направленное к ничто и сознающее свою конечность. Поэтому опи­сание структуры экзистенции, предпринятое Хайдеггером, есть описание ряда модусов человеческого суще­ствования. Такие модусы экзистенции, как забота, страх, решимость, совесть и др., определяются через смерть, они суть различные способы соприкосновения с ничто, движения к нему, убегания от него и т. д. Поэтому именно в пограничной ситуации (Ясперс) человек прозревает экзистенцию как глубочайший корень своего существа.

3. Экзистенциализм отвергает как рационалистическую просветительскую традицию, сводящую свободу к познанию необходимости, так и гуманистически-натуралистическую, для которой свобода состоит в раскрытии природных задатков человека, раскре­пощении его «сущностных» сил. Свобода, согласно экзистенциализму,— это сама экзистенция, экзистенция — это и есть свобода. Поскольку же структура экзистенции выражается в «направленности-на», в трансцендировании, то пони­мание свободы различными представителями экзистенциализма оп­ределяется их трактовкой трансценденции, которая в сущности и является «обиталищем» человеческой свободы. Для религиозных экзистенциалистов это означает, что сво­боду можно обрести лишь в боге. «Поскольку я постиг себя исходя из свободы, я тем самым постиг и свою трансценденцию, исчезающим явлением которой как раз и оказываюсь я в самой моей свободе» (Ясперс).

В учении о свободе по-новому возрождается кантовский категорический императив. Это обнаруживается при анализе понятия выбора. В духе Канта Сартр, например, подчеркивает, что человек отличается от всех природных существ способностью выбирать самого себя, быть самим собой и нести от­ветственность перед собой за свой выбор; более того, выбирая себя, человек тем самым «выбирает» и все человечество, так что выбор — не просто его «част­ное дело». Однако у Канта человек должен выби­рать себя по закону морального долга, а в атеистическом варианте экзистенциализм он не имеет никакого содержат, критерия выбора: он выбирает себя перед лицом ничто. Пара­докс здесь состоит в том, что, утверждая чисто этич. акт, каким является выбор, это направление экзистенциализма от­рицает какой бы то ни было содержат, принцип вы­бора. Тем самым акт выбора этический и абсолютный по форме оказывается лишь эстетическим (в смысле творческого самовыражения) и относительным по содержа­нию.

Свое учение о выборе Сартр создал под влиянием Хайдеггера, но у последнего оно имеет иной смысл, благодаря иной трактовке трансценденции, как ничто. Выбор своего Я предполагает, по Хайдеггеру, необхо­димость поставить себя перед последней возможностью своего бытия — смертью. Тем самым человек освобож­дается от власти сущего, т. е. предметного и социаль­ного мира, и оказывается перед лицом бытия, которое есть ничто. Поскольку подлинное бытие и его «прин­ципы» не могут быть сформулированы в виде общезна­чимых моральных требований, постольку человеку ни­что не может облегчить задачу выбора. Однако бытие, по Хайдеггеру, «говорит» человеку в минуту самого глу­бокого молчания, и только актом своего выбора перед лицом ничто человек обнаружвает (для себя и мира), что ему «сказалось» в этом молчании. Здесь, несмотря на отсутствие сформулированного содержат, критерия выбора, утверждается все же соотнесенность в акте выбора выбирающего с трансцендентным ему бытием (хотя и невыразимым в понятии). В религиозном экзистенциализме выбор происходит перед лицом бога; согласно Бердяеву, подлинный выбор — это выбор в себе «образа божье­го», который составляет сущность личности, но явля­ется скрытым для самого индивида, пока он живет в мире «обыденности». Но поскольку в религиозном экзистенциализме бог выступает лишь в своих отрицательных определениях, здесь также не устанавливается никакого содержат, крите­рия, за что экзистенциализм подвергается критике со стороны традиционного христианства.

Характерна в этом отношении экзистенциалистская трактовка такого важного понятия нравственной филосо­фии, как совесть. Поскольку экзистенциализм не устанавливает содер­жат, критериев добра и зла, т. е. не строит систему нравственной философии, постольку совесть определяется им как призыв экзистенции выбрать себя подлинно, найти себя. Совесть не есть призыв быть добрым и из­бегать зла — она есть призыв быть самим собой, а не «другим», не «посторонним». Быть свободным — значит для экзистенциализма – не поступать и не думать так, как поступают и думают другие.

Соседние файлы в папке 1 Контрольная работа